![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третий элемент налогового спора - его разрешение в любой установленной законом форме.
Нормативными правовыми актами России предусмотрено четыре формы разрешения таких споров:
- президентская;
- административная;
- судебная;
- самозащита прав.
Президентский порядок разрешения споров заключается в том, что Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере, например: решения Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), функционирующей при Правительстве РФ[9].
Административный порядок разрешения споров предусматривает подачу налогоплательщиком жалобы на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Судебный порядок разрешения споров заключается в том, что каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, что на него незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод, имеет право на обжалование[10].
Самозащита прав выражается в том, что налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых и любых других уполномоченных органов и их должностных лиц, которые не соответствуют или противоречат НК РФ или иным федеральным законам (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Конституционный суд Российской Федерации также рассматривает запросы и жалобы граждан и организаций в области налогообложения, имеющих, как правило, более широкий и общий характер. Например, касаются вопросов:
- соответствия принятых законов и других нормативных актов действующей в стране Конституции;
- четкого разграничения компетенций между государственными органами;
- к онституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих их права и свободы (ст. 125 Федерального конституционного закона от 21 июня 1994 г. № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Интересна классификация налоговых споров, предлагаемая И.В. Цветковым. Исходя из анализа судебной практики, он выделяет три основные категории:
1) споры по вопросам права – разногласия, связанные с различным толкованием и (или) применением отельных норм материального права;
2) споры по вопросам факта – несогласие одной стороны с оценкой другой стороной фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
3) процедурные споры – противостояние, в котором налогоплательщик указывает на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях
|