Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерство образования и науки рф

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УТВЕРЖДАЮ

_________________________

«___»_______________ 201 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.08.Новая и новейшая история

Направление подготовки бакалавров

46.03.01 ИСТОРИЯ

 

Степень выпускника

БАКАЛАВР

Форма обучения

Заочная

Базовый Рабочий учебный

учебный план план 2015/2016

 

Курс 3, 4  
Семестр 5, 6, 7  
Всего, ч    
Всего аудиторных часов, ч    
Лекции, ч    
Практические занятия, ч    
Лабораторные занятия, ч    
Самостоятельная работа, ч    
КСР, ч    
Экзамен (семестр) 6, 7  
3ачёт (семестр) 5, 6  
Контрольная работа (семестр) 6, 7  
Трудоёмкость, зач. Ед.   6, 8
Перечень компетенций ОК: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ОПК: 1, 2, 3 ПК: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ОК: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ОПК: 1, 2, 3 ПК: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Занятия в интерактивной форме, ч    

 

Ижевск 2015

 

 

Оглавление

1. Требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ВПО по направлению (специальности) 46.03.01 «История». 5

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Новая история» для специальности 46.03.01 «История». 6

2.1. Построение и цели курса «Новая история». 6

2.2. Учебно-тематический план курса «Новая история». (Очная форма обучения) 6

2.3. Учебно-тематический план курса «Новая история» (Заочная форма обучения) 8

2.4. Содержание курса лекционных занятий.. 9

3. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Новая история». 18

3.1. Тематика семинарских занятий. 19

3.2. Методические рекомендации преподавателю по ведению семинарских занятий. 25

4. Программа самостоятельной работы студентов. 26

4.1. Методические указания к коллоквиумам.. 26

4.2. Методические указания по написанию реферата. 28

4.3. Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочной формы обучения 3 курса. 30

5. Контролирующие материалы по курсу «Новая история». 32

5.1. Тестовые задания по курсу и методические рекомендации к ним. 32

5.2. Словарь новых понятий.. 37

5.3. Экзаменационные вопросы по курсу «Новая история» для студентов очной и заочной форм обучения 38

5.4. Критерии оценки знаний с учётом балльно-рейтинговой системы.. 40

6. Учебно-методическое обеспечение курса. 41

6.1. Основная литература. 41

6.2. Дополнительная литература. 42

6.3. Периодические издания. 42

6.4. Исторические карты.. 42

6.5. Электронные ресурсы.. 43

7. Основное оборудование по дисциплине «Новая история». 46

 

 


1. Требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ВПО по направлению (специальности) 46.03.01 «История»

 

Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.п. 5.2-5.4 настоящего федерального государственного образовательного стандарта.

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) на повышенном уровне:

  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  • способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
  • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
  • способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
  • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
  • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

общепрофессиональными компетенциями (ОПК) на повышенном уровне:

  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
  • способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК-2);
  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности элементы естественнонаучного и математического знания (ОПК-3).

профессиональными компетенциями (ПК) на повышенном уровне:

научно-исследовательская деятельность:

  • способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);
  • способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2);
  • способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);
  • способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);
  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
  • способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
  • способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
  • способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
  • способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
  • способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

педагогическая деятельность:

  • способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в образовательной организации общего образования (ПК-11);

организационно-управленческая деятельность:

  • способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);
  • способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

культурно-просветительская деятельность:

  • способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

экспертно-аналитическая деятельность:

  • способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (СМИ) (ПК-15).

 

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Новая история» для специальности 46.03.01 «История».

 

2.1. Построение и цели курса «Новая история»

 

Курс «Новой истории» - составная часть курса всеобщей истории, федеральный компонент ОПД для подготовки студентов по специальности «История».

Раскрывая основные тенденции и национальное своеобразие развития общества в его исторической перспективе на протяжении XVII – начала XX вв., данная дисциплина закладывает основы для изучения последующих этапов исторического развития общества в социально-экономической, общественно-политической, духовной сфере.

 

Основная цель курса

Основная цель курса – привить интерес к общественно-политической проблематике, способствовать формированию навыков работы с научной, общественно-публицистической, а также и с художественной литературой, так или иначе связанной с изучаемым периодом;

- ознакомить с проблематикой (социально-политические, социально-классовые, классово-идеологические процессы) развития стран Запада в новое время;

- дать студентам теоретические и фактические знания развития общества, его специфики для понимания последующих линий общественного развития;

- сформировать у студентов базовый понятийный аппарат, используемый исторической наукой как предпосылку для дальнейшего понимания тенденций исторического развития;

- сформировать навыки исторического мышления и анализа исторических источников, документов, материалов общественно-политических движений;

Отбор содержания учебного материала осуществляется таким образом, чтобы дать студентам представление о развитии западного общества в XVII – начале XX вв. с учетом необходимости соединения фактического и теоретического знания, следуя принципу историзма, системности, логической последовательности и достоверности.

При этом учитывается современное состояние исторической науки, опыт преподавания ее как в системе высшего профессионального образования в России, так и за рубежом.

Курс имеет лекционную часть, практическую - в виде семинарских занятий, и самостоятельную работу студентов, представленную рядом отчетных и зачетных мероприятий.

 

 

2.2. Учебно-тематический план курса «Новая история». (Очная форма обучения)

 

Курс ……………………………………………… 3

Семестр ………………………………………….. 5

Всего аудиторных часов ……………………… 90

Лекции, час …………………………………….. 54

Семинарские занятия, час …… ……………….. 36

Самостоятельная работа, час ………………….. 68

Экзамен (семестр) ………………………………. 5

 

Распределение часов по темам курса и видам занятий

(Очная форма обучения)

  №   Тема Количество часов
Лекции Семи- Нары Самостоят. работа
  1. 1.
Введение. Европа в начале нового времени.      
Английская буржуазная революция XVII вв. Англия в XVIII вв. Промышленный переворот.      
Первая буржуазная революция в Северной Америке. Образование США.      
Страны континентальной Европы во второй половине XVII-XVIII вв.      
 
Великая французская революция XVIII в.      
Франция в период Консульства и Империи.      
Страны Европы в конце XVIII- начале XIX вв. Венский конгресс.      
Англия в первой половине XIX в. Чартизм.      
Социально-политическая история стран Европы в первой половине XIX.      
 
Европейская революция 1848-49 гг.      
Англия в годы промышленной гегемонии.      
Франция в годы II Империи.      
 
Объединение Германии.      
Объединение Италии.      
Австрия в 50-60-х гг. XIX в.      
Вторая буржуазная революция в США.      
Франко-прусская война и Парижская Коммуна 1871 г.      
Германия в 1871-1914 гг.      
Англия в 1870-1914 гг.      
Франция в.1871-1914 гг      
США в последней трети ХIХ- начале ХХ вв.      
Австро-Венгрия в последней трети ХIХ – начала ХХ вв.      
Италия 1870-1914 гг.      
Международные отношения в 1871-1914 гг.      
Первая мировая война.      
    ИТОГО:      

 

2.3. Учебно-тематический план курса «Новая история» (Заочная форма обучения)

 

Курс …………………………………. 3

Семестр……………………………….5

Аудиторных часов…………………18

Лекции, час….……………………....10

Семинарские занятия……………….8

Самостоятельная работа ………….236

Экзамен (семестр.)…………………...5

 

Распределение часов по темам курса и видам занятий

(Заочная форма обучения)

№№ п/п   Тема Количество часов
Лекции Семинары Самостоят. работа
Введение. Европа в начале нового времени.   -  
Английская буржуазная революция XVII вв      
Страны Европы в XVIII веке. - -  
Первая буржуазная революция в Северной Америке. Образование США.   -  
Франция в период Консульства и Империи. - -  
Страны Европы в конце XVIII- начале XIX вв. Венский конгресс.   -  
Социально-политическая история стран Европы в первой половине XIX. - -  
Европейская революция 1848-49 гг.   -  
Изменение политической карты Европы в 50-60-х гг. XIX в. - -  
Вторая североамериканская революция - -  
Франко-прусская война и Парижская Коммуна 1871 г.      
Германия в 1871-1914 гг. - -  
Англия в 1870-1914 гг. - -  
Франция в.1871-1914 гг - -  
США в последней трети ХIХ – начале ХХ вв. -    
Австро-Венгрия в последней трети ХIХ – начала ХХ вв. - -  
Италия 1870-1914 гг. - -  
Международные отношения в 1871-1914 гг. - -  
Первая мировая война.      
  Всего:      

2.4. Содержание курса лекционных занятий

 

Тема I. Введение

Предмет и задачи курса. Понятие «новая» история. Историческое содержание. Периодизация. Мир к началу нового времени. Политическая карта мира. Состояние производительных сил. Генезис капитализма. Особенности «первоначального накопления» в отдельных странах. Колониальная экспансия и становление системы колониализма. Регионы раннего и позднего генезиса капитализма. Генезис капитализма в аграрном секторе. Сдвиги в народонаселении.

Социальные процессы. Традиционные слои и их расслоение. Развитие системы наемного труда. Формирование и укрепление буржуазии, и ее структура. Становление наций в Европе и Америке.

Абсолютизм и сословия. Абсолютизм и буржуазия. Идеология и культура стран Запада в XVII в. Достижения общественно-научной и общественной мысли. Начало «Просвещения», его содержание и общественно-политическая направленность.

Тема 2. Английская буржуазная революция середины XVII в.

Социальные и идейные предпосылки революции. Характерные черты процесса «первоначального накопления» и развития капиталистического уклада в Англии «Новое дворянство», буржуазия, народные низы.

Английский абсолютизм и его своеобразие. Оппозиция абсолютизму и «старому порядку». Пуританизм. Оппозиция и первые Стюарты. Революционный кризис начала 40-х гг. XVII в.

Начальный этап революции. Долгий парламент. «Великая ремонстрация». Господство пресвитериан в парламенте.

Первая гражданская война. Кромвель и реорганизация армии. Законодательство Долгого парламента. Решение аграрного вопроса. Судьбы крестьянского держания. Аграрные движения.

Борьба за углубления революции Пресвитериане и индепенденты. Оформление левеллерского движения. Джон Лильберн. Первая чистка парламента. Возрастание активности низов. «Гранды» и левеллеры. «Прайдова чистка». Казнь короля и провозглашение республики.

Индепенденская буржуазно-дворянская республика. Внутренняя и внешняя политика республики. Народно-реформационные движения. «Истинные левеллеры». Дж. Уинстенли. Социальные идеи диггеров.

Порабощение Ирландии. Завоевание Шотландии. Внешняя политика и войны.

Утверждение режима протектората, его сущность. Протестные движения.

Кризис системы протектората и реставрация монархии.

Политическая реакция периода Реставрации. Экономическая политика реставрированных Стюартов. Рост оппозиции. Виги и тори. Переворот 1688 г. Последствия т.н. «славной революции»..

Итоги, особенности, результаты Английской буржуазной революции XVII в. Политические учения эпохи революции. Т. Гоббс, Дж. Мильтон, Дж. Гаррингтон. Английская революция в исторической литературе.

 

Тема 3. Англия в конце XVII-XVIII в. Промышленный переворот.

Социально-экономическое развитие Англии. Торжество лендлордизма. «Парламентские огораживания» и их социальные последствия.

Подъем мануфактуры в 1 половине XVIII в. Формирование внутреннего рынка Колониальная политика и работорговля. Социальные контрасты. Рост буржуазии. Формирование пролетариата.

Развитие парламентской системы. Рост влияния кабинетов. Социальная сущность английской двухпартийной системы. Виги и тори, их социальная база, политические ориентиры.

Особенности английского Просвещения. Дж. Локк.

Начало промышленного переворота, его предпосылки. Завершение аграрной революции и ее результаты.

Техническая и социальная сущность промышленной революции. Формирование новых классов и социальных групп. Начальные формы рабочего движения.

Политический кризис 60-х – 80-х гг. XVIII в. Политика Георга III. Нарастание оппозиции. Буржуазный радикализм. Демократическое движение. Перегруппировка в партиях тори и вигов. Историография промышленного переворота в Англии.

Тема 4. Первая буржуазная революция в Северной Америке.

Образование США

Социально-экономическое развитие североамериканских колоний Англии. Буржуазная основа колоний. Элементы феодализма в аграрном секторе. «Первоначальное накопление» и его характерные проявления.

Политическая жизнь колоний. Социальное размежевание. Формирование североамериканской нации. Американское Просвещение и его представители.

