Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнеримская культура






Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и опенок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культурологи О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь завершающий, кризисный этап Античности. Его вклад ограничивался главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре — религии, философии, науке, искусстве, литературе, — Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.

Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие. Такой взгляд представляется более обоснованным.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.

В общем и целом наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь к числу общепризнанных достижений относятся такие, как знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т.д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.

Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посейдон — Нептуном, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой и т.д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый «римский миф», или мифы, связанные с Римом, выступающие как «римская идея» — владение и власть над всем миром, «Рим — центр мира», «Рим — вечный город».

В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения.

Театр и народные зрелища в Древнем Риме

Народные зрелища в Древнем Риме можно условно разделить на 2 вида: театр и цирк. Рассмотрим подробнее.

Театр. Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Еще в отдаленные времена, тогда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни, так называемые фесценнины. Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль. К народной драме восходит и мим. Мим воспроизводил сценки из народного быта, а иногда и выводил в шутовском виде богов и героев.

Ливий Андроник (280-204 гг) был первым римским драматургом, который перевёл «Одиссею» и в 240 г. поставил в Риме первые комедии и трагедии, являвшиеся переработкой сюжетов пьес греческих авторов.

Другим знаменитым создателем поэтических строк и текстов для театра был Гней Невий (270-201 гг.). Невий, как и Ливий, использовал при создании пьес сюжеты из мифов эллинов, но он стал первым, кто обратился к разработке тем римской истории, а его герои сменили паллу (одежду греков) на претексту (национальную одежду римлян). От произведений Невия сохранились только незначительные отрывки, позволяющие судить, что некоторые из его пьес носили политический характер (Сражение с галлами в 222г.), а некоторые историко - мифичекий («Ромул, или Волк»). Так одновременно с легендой, свидетельствующей о божественном происхождении создателей Римской державы, проявились характерные для римского поэтического творчества черты – злободневность и прославление величия Рима. Возможно, Невий, принимавший участие в Ганнибаловой войне, рассказывал и о ней. Но говорить об этом на основании сохранившихся строк поэмы не представляется возможным.

Тит Макций Плавт (255-185 гг.). Литературное творчество римлян зарождалось в годы напряженной борьбы с Карфагеном за преобладание в Западном Средиземноморье. Уставшему от непрерывных сражений народу были необходимы зрелища. Они позволяли хотя бы на некоторое время забыть обо всем, наблюдая за героям и сопереживая им. Сюжеты пьес, вызывавшие смех, развитие комедийного жанра связано с именем Плавта. Как и предшественники, он воспользовался наследием эллинов, соединяя сюжеты нескольких произведений и вводя в реплики героев уличные шутки. Герои его пьес – греки, действие разворачивалось на улицах греческих городов, но изображаемые пороки и глупые ситуации, в которые попадали его герои, в равной степени были присущи и римлянам.

Цирк. Изначально, цирк в Древнем Риме представлял собой место проведение конных скачек и состязаний в скорости езды на колесницах. Это было общественное здание в виде вытянутого овала (греческий ипподром). Позднее в цирке стали показывать бои гладиаторов, бои зверей, упражнения на лошадях и т.д. Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок — все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы цирка были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ — компаниях, поставщиках лошадей и возниц, — и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал