![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые социальные представления
Социальные представления в правовой сфере – это особая форма коллективного, обыденного знания о праве, практике его применения, правовых нормах, событиях социально-правовой жизни, усваиваемых индивидом в процессе правовой социализации. Учитывая, что правовые представления, интерпретация права принадлежат к самым сложным психосоциальным явлениям, имеющим комплекс исторических, государственно-иституциональных, мировоззренческих, личностных детерминант и одновременно множество характеристик или измерений, то в качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступает следующие: - макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т. д.); - микросоциальные условия (субкультуральные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах); - личностные условия (субъектная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении). На основе современных достижений и тенденций развития правовой психологии остановимся на научно-психологических предпосылках для реализации каждой из указанных групп условий. Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизовать объективные потребности общества, строящего правовое государство, и интересы его граждан. Последнее будет достигнуто, если при разработке законов, в непосредственной работе государственных и общественных институтов будут реализовываться следующие моменты: во-первых, учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом; во-вторых, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению престижа права в обществе; в-третьих, наряду с политической и социально-экономической стабилизацией будет вестись активная борьба с правонарушителями и осуществляться разноплановая профилактическая деятельность среди различных слоев и групп населения. Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требует, прежде всего, изучения соотношений внешней и внутренней правовой мотивации у конкретных типов людей. Мотивы правомерного поведения личности могут отличаться большим разнообразием: – убежденность в общественной пользе поступка; – долг перед обществом; – профессиональное чувство ответственности; – практическая полезность поступка для другого; – стереотип, привычное поведение; – конформизм, подчинение большинству; – боязнь юридической или моральной ответственности; – личная польза от совершения поступка; – эгоистические интересы; Из приведенного перечня видно, что здесь представлены как мотивы общественные и сугубо личные, так и множество переходных и смешанных форм мотивации. Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности – добровольного, инициативного совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность реально имела место, у человека должен быть интерес и уважение к праву, признание высокого престижа деятельности правовых учреждений, поиск наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфере. Однако, хотя позитивная социально-правовая активность в полной мере соответствует духу правового государства и демократическому общественному строю, она еще не свойственна широким кругам российского населения. В индивидуальном правосознании россиян содержатся консервативные элементы (социальные привычки, установки), которые унаследованы от ранее полученной в советский период правовой деформации личности. На личностном уровне правосознания могут существовать два рода противоречий: одно связано с прямым, до сих пор имеющим место собственно правовым насилием и унижением достоинства личности со стороны государства, общества, его институтов; второе же – с неурегулированностью отношений личность – «другой» («другие»). Противоречия в сфере отношений личность – «другие» в России усугубляется из-за того, что здесь, во-первых, до сих пор преобладают не правовые, а морально-этические регуляторы поведения (например, доверие – недоверие, совесть и пр.), а во-вторых, вместо взаимности в интерпретации прав и обязанностей партнеров по отношению друг к другу действует преимущественно механизм психологического обмена, реализуемый по формуле «ты – мне, я – тебе». Единственно действенным путем построения у нас правового общества является путь «снизу», т. е. становления сознания личности и ее способности и умения оценивать и защищать свои права. При этом начальным моментом должно стать развитие у личности способности регулировать взаимоотношения с другим человеком без того, чтобы игнорировать чужие и жертвовать своими интересами.
|