Нарастание противоречий между колониями и метрополией. Патриоты и лоялисты.

Начало вооруженной борьбы и провозглашение независимости. «Декларация независимости». Демократические преобразования в ходе революции. Этапы войны. Дж. Вашингтон. Версальский мир.

Социально-политическая борьба по окончании войны. Волнения и восстания бедноты. Д. Шейс.

Становление государственного строя США. Федералисты и антифедералисты. Конституция 1787 г. Билль о правах.

Основные итоги и значение войны за независимость. Историография первой буржуазной революции в Северной Америке.

 

Тема 5. Страны континентальной Европы во второй половине XVII-XVIII вв.

Феодальные отношения и типы аграрного развития в различных странах Европы.

Абсолютизм, его социальная природа и характерные черты в начале нового времени. «Просвещенный абсолютизм», его социально-политическое содержание.

Франция.

Социально-экономический строй. Особенности социальной структуры общества. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV. Внутренняя политика. Кольбертизм. Внешняя политика и войны. Движение народных низов.

Ускорение социально-экономического развития в XVIII веке. Эволюция аграрных отношений. Особенности мануфактурного производства. Изменения в социальной структуре общества. Абсолютизм и третье сословие.

Упадок французского абсолютизма во второй половине XVIII в. «Феодальная реакция». Ослабление международных позиций Франции.

Французское просвещение и его характерные черты. Основные течения просветительской мысли.

Испания.

Экономический упадок в XVII в. Испания и ее колонии. Последствия войны за испанское наследство. Зарождение капиталистических форм производства. «Просвещенный абсолютизм» в Испании. Слабость буржуазии. Формирование дворянско-либеральной идеологии.

Италия.

Государственная раздробленность. Экономический упадок. Усиление аграризации. Феодально-клерикальная реакция.

Развитие капиталистических отношений в XVIII в. Итальянское Просвещение и его особенности.

Германия.

Экономический, политический и культурный упадок Германии после Тридцатилетней войны. Утверждение мелкокняжеского абсолютизма.

Особенности аграрных отношений. «Второе издание» крепостничества.

Промышленность и торговля в XVIII в. Специфика формирующихся социальных групп.

Возвышение Прусско-Брандербургского государства и его причины.

Политическая система прусского государства и утверждение абсолютизма. Рост милитаризма. Фридрих II. Внутренняя и внешняя политика.

Немецкое Просвещение, его особенности и основные представители в философии, социально-политических науках, литературе.

Владения австрийских Габсбургов в середине XVIII века. Социально-экономический и политический строй, специфика аграрных отношений в различных частях империи. Войны конца XVII-XVIII вв. и их результаты. Начало капиталистических форм промышленного производства. Оппозиционные (национальные и социальные) движения.

 

Тема 6. Великая французская революция XVIII в.

Экономический и финансовый кризис и его социальные последствия. Рост буржуазной оппозиции. Подъем народных движений. Генеральные штаты. Национальное Учредительное собрание.

Восстание в Париже. Муниципальная революция. Крестьянские восстания и «великий страх».

Законодательство Учредительного собрания и его социальная направленность. Фельяны. «Декларация прав человека и гражданина». Аграрное законодательство. Административное переустройство. Революция и церковь.

Движения народных масс и ответная реакция Учредительного собрания.

Активизация контрреволюции. Вареннский кризис. Размежевание политических сил. Конституция 1791 г.

Законодательное собрание. Углубление социально-политической борьбы. Политическая борьба по вопросу о войне. Начало войны с монархической коалицией и ее характер.

Народные восстания 10 августа 1792 г. Революционная Парижская Коммуна. Свержение монархии. Жирондисты у власти. Вторжение интервентов. Сентябрьские дни в Париже. Победа при Вальми.

Национальный Конвент. Провозглашение республики. Монтаньяры и жирондисты. Новые черты классовой борьбы Социально-уравнительное движение «бешеных».

Расширение антифранцузской коалиции. Вандея. Обострение борьбы между Горой и Жирондой.

Народное восстание 31 мая и - 2 июня 1793 г. Критическое положение республики и политика якобинцев. Решение аграрного вопроса. Конституция 1793 г. «Бешеные». Народное движение 4-5 сентября и его последствия.

«Временный революционный порядок управления». Демократические организации. Коммуна и ее секции. Политика террора. Социальная и культурная политика якобинцев. Организация обороны республики. Перелом на фронтах.

Проблема характера якобинской диктатуры в историографии. Борьба внутри якобинской коалиции, ее причины. Кризис и падение якобинской диктатуры.

Нисходящая линия революции. Термидорианская реакция и ее социально-политический характер. Народные восстания в Париже и подавление санкюлотского движения.

Режим Директории. Развитие буржуазного общества и углубление социальных контрастов. Бабувизм. «Движение во имя равенства».

Внешняя политика Директории. Изменения в характере войн Франции. Кризис режима Директории. Переворот 18 брюмера.

Характер Французской революции и ее итоги. Французская революция в историографии.

 

Тема 7. Франция в годы Консульства и I Империи.

Режим консульства и его социально-политическая сущность. Провозглашение империи. Бонапартизм и его классовое содержание. Внутренняя политика империи. Завершение буржуазной контрреволюции. Социально-экономическое развитие Франции.

Характер и цели наполеоновских войн. Причины военных успехов наполеоновской армии. Закабаление ряда стран континентальной Европы. «Экономическая блокада» Англии. Нашествие на Россию.

Назревание кризиса наполеоновской империи. Подъем освободительных движений в оккупированных странах.

Военная кампания 1813-15 гг. Реставрация Бурбонов. Сто дней. Вторая реставрация.

Наполеон и его эпоха в исторической литературе. «Наполеоновская легенда».

 

Тема 8. Страны Европы в конце XVIII- нач. XIX вв.

Влияние Французской революции на антифеодальные, демократические, национально-освободительные движения и идеи. Противоречивая роль наполеоновских войн в истории европейских народов.

Англия.

Итоги промышленного и аграрного развития к началу XIX века. Разнообразие форм народного протеста. Корреспондентские общества. Т. Пейн. Э. Бёрк. Борьба Англии с революционной и наполеоновской Францией. Колониальная политика. Ирландия под гнетом Англии.

Германия.

Буржуазно-демократические движения. Германские государства под гнетом наполеоновской Франции. Начало буржуазных реформ в Пруссии. Штейн, Гарденберг. Национальный подъем в Германии. Политической консерватизм в Австрийской империи.

Италия.

Назревание кризиса феодально-абсолютистского строя. Политическая борьба и массовые движения 90-х гг. XVIII в. Начало Рисоджименто. Италия под гнетом французской оккупации. Национально-освободительное движение. Карбонарии.

Венский конгресс.

«Венская система» и ее основные принципы. Территориальное переустройство. Противоречия между основными участниками конгресса. Победители Наполеона и Франция.

Образование «Священного Союза». Усиление феодально-монархической реакции в Европе. Реакционный характер «венской системы» и политики «Священного Союза».

 

Тема 9. Англия в 1815-50 гг. Чартизм.

Политическое преобладание земельной аристократии и позиция буржуазии. Оформление двухпартийной системы. Социальные низы. Классовая борьба.

Парламентская реформа 1832 г., смысл и значение. Социалистические течения. Р.Оуэн.

Социальная истоки чартистского движения. Программа. Течения среди чартистов. Основные этапы чартистского движения. Эволюция программных установок. Лидеры. Социальная опора движения..

Чартизм в исторической литературе.

Колониальные захваты и колониальная политика Англии. Колониальная эксплуатация Ирландии. Национально-освободительное движение ирландского народа.

 

Тема 10. Франция в годы Реставрации и Июльской монархии.

Режим реставрации и его классовая сущность. Аристократическая и клерикальная реакция.

Экономическое развитие Франции;.формирование классов и групп капиталистической поры. Идейно-политическая борьба. Консерватизм, либерализм, социалистические доктрины. Республиканские демократические движения. Карбонарии.

Июльская революция 1830 г. Характер, движущие силы, социально-политические результаты. Класcовая сущность июльской монархии.

Политическая борьба в 30-40-х гг. Программы и формы оппозиционных движений. Рабочие восстания. Экономический кризис 1847 г. Назревание революционного кризиса.

Тема 11. Северогерманские государства 1815-47 гг.

Государственная и хозяйственная раздробленность Германии. Политическая система Германского Союза.

Аграрный сектор экономики и положение крестьянства. Начало промышленного переворота, его особенности. Создание Таможенного союза.

Общественные и политические течения. Студенческие выступления. Начало рабочего движения. «Союз справедливых». Складывание революционной ситуации.

 

Тема 12. Италия в 20-40-е годы XIX в.

Особенности экономического развития Италии. Начало промышленного переворота. Аграрный строй на Юге и на Севере. Обуржуазивание части дворянства.

Буржуазные революции 1820-21 гг. Революционный подъем 1831 г. в Центральной Италии.

Два направления в национально-освободительном и объединительном движении. Д. Мадзини и «Молодая Италия», ее программа. Либерально-монархическое направление. К. Кавур. Подъем общественного движения. Рисоджименто.

 

Тема 13. Революция 1848-49 гг. во Франции.

Революционная ситуация 1847-48 гг. Февральская революция, движущие силы, характер. Временное правительство. Провозглашение республики. Рабочий класс в начальном этапе революции. Компромисс февральских дней. Л. Блан.

Народные движения в провинции. Политическая позиция мелкой буржуазии и крестьянства.

Нисходящая линия развития революции. Учредительное собрание. Переход буржуазии в наступление на рабочий класс. Июньское восстание 1948 г. в Париже.

Диктатура буржуазных республиканцев. Конституция 1848 г.

Подъем демократического движения весной 1849 г. «Новая гора». Падение буржуазных республиканцев. Законодательное собрание. Поражение мелкобуржуазных демократов.

Диктатура «партии порядка». Бонапартистский переворот. Установление П империи. Историография революции.

 

Тема 14. Революция 1848-49 гг. в Германии.

Исторические задачи революции. Революционное движение в Западной Германии. Мартовская революция в Пруссии. Создание либеральных министерств. Проблема национального объединения. Подъем республиканского движения. Прусское Учредительное собрание и его деятельность. Переход контрреволюции в наступление.

Франкфуртский парламент, состав, деятельность. Имперская конституция 1849 г. и восстания в ее защиту. Причины поражения революции.

 

Тема 15. Революция 1848-49 гг. в Австрийской империи.

Исторические задачи революции. Восстание в Вене, его результаты. Выступления рабочих. Студенчество в революции. Созыв рейхстага. Аграрное законодательство. Национальный вопрос.

Революционное движение в Чехии. «Старочехи» и «младочехи». Святовацлавский комитет и его деятельность. Всеславянский съезд. Восстание в Праге и причины его поражения.

Революция в Венгрии. Программа буржуазно-демократических преобразований. Л. Кошут. Деятельность Ш. Петефи. Создание революционного правительства. Законодательные акты революции.

Контрреволюционная интервенция Австрии и ее союзников в Венгрию. Причины поражения революции в Австрийской империи.

Тема 16. Революция 1848-49 гг. в Италии.

Исторические задачи революции. Начало революции и утверждение либерально-буржуазных министерств. Восстание в Милане и Венеции. Национально-патриотический подъем. Народные движения весной 1848 г. и переход буржуазно-дворянского блока в контрнаступление.

Второй этап революции. Борьба буржуазных демократов за республику. Римская и Венецианская республики. Их подавление иностранными войсками. Причины поражения революции.

 

Тема 17. Англия в годы промышленной гегемонии.

Англия – «промышленная мастерская мира». Экономическая политика свободной конкуренции. Господство буржуазного либерализма в идеологии и политике. Промышленная буржуазия и фритредеры.

Внешняя политика либералов. Основные постулаты внешней политики. Колониальная политика. Ирландия: программы и формы национально-освободительных движений. Фении.

Рабочий класс. Тред-юнионизм. Борьба за новую избирательскую реформу.

 

Тема 18. Франция в годы II Империи.

Бонапартизм и его классовая сущность.

Завершение промышленного переворота. Роль финансовой буржуазии. Аграрный сектор экономики. Рост социальных контрастов в городе и на селе.

Внутренняя и внешняя политика империи в 50-х гг. XIX века. Период т.н. «авторитарной» монархии.

Либерализация режима в 60-х г. Рабочее движение. Либерально-буржуазная и республиканская оппозиция. Войны. Колониальная экспансия. Кризис режима II Империи.

 

Тема 19. Объединение Германии.

Успехи промышленного развития Пруссии. Проблема объединения Германии. Борьба Австрии и Пруссии за объединение немецких земель. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.

Подъем буржуазно-либерального движения. Конституционный конфликт

в Пруссии. О. Бисмарк.

Рабочее и социалистическое движение..

Начало объединения страны. Войны за объединение. Создание Северогерманского союза. Характер и последствия объединения Германии «сверху». Историография вопроса.

 

Тема 20. Объединение Италии.

Экономическое и политическое развитие Италии после революции 1848-49 гг. Место Пьемонта среди итальянских государств. Кавур и кавуризм.

Два направления в национально-освободительном и объединительном движении. Усиление либерально-буржуазного направления. Франко-итало-австрийская война 1859 г. Национально-демократичнское движение в Центральной Италии.

Переход инициативы к демократам. Восстание в Сицилии. «Поход тысячи». Народное движение на юге Италии. Д.Гарибальди. Образование Итальянского королевства.

Завершение объединительного процесса в Италии, его оценка в исторической литературе.

 

Тема 21. Кризис Австрийской монархии и австро-венгерский компромисс 1867 г.

«Неоабсолютистский» режим в Австрии. Консервативный союз буржуазии и дворянства с монархией.

Особенности развития промышленности и сельского хозяйства. Экономическая и социальная политика режима. Национальная проблема и национальные движения.

Внешняя политика Австрийской империи. Дипломатические и военный поражения. Последствия поражений. Австро-венгерский компромисс 1867 г.

 

Тема 22. Вторая буржуазная революция в США. (Гражданская война 1861-65 гг. Реконструкция.)

Социально-экономическое развитие США в первой половине XIX в. Территориальная экспансия Столкновение двух потоков колонизации. Эволюция партийной системы. Политический кризис 50-х гг. Восстание Д. Брауна.

Гражданская война 1861-65 гг. Этапы. Социально-экономические и политические акты президентской администрации. А. Линкольн. Победа Севера.

«Реконструкция Юга» - второй этап буржуазной революции. Президентская и радикальная реконструкция. Поворот к реакции. Результаты и значение второй буржуазной революции в США. Революция в исторической литературе.

 

Тема 23. Франко-прусская война и Парижская коммуна 1871 г.

Международная обстановка к 1870 г. Причины франко-прусской войны, цели воюющих сторон. Ход военных действий. Седанская катастрофа. Революция 4 сентября в Париже Изменение характера войны. Политика блока буржуазных республиканцев и орлеанистов. Капитуляция Франции. Правительство А. Тьера, его внутренняя и внешняя политика. Международные последствия франко-прусской войны.

Патриотическое революционное движение в Париже в период осады. Организация революционных сил. Причины революции 18 марта 1871 г. Коммуна, ее партийный состав, структура, деятели.

Социально-экономическая политика Коммуна, новые принципы государственного управления. Военная организация и военные действия Коммуны.

Версальская контрреволюция. Причины поражения Коммуны. Коммуна в исторической литературе.

 

Тема 24. Германия в 1871-1914 гг.

Провозглашение Германской империи. Имперская конституция 1871 г. Экономическое развитие. Образование общегерманского рынка. Завершение промышленного переворота. Аграрный сектор.

Политические партии в Германии. «Культуркампф». Формирование юнкерско-буржуазного блока. Рост милитаризма. Политика опруссачивания. Отто фон Бисмарк.

Внешняя политика в 70-90-х гг. XIX в. Тройственный Союз. Колониальные захваты.

Рабочее и социалистическое движение. Готская программа. «Исключительный закон» против социалистов. Рабочее законодательство. Вильгельм II. Отставка Бисмарка. «Новый курс» Каприви во внутренней и внешней политике. Переход от «континентальной» к мировой политике». Пангерманский союз.

Новые черты рабочего и социалистического движения. Оппортунизм, причины и сущность.

Особенности германского империализма. Колониальные захваты. Ближневосточная экспансия. Усиление англо-германских противоречий. Канцлерство Б. Бюлова. Бюловский блок и его крах.

«Канцлерство Т. Бетман-Гольвега. «Черно-голубой» блок. Подготовка Германии к войне за передел мира.

Углубление социальных и национальных противоречий в стране. Три течения в социал-демократии. Проблема Германской империи конца XIX - начале XX вв. в исторической литературе. Легенда о национальной и социальной миссии Гогенцоллернов.

 

Тема 25. Англия в 1870-1914 гг.

Начало утраты Англией промышленной и торговой гегемонии. Усиление захватнической колониальной политики.

Внутренняя и внешняя политика либералов и консерваторов в 70-80 г. Ирландская проблема и ее влияние на политическую жизнь страны. Особенности рабочего и социалистического движения. Усиление реакции и политического влияния консерваторов. Борьба группировок в либеральной партии. Начало кризиса британского либерализма.

Английский империализм и его особенности. Политика консервативных кабинетов на рубеже веков. Внешнеполитический курс. Колониальная экспансия.

Рабочее движение. Образование лейбористской партии. «Ллойд-джорджизм». Парламентская реформа 1911 г. Ирландская проблема.

Британская история конца XIX – начала XX вв. в исторической литературе.

 

Тема 26. Франция в 1871-1914 гг.

Политическое развитие Франции после войны и Парижской Коммуны Причины замедленных темпов промышленного развития. Особенности социальной структуры общества. Клерикально-монархическая реакция. Конституция III республики. Умеренные республиканцы, их внутренняя политика. Раскол республиканской партии. Радикалы, их программа.

Нестабильность режима III республики, причины. Политические кризисы. Дело Дрейфуса и борьба в защиту демократии и республики.

Рабочее и социалистическое движение, его особенности.

Европейская и колониальная политика Франции. Англо-французские отношения. Франко-русский союз.

Особенности французского империализма. Радикальные кабинеты, их внутренняя и внешняя политика. Разгул национализма и шовинистической пропаганды. Президентство Р.Пуанкаре.

Борьба течений в социалистическом движении. «Казус Мильерана». Жоресизм. Гедизм. Анархо-синдикализм, его социальные корни. Эрвизм.

Историография III республики.

 

Тема 27. США в последней трети XIX- начале ХХ вв.

Экономическое развитие США после гражданской войны. Причина высоких темпов промышленного роста. Фермерское хозяйство. Господство крупной буржуазии. Двухпартийная система.

Обострение социальных противоречий. Рабочий класс: организации, формы борьбы. Фермерские движения. Антитрестовское законодательство.

Усиление агрессивных тенденций во внешней политике США. Формирование идеологии экспансионизма.

Мировое промышленное первенство США в начале ХХ века.. Империалистическая внешняя политика. Геополитические и расовые теории. Панамериканизм.

Буржуазный реформизм начала ХХ в., его социальные и идейные корни. Реформы Т. Рузвельта.

Две тенденции в рабочем движении. Политический кризис в предвоенные годы. Раскол республиканской партии. В. Вильсон, его внутренняя и внешняя политика.

Проблемы американской истории конца ХIХ-начала ХХ вв. в зеркале историографии.

 

Тема 28. Австро-Венгрия в последней трети XIX- начале XX вв.

Австро-Венгерский дуализм, его классовая и политическая сущность. Экономическое и политическое развитие в 70-80-х годов. Консервативный кабинет Э. Таафе.

Национальная проблема во внутриполитической жизни Австро-Венгрии. Социальные движения и политика правящих кругов.

Особенности австро-венгерского империализма. Обострение национального вопроса. Австро-марксизм и национальный вопрос. Социальная и национальная борьба в неавстрийских частях империи.

Борьба буржуазных партий и группировок по вопросам национальной и внешней политики накануне первой мировой войны. Экспансионизм правящих кругов Австро-Венгрии. Союз с Германской империей. Историография вопроса.

 

Тема 29. Италия 1870-1914 гг.

Исторические итоги «Рисоджименто». Господство буржуазно-дворянского блока. Особенности хозяйственного развития страны. Южный вопрос и его корни. Позиция церкви и папства.

Политика Криспи «Кровавое десятилетие» 90-х гг. и поражение реакции.

Становление итальянского империализма и его особенности. Поворот в политике буржуазии в начале ХХ века. «Новый курс» Джолитти.

Рабочее и социалистическое движения. Крах «нового курса». «Красная неделя».

Участие Италии в борьбе за раздел мира. Союз с Германией и Австро-Венгрией. Внешняя и колониальная политика в начале ХХ в. Итальянская история конца XIX – начала XX вв. в исторической литературе.

 

Тема 30. Международные отношения в 1871-1914 гг.

Новые черты международных отношений. Система «вооруженного мира» в Европе. Притязания Германии на гегемонию в европейской политике. Система блоков. Франко-германские отношения.

Т.н. «восточный вопрос» Русско-турецкая война 1877-78 гг., ее итоги и влияние на политику европейских держав.

Колониальная политика стран Запада. Основные узлы противоречий и обострение империалистической борьбы за колонии, источники сырья, рынки. Выход Германии на арену мировой политики. Завершение территориального раздела мира.

Особенности развития межимпериалистических противоречий в начале ХХ века. Корни империалистических войн за передел мира. Образование Антанты.

Балканы в европейской и мировой политике. Балканские войны.

Военно-стратегические планы империалистических блоков. Июльский кризис 1914 г. Развязывание первой мировой войны. Историография проблемы.

 

Тема 31. Первая мировая война.

Причины и характер войны. Военные силы и экономические потенциалы. Стратегические планы германского командования. Начало войны. Западный фронт. Роль Восточного фронта в крушении германского «блицкрига».

Вступление в войну Японии, Пруссии, Италии, Болгарии. Расширение рамок войны. Военные операции 1915 г.

Военные действия 1916 года. Крупнейшие сражения на Западе и Востоке.

Попытка перехода от империалистической войны к империалистическому миру: причины.

Планы воюющих держав на 1917 г. Февральская революция в России. Вступление США в войну.

Усиление процессов государственно-монополистического регулирования в воюющих странах. Обострение социальных противоречий.

Соотношение сил воюющих держав к началу 1918 г. Наступательные операции германских войск на Западном фронте и их провал. Разложение армий германского блока. Капитуляция союзников Германии. Начало германской революции. Причины поражения германского блока. Итоги войны. Проблема причин, ответственности, последствий войны в исторической литературе.

 

3. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Новая история»

 

Семинары посвящены узловым проблемам новой истории. Заявленные темы не дублируют лекционный материал, поэтому требуют самостоятельной подготовки студентов по предложенным вопросам. В ходе подготовки предстоит ознакомиться с важнейшими источниками по проблеме, значительным кругом литературы, чтобы представить, имеющуюся палитру мнений и суждений авторов различных направлений и школ и, по возможности, предложить и аргументировать свои заключения.

В ходе занятия предусматривается подробное освещение всех пунктов плана семинара, коллективное обсуждение в виде дискуссии, предполагающей, помимо прочего, еще и уважительное отношение к другому мнению.

Ответы (выступления) должны быть полными, аргументированными, четкими в структурном отношении.

 

3.1. Тематика семинарских занятий.

 

Тема 1. Классы и классовая борьба в Английской буржуазной революции. XVII в.

  1. Расстановка классовых сил к началу революции.
  2. Индепенденты и их роль в революции.
  3. Движение и идеология левеллеров. Д. Лильберн.
  4. Социальный характер движения диггеров. Дж. Уинстенли.
  5. Аграрный вопрос и революция. Его решение.
  6. Религиозный вопрос в революции.
  7. Причины гибели индепендентской республики и падения режима протектората.
  8. Политические учения эпохи буржуазной революции (Гоббс, Мильтон).
  9. Основные направления в историографии английской революции.

 

Источники

  1. Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1965.- т. 1-2.
  2. Законодательство английской революции 1640-1660 гг. /Сост. И. П. Дмитриевский – М.; Л, 1946.
  3. История политических учений. М., 1996. Вып. 2.
  4. Лильберн Дж. Памфлеты. – М. 1937.
  5. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII В. /Сост В.М. Лавровский – М; 1973.
  6. Сборник документов по истории нового времени /Под ред. В.Г. Сироткина М., 1990.
  7. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.
  8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. /Под ред. З.М. Черниловского – М., 1996.
  9. Хрестоматия по новой истории /Под редакцией А.А. Губера, А.В. Ефимова. – М., 1963. – Т. 1-2.
  10. Хрестоматия по новой истории. 1640-1870. /Под ред. В.Г. Сироткина. –М., 1990.

 

Указанные публикации документов использовать при подготовке к семинарским занятиям по другим темам.

Литература:

  1. Айзенштейн М.П. Великобритания нового времени. Политическая история. – М., 2002.
  2. Английская буржуазная революция XVII века. - М., 1954 Т. 1-2.
  3. Англия XVII века: идеология, политика, культура: Сборник трудов. – М., 1992.
  4. Англия XVII века: социальные группы и общество: Сборник трудов. – М., 1994.
  5. Барг М. А. Народные низы в английской революции XVII в. Движение и идеология истинных левеллеров. М., 1967.
  6. Великобритания: политика, экономика, история. – Спб., 1995.
  7. Гизо Ф. Английская революция, - Р-н-Д., 1996. - Т.1-2.
  8. Грин Д. Р. История английского народа, - М., 1997. – Т. 1-3.
  9. История Европы.- М., 1993. – Т. 3-4.
  10. Репина Л.П. Локальная история и современная историография английской революции. //ННИ. – 1992. - № 3.
  11. Савин А.Н. Лекции по истории английской революции. – М., 1937.
  12. Сатышев В.В. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазной революции XVII в. – М., 1997.
  13. Хилл К. Английская революция. – М., 1947.

 

Тема 2. Война за независимость и образование США.

 

1. Социально-экономические и идейно-политические предпосылки борьбы североамериканских колоний Англии за независимость. Просвещение.

2. Политические программы буржуазных демократов. Первые конституционные акты. Декларация независимости.

3. Этапы освободительной войны. Патриоты и лоялисты. Конституция США. Федералисты и антифедералисты..

4. Роль народных масс в период и после войны за независимость.

5. Первая американская революция в исторической литературе.

 

Источники:

  1. Американская революция XVIII практикум по новой истории. (Сост. Н.А. Кислица.-М., 1976.
  2. Американские просветители: Избранные произведения.-м., 1968-69.- Т.1-2.
  3. Конституции зарубежных государств. – М., 1997.
  4. Томас Джефферсон о демократии. – Спб., 1994.
  5. Франклин В. Избранные произведения. М., 1956.

 

Литература:

1. Буржуазные революции XVI-XVIII вв. в современной зарубежной историографии. – М., 1986.

2. Война за независимость и образование США. – М., 1976.

3. Ефимов А.В. Очерки истории США. - М., 1958.

4. Иванян Э.А. Белый дом. Президенты и политика. – М., 1979.

5. История США. /Под ред. Севостьянова. – М., 1983. – Т.1.

6. Лернет М. Развитие цивилизации в Америке. – М., 1992. – Т. 1-2.

7. Основатели США: исторические портреты. - М., 1983.

8. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. - М., 1984.

9. Согрин В.В. Война США за независимость как социально-политическая революция. //ННИ, 2005, №3.

10. Согрин В.В. Идейные течения в американской революции XVIII в. - М., 1980.

11. Филимонова М.А. Классический республиканизм в Американской и Французской революциях конца XVIII в. //ННИ, 2004, №1.

12. Филимонова М.А. Патрик Генри: революция против конституции. //ННИ, 2005, №6.

13. Фурсенко А.А. Американская революция и образование США -. М., 1978.

14. Харц Л. Либеральная традиция в Америке. – М., 1993.

15. Хофштедтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. – М., 1992.

Тема 3. Французское Просвещение XVIII века.

 

1. Социальные, политические, духовные предпосылки Просвещения. Идейные предшественники Просвещения.

2. Просветители т.н. «старшего поколения». Монтескье. Вольтер.

3. Физиократы и их учение. (Кенэ, Тюрго, Гурнэ и др.).

4. Школа французских материалистов XVIII века. (.Дидро, Гельвеций, Гольбах и др.)

5. Мелкобуржуазная революционная идеология и ее представители: (Руссо и Мабли).

6. Первые коммунистические доктрины во Франции. (Мелье, Морелли).

7. Просветительская мысль и общественно-политическое и идейное развитие Европы в XVIII в.

Источники:

1. Вольтер. Избранные произведения. М., 1947.

2. Гельвеций. Сочинения. М., 1934.

3. Гольбах П. Избранные произведения. М., 1963. – Т. 1-2.

4. Дидро Д. Избранные произведения. – М., 1951.

5. Дидро Д. Сочинения сочинений. М.; Л., 1935-47. – Т. 1-10.

6. Мелье Ж. Завещание. – М.; Л., 1954. – Т. 1-3.

7. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

8. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. – М., 1961. – т. 1-3.

 

Литература:

1. Азаркин М.Н. Монтескье. М., 1988.

2. Акимова А.А. Вольтер. М., 1970.

3. Акимова А.А. Дидро М., 1963.

4. Альтер И.М.Философия Гольбаха. М., 1925.

5. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.

6. Асмус В.Ф. Ж.-Ж. Руссо. М., 1962.

7. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция, М., 1995.

8. Волгин В.П. Развитие общественной мысли Франции в ХVIII веке. М., 1977.

9. Гаджиев К.С. Политическая философия: формирование и сущность. //ВФ. - 1995. - № 7.

10. Каплан А.Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции ХVIII века: анализ современной французской исторической литературы. - М., 1989.

11. Лейтс О.Е. Политическая идеология утопических социалистов во Франции в XVIII в. – М., 1972..

12. Лобер В.Л. Демократия: от зарождения идеи до современности. - М., 1991.

13. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Курс лекций. – М., 2002.

14. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1973.

15. Собуль А. Философы и французская революция. //Французский ежегодник. 1982. – М., 1984.

Тема 4. Якобинская диктатура

1. Предпосылки установления якобинской диктатуры.

2. Организация революционной власти. Конституция.

3. Социальное законодательство якобинцев.

4. Организация победы над внешней и внутренней контрреволюцией.

5. Аграрное законодательство якобинцев.

6. Борьба течений внутри якобинского блока. Термидорианский переворот.

7. Проблема якобинской диктатуры в исторической литературе.

Источники

1. Документы по истории Великой французской революции – М., 1990. – т. 1-2.

2. Золотухин Н.М. Источники по истории политических и правовых учений. – М., 1982.

3. Марат Ж.-П. Избранные произведения. – М., 1956. – Т. 1-3.

4. Сен-Жюст Л.А. Речи. Трактаты. – Спб., 1995.

 

Литература

  1. Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция: крестьянское движение в 1789-94 гг. – М., 1987.
  2. Актуальные проблемы изучения истории Великой французской революции. – М., 1989.
  3. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. //Социс. – 1993. №4.
  4. Жорес Ж. Социальная история французской революции. – М., 1977. Т. 1-6.
  5. Захер Я.М. Движение «бешеных». – М., 1961.
  6. Карлейль Т. Французская революция: история. – М., 1991.
  7. Классический республиканизм в Американской и Французской революциях конца XVIII в. //ННИ. 2004. № 1.
  8. Кропоткин П.А. Великая французская революция. – М., 1991.
  9. Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция. – М., 1983.
  10. Манфред А.З. О природе якобинской власти. // ВИ. 1969. №5.
  11. Молчанов А.А. Монтаньяры. М., 1989.
  12. Плавинская н.ю. Современные исследованияч о Французской революции конца XVIII в. – М., 2003.
  13. Ревуненков В.Г. Парижская Коммуна 1792-94 гг. Л., 1976.
  14. Собуль А. Первая республика. - М., 1974.
  15. Трубников Н.В. Уваров П.Ю. Пути эволюции социальной истории во Франции. //ННИ. 2004. №6.

 

Тема 5. Чартистское движение

 

1. Предпосылки массового выступления английских рабочих.

2. Этапы чартистского движения, их основные особенности.

3. Эволюция политических программ и методов чартистов.

4. Причины поражения и значение чартизма.

5. Чартизм в исторической науке.

 

Источники

1. Г.И. Гордона. – М., 1923., Вып. 1-2.

2. Джонс Э. Статьи о чартистской программе. – М., 1970.

3. Новая история вв документах и материалах /Под ред. Н.М. Лукина, В.М. Далина. М., 1935.

4. Хрестоматия по новой истории.. 1640-1870. /Под ред. В.Г. Сироткина. – М., 1990.

5. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. – Соч. 2., Т. 2.

6. Энгельс Ф.. Чартисты. – Соч. 2., - Т.9.

 

Литература:

  1. Айзенштайн М.П. Великобритания нового времени. Политическая история. – М., 2002.
  2. Быков Г. Чартизм. – Л., 1932.
  3. Ерофеев Н.А. Чартистское движение. М., 1961.
  4. Кунина В.Э. Чартистское движение в Англии. – М.. 1959.
  5. Материалы дискуссии о чартизме// Новая и новейшая история. 1959. №3, 6. 1960, №1, 3, 5. 1961. №2.
  6. Мортон А.Л., Тейт Дж. История английского рабочего движения. - М., 1959.
  7. Резников А.Б. Первая классовая битва пролетариата. Англия. – М., 1970.
  8. Рожков Б.А. Чартистское движение 1836-1854. М., 1960.
  9. Романова М.И. Парламентская реформа 1832 г. в Англии и ее последствия. //ННИ. 2005. №4.
  10. Чартизм. Сборник статей. – М., 1961.
  11. Шарафутдинов А.А. Английская историография ХХ в. Казань. 2004.

 

 

Тема 6. Парижская коммуна 1871 года

 

1. Динамика политических процессов во Франции с сентября 1870 по март 1871.

2. Формирование идеи Коммуны в ходе буржуазно-демократической революции.

3. Коммуна и вопросы государственного устройства в ее деятельности.

4. Социально-экономические мероприятия Коммуны.

5. Коммуна и массовые народные организации.

6. Организация борьбы с контрреволюцией. Версальский террор.

7. Историография Парижской Коммуны.

 

Источники и литература:

  1. Молок А.И. Хрестоматия по истории Парижской Коммуны. М., 1976
  2. Международное рабочее движение: вопросы истории и теории. М., 1976. Т. 2.
  3. Парижская Коммуна 1871 года: время, события, люди // под. ред. И.А. Бах. М., 1981.
  4. Молок А. И. Очерки быта и культуры Парижской Коммуны 1871 г. М., Л., 1924.
  5. Парижская Коммуна 1871 года // под. ред. Ж. Брюа и др. М. 1964.
  6. Парижская Коммуна 1871 года // под. ред. Э.А. Желубовской и др. М., 1961. Т.1.
  7. Шури М. Коммуна в сердце Парижа. М., 1970.
  8. Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции. М. 2003.

 

Тема 7. Третья республика и французское рабочее движение

1. Особенности общественно-политической борьбы во Франции в 70-80-е гг. XIX века.

2. Основные черты рабочего и социалистического движения.

3. Буланжизм.

4. Дело Дрейфуса и кризис республиканских институтов в 90-е гг. «Казус Мильерана».

5. Радикалы у власти и их политика.

 

Источники и литература:

  1. Международное рабочее движение: вопросы истории и теории. - М., 1976. Т. 2.
  2. Роллан Р. Воспоминания. М., 1966.
  3. Жорес Ж. Против войны и колониальной политики. - М., 1961
  4. История Франции. – М., 1973. Т.2.
  5. Антюхина-Московченко В.И. История Франции. 1870-1918. - М., 1963.
  6. Зеваэнс А. История Третьей республики (1870 - 1926). - М., Л., 1930.
  7. Лукин Н.М. Гед и гедизм. -. М., 1963 Т.3.
  8. Дамье В.В. Исторические судьбы анархо-синдикализма в Европе. //ННИ, 2005, № 5.
  9. Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции. - М. 2003

 

Тема 8. Отто фон Бисмарк

 

1. Основные этапы политической карьеры.

2. Социо-культурный облик (характер воспитания и образования, способы мышления и поведения, способы принятия решений.)

3. Принципы политической борьбы.

4. Исторические взгляды.

5. Результаты деятельности.

6. Бисмарк в исторической литературе.

 

Источники и литература:

  1. Бисмарк О. фон Мысли и воспоминания. - М., 1940-1941. Т 1 – 3.
  2. Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем.- М., 1987.
  3. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815 - 1871 гг. - М., 1986.
  4. Ерусалимский А. С. Бисмарк: Дипломатия и милитаризм. - М., 1968.
  5. Чубинский - Надеждин В.В. Бисмарк: политическая биография.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задача 102 | Список оборудования для котлетного бизнеса
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.119 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал