Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1.1 Понятие административных правоотношений их особенности и видыСтр 1 из 4Следующая ⇒
Административно-правовые отношения - регулируется административным правом, общественные отношения в сфере деятельности исполнительной власти. Правовые основы, изменения и прекращения административных правонарушений является юридический факт. Административно-правовыми отношениями являются многообразие правовых отношений, которые отличаются по своей природе, легального контента для своих членов. У них есть все основные черты каких-либо правовых отношений: - верховенства права, таким образом, что правовые отношения являются результатом регулирующего воздействия на эти общественные отношения верховенством права, придавая ему юридическую форму; - регулирование правовых действий нормой (поведения) сторон этих отношений; соответствие взаимных обязательств и прав отношений сторон в установленном законом порядке; установление юридической ответственности за несоблюдение правовых норм поведения[3]. Соответственно, административные правоотношения - урегулированное административным право административное общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. 1. Есть две особенных концепций административно-правовых отношений. Согласно одной из концепций отношения административно-правовые: - возникают в процессе управления; имеют в качестве обязательного предмета государственной власти (исполнительный орган); Они представляют отношения власти и подчинения, и характеризуются юридическим неравенством сторон. Вторая концепция административно-правовых отношений: есть в области государственного управления; может иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; [4] делится на соотношения прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти и отношений подчиненности и равенства. Несмотря на некоторые различия в понимании природы административных правоотношений, можно отметить общий недостаток, присущий обеим концепциям: в них не сказано, ничего о такой фундаментальной особенности этих отношений, как важность гарантии судебной защиты прав и интересов граждан в связи с управлением. Этот недостаток вытекает в отсутствие правового режима административно-правовых отношений, отсутствие правового режима защиты граждан в отношении управления (исполнительной власти). 2. Особенности административно-правовых отношений следующие: Широко распространено мнение о том, что административные и правовые отношения в отличие от всех остальных (особенно гражданского права) являются властные отношения, построенные на принципах «власть - подчинение». Именно эта особенность легла в их основном потому, что предопределен важнейший приоритет деятельности государственного управления; Сущность государственной и административной деятельности, а также любая другая форма социального контроля, определяет потребность в субъекте управления, то есть той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в чьих руках сосредоточена власть. По этой причине, определенный приоритет воли будет у такого субъект (единая управляющая воля) всегда очевидна. Таким образом, сознательно-волевое проявления (Воля), направленны на регулирование поведения объекта управления. Практическое выражение такого рода, как правило, характеризуется как " команда"; это - переходный мостик к формуле " власть - представление". Административно-правовые отношения, а также все другие правовые отношения, имеют объект. Его понимание связано с существенными признаками государственно-управленческой деятельности, всегда предполагает подчинение воли. Все члены регулируемых отношений управления подчинены воле одного органа управления. Это формирует властный характер этих отношений, а власть (авторитет) является средством волевых процессов управления - контроля. Но в этих процессах принимают участие люди, наделенные волей и сознанием; они совершают определенные действия предписанный административно-правовой нормой или воздержаться от них. Соответственно, объектом административно-правовых отношений являются воля, сознание, и косвенно их поведение (действия) управляемых в сфере осуществления исполнительной власти; 4. Административно-правовые отношения (в основном управление) имеют широкий диапазон возникновения, изменения или прекращения. Это - сфера управления - понятие, границы которого на протяжении всей истории определяется объемом и направлением практической деятельности по осуществлению исполнительной власти. Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной, административной и политической работы, которая включает в себя огромное количество различных видов производственных и непроизводственных, а также неправительственных групп и тысячи граждан; 5. Сфера государственного управления - поле практики исполнительных органов и должностных лиц, действующих от имени этих органов. Из этого утверждения можно сделать вывод, что в границах указанной сферы часто возникают правовые отношения другого рода (например, финансовые и юридические, земльно-правовые, экологической, предпринимательские и даже гражданские). Уже давно подтвердилась эта практика. Таким образом, для административных отношений свойственно неотъемлемое право на возможность служить в качестве элемента общего механизма правового регулирования или юридического (административно-правового), опосредования общественных отношений, относящихся к предмету других отраслей российского права; 6. Объем государственного управления является областью деятельности государства, в которой функционируют особого рода субъекты. В совокупности они называются или органами государственного управления, или органами исполнительной власти. Таким образом, в административных и правовых отношений, опосредованных государством, то есть компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не ограничивается только взаимодействием такого рода субъектов многоуровневыми (например, отношения между высшими и низшими исполнительными органами). Управленческие компетенции реализуется в отношениях со всеми сторонами, чья практическая деятельность или чьи специфические интересы связаны с механизмом исполнительной власти, то есть с процессом реализации компетенции ее субъектов; 7. Особые условия для возникновения административно-правовых отношений, которые необходимы: - возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по осуществлению назначенных им исполнительных и административных функций. Например, заключение сделок с недвижимостью не является проявлением исполнительной власти, и, следовательно, совершая этот вид действия, исполнительный орган не выступает в роли субъекта управления. Механизм реализации исполнительной власти не находит свое выражение в этих действиях; - также возникают непосредственно по поводу осуществления исполнительным органом не любых функций, а только управленческих. Это относится к практической реализации правовых полномочий, принадлежащих им. Без них, исполнительная власть не может выступать в качестве субъекта исполнительной власти; 8. Административно-правовые отношения являются по своей сути организационными. Они имеют прямую связь с осуществлением исполнительных функций, которые по своему содержанию сосредоточены на правоохранительной деятельности и на процесс правоисполнения. Административно-правовые отношения носят организационную нагрузку в двух основных аспектах: " Самоорганизация" - организация собственной работы всех руководящих кадров, осуществляемой в рамках административно-правовых отношений между различными подразделениями системы исполнительных органов.[5] Организация, выходящая за рамки своей первой версии и реализованная в административных и правовых отношениях с другими группами и людьми, находящихся в контакте со сферой государственного управления. Для этих основных направлений посредством административно-правовых отношений исполнительная власть может обеспечить ежедневное организующее и регулирующее воздействие на поведение управляемых; 9. Административные и правовые отношения " не закрыты" ни одному из потенциальных участников правоотношений. Наличие полномочий, представленных юридическими и административными правилами, или возложение определенных обязанностей - единственное условие, при котором каждый, кто работает в области государственного управления или заинтересован в его нормальной работе, может быть инициатором их возникновения или прекращения. Таким образом, отношения административного права могут происходить по инициативе любой из сторон: органов исполнительной власти и их должностных лиц, общественных групп и граждан. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Административно-правовые отношения могут возникать вопреки желанию второй стороны или ее согласия. Эта особенность наиболее отличает их от гражданско-правовых отношений; 10. Между стороны административно-правовых отношений возможны споры. Таким образом, гражданин может быть не согласен с законностью принятого в его адрес решения исполнительного органа (должностного лица). Это его несогласие, хотя и не влияет на возникновение правовых отношений, но вызывает определенные юридические последствия: гражданин имеет право оспаривать такие действия.[6] Таким образом, есть конкретные юридические или административные споры. Для разрешения гражданских споров имеется специальный процессуальный порядок (гражданское судопроизводство). Он установлен и для разрешения возможных административных и судебных споров. Обычно такого рода споры решаются вне суда. Но часто закон предусматривает судебную процедуру для разрешения административных и правовых споров, либо как самостоятельные либо альтернативные. В настоящее время наблюдается тенденция расширения спектра административных и правовых споров, разрешаемых судом; 11. Для гражданских правоотношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен порядок подотчетности административно-правовых отношений в случае несоблюдения требований административного законодательства. В этом случае ответственность одной стороны перед государством наступает непосредственно в лице его соответствующего органа (должностного лица). Возможна и ответственность одной из сторон административно-правового отношения перед другой, но в ограниченных случаях и пределах. Виды административных правоотношений различны в соотношении содержания прав и обязанностей их членов, характера порождающих юридических фактов, метод у защиты.[7] Содержание административно-правовых отношений подразделяются на материальное и процессуальное. Материальные административно-правовые отношения являются общественные отношения, возникающие в управлении, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляя полномочия исполнительной власти, а также права и обязанности граждан. Административно-процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с решением конкретных случаев и индивидуально регулируемых административно-процессуальными нормами. По характеру юридических фактов, приведших к возникновению административных правоотношений, они подразделяются на правоотношения, порождаемыми законными и незаконными фактами. В качестве защиты могут быть определены отношения охраняющиеся в административном и судебном порядке. Административным и правовым отношениям, присущ широкий спектр в зависимости от характера и видов управления, его членов, на которых возложены функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрации), целей и т.д. Согласно цели административно-правовых отношений, подразделяются на охранительные (включая деликтные) и регулятивные, которые, следовательно, влияют на использование различных методов и форм управления. По составу участников административных правоотношений можно проводить различие между отношениями, члены которых принадлежат к государственному аппарату (государственных органов и их должностных лиц), отношения между органами исполнительной власти (местного самоуправления), а также государственных предприятий, учреждений и организаций, отношения между органы исполнительной власти (местные органы власти) и неправительственные организации, трудовые коллективы, отношения между органами исполнительной власти (органами местного самоуправления), а также некоммерческие организации, отношения между органами исполнительной власти (местного самоуправления) и гражданами.[8] По направление деятельности различают: административные и правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, то есть, по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; Правительство республики - субъекты Российской Федерации, правительства (администрация), краев, областей, автономных образований, городских, районных, администрация села); Административные и правовые отношения исполнительной власти в компетенцию субъектов управления, находящихся под их юрисдикцией; Административные и правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера для решения конкретных вопросов, осуществление надзора и координирующих полномочий; [9] Административные и правовые внутриогранизационные отношения, которые влияют на деятельность аппарата данного органаии учреждений, предприятий под его непосредственным руководством. Выделяются также субординационные, координационые и отношения реординационные. Субординационные отношения основаны на полномочии одного из субъектов использовать нормативные, контрольные полномочия в отношении других сторон отношений (например, отношения в сфере государственной службы, складывающиеся между должностными лицами). Отношения координации также характеризуется наличием власти, но они используются не только для осуществления власти, но и для обеспечения эффективных совместных действий нескольких субъектов, которые хотят достичь той же цели и решать аналогичные проблемы (отношения между федеральными органами исполнительной власти - министерств, государственных комитетов и т.д., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационные и координирующие отношения, свойственна возможность издание административных актов, которые должны выполняться другими организациями. Реординационными отношениями являются те, которые формируются для того, чтобы обратить вспять воздействие управляемого объекта к контролирующему субъекту, то есть влияние низших на верхние инстанции (например, обращение граждан в сфере государственного управления). Емкая характеристика административных отношений как отношений власти, сосредоточила внимание на их сущностной природе, не исключает возможности классификации видов по различным критериям. Есть две группы административно-правовых отношений: - отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (" субъект - объект"), в которой отчетливо проявляется властный характер деятельности государственного управления. Это - реальные властные отношения; - отношения, складывающиеся вне прямого действия управления на конкретный объект, но органически связанные с его осуществлением. Указанная группа административно-правовых отношений характеризуются как фундаментальные и неосновные коммуникации управления. Первая группа административных отношений характеризуется как ядро, так как в этом случае отношения в максимальной степени вовлечены в упорядочивающему воздействию на социальные отношения, то есть основные функциональные цели управления. Они четко выражают присущие авторитарность управления, то есть приоритет будет воли субъекта. Здесь основная формула управляющего воздействия - " субъект - объект". Это, прежде всего, отношения между вышестоящими и нижестоящими элементами механизма реализации исполнительной власти между руководителями и их подчиненными в службе административного управленческого персонала, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, осуществляющих определенные административные и юридические обязанности, и т.д. При характеристике второй группы важный аспект взаимоотношений сосредотачивается на том, что они не имеют своей целью непосредственное прямое воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, осуществляющие деятельность в сфере государственного управления, но не связаны подчиненностью (например, отношения типа " субъект - предмет"). Такие отношения весьма разнообразны и необходимы для создания нормальных условий для осуществления исполнительной власти. Но они имеют второстепенное значение по сравнению с первой группой. На самом деле, они являются правовой предпосылкой для реальных властных отношений. Можно также выделить: внутри административно-правовые отношения, возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решения структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей сотрудников административного аппарата, определение их обязанностей и т.д.); [10] внешние административные правовые отношения, возникающие в рамках внешнего управления, то есть непосредственно в осуществлении контрольных функций в отношении управляемых объектов. В данном случае не следует исходить из противопоставления такого рода административно-правовых отношений, и не из-за их подхода к внешнему варианту как к определяющему, а как к двум основным проявлениям единой по важности и сущности механизма управления для обеспечения желаемого контроля действие. Очевидно, что с помощью " внутреннего" государственного исполнительного органа (организованность, упорядоченность) зависит исключительно от его способности действовать извне, то есть за пределами их собственной единицы.[11] Таким образом, в обоих " внутренних" и " внешних" отношений исполнительная власть реализуется. Действительно, наиболее важной является классификация административно-правовых отношений по правовому характеру взаимодействия участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной степени, ранее считавшихся, стоят вертикальные и горизонтальные отношения. Вертикальные административно-правовые отношения наиболее выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности подчиненных отношений между субъектом и объектом управления. Это -властные отношения. Они возникают между соподчинеными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Тем не менее, подчиненность нельзя толковать буквально. На самом деле, вертикальность означает, что с одной стороны есть юридический орган у которого есть властные полномочия, а другая сторона не имеет (например, гражданин), или их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления). Властная сторона в то же время выступает в качестве соответствующего субъекта исполнительной власти (исполнительный орган, государственный орган). Очевидно также, что она находится в вертикальном отношениях реализуется непосредственно управляющее воздействие субъекта на конкретный объект, который не во всех случаях ему подчинен. В области государственного управления можно обнаружить несколько вариантов административно-правовых отношений, которые являются одними из вертикальных. Об этом свидетельствуют следующие признаки, которые характерны для этого типа регулируемых административно-правовых норм административно-правовых отношений: - безапелляционный тезис о неравенстве сторон как ведущего показателя вертикальности данного вида правовых отношений; концентрация в руках со стороны управления, т.е. субъекта исполнительной власти, юридически властных полномочий; неспособность стороны, действовать как управляемый, чтобы " управлять" таким субъектом; неравенство сторон логически предполагает подчинение одной стороны (" объекта управления"), другой (" субъекту управления").[12] Следовательно - бытующая формула " власть - подчинение" используется для характеристики отношений административно-правовых вертикального типа; -подчиненность (соподчиненность) в административно-правовых отношениях не во всех случаях является явным проявлением. Например, гражданин или негосударственные субъекты (коммерческие структуры и т.п.) не подченены субъектам исполнительной власти. Отношения между отдельными подразделениями исполнительного механизма власти, а также прямое подчинение одной единицы другой, часто не хватает; Говоря о подчиненности, присущей отношениям сторон в области государственного управления, необходимо иметь в виду, прежде всего организационную подчиненность, как наиболее характерную для вертикального управления и проявляется в отношениях между вышестоящими и нижестоящими, например, между органами исполнительной власти и подведомственных им организаций. Само «подчинение» управляемой стороны отношения «управляющей» могут быть выражены по-разному. В буквальном смысле, мы можем говорить как организационная принадлежность (отношения между высшими и более низкого уровня власти, между ними и их подведомственными предприятиями и т.д.). Но отсутствие такого подчинения (субординации) не отрицает возможности отношений между сторонами вертикального характера; многие административные и правовые отношения, возникающие между вертикальным несоподчиненными участниками. Но даже в таких случаях, одна из сторон в силу своей компетенции, имеет право издавать правовые акты, необходимые для исполнения организационно неподчиненой ей другой стороной данного отношения. Как правило, этот вид связи управления является типичным для системы межотраслевого государственного управления (в области охраны окружающей среды и т.д.). Существует, следовательно, особый вариант подчиненности, а именно - координационный. В области государственного управления осуществляют надзорные мероприятия в крупном масштабе, и ее субъекты являются сами (должностных лица) органов исполнительной власти. Это, например, административный контроль, который осуществляется с помощью специально созданных федеральных регулирующих органов и их территориальных подразделений, органов внутренних дел, налоговых органов и т.д. Надзорные полномочия носят юридически авторитетный характер и и распространяются на организационно не подчиненные объекты. Существует еще один вариант подчиненности - подконтрольность или поднадзорность. Субъекты исполнительных органов в соответствии с требованиями соответствующего административного права имеет право адресовать свою волеизъявления к гражданам, общественным объединениям, которые в любом подчинении не находятся у данных субъектов. В таких случаях существует хорошо известный вариант вертикальности - подчинения воле управляемых воле управляющих; несмотря на различный характер подчиненности во всех этих случаях сохраняется главное качество - неравенство сторон в юридическом смысле. Субординация, выраженная прямо или опосредованно, по сути, является логическим следствием и фактическим выражением неравенства положения правителей и управляемых. Наиболее емким по правовому содержанию признаком, четко иллюстрирующий фактическую вертикальность и неравенство сторон в административно-правовых отношений, по-разному выражается, заключается в следующем: все вертикальные отношения такого типа практически выражают юридическую зависимость одной стороны другой. Эта зависимость предопределяется наличием юридических полномочий, необходимых для решения конкретной проблемы, только с одной стороны - в соответствующего субъекта исполнительной власти. Итак, общие черты неоднозначных вертикальных административно-правовых отношений - это осуществление в их рамках прямого управляющего воздей ствия и приоритета юридически выраженной воли одной стороны. Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно- правового регулирования. Тем не мение, возможность их возникновения имеет место быть. Сам факт признания равенства сторон в административно- правовых отношениях находится в прямом противоречии с сущностью административно-правового регулирования и с принципиальными особенностями административно-правовых отношений. Поэтому необходимо учитывать следующие определяющие обстоятельства: - дей ствительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений, т.е. качество, традиционно связываемое с гражданско-правовыми отношениями, вполне реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности; - обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон. Столь же обязательно отсутствие юридически властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой. а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздей ствию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это - связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами, в которые они вступают по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления; отношения по согласованию совместных управленческих дей ствий; отношения в связи с проведением совместных заседаний и т.п.; б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздей ствия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения. Названные группы отношений относятся к числу административно-процессуальных; г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти. Характеристика горизонтальных административно-правовых отношений предполагает учет ряда особенностей. В частности, любые совместные дей ствия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект – субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении.[13] Отсюда - временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений. Вертикальные, горизонтальные и даже диагональные (идею об их существовании выдвигали В.А. Юсупов, М.С. Студеникина). Горизонтальные административно-правовые отношения могут иметь место как, предшествующие непосредственному управленческому воздей ствию; - возникающие после непосредственного управляющего воздей ствия в целях наиболее эффективной его реализации. Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления. Таким образом административно-правовое отношение – есть урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой. Особенности административно-правовых отношений: 1) они формируются напрямую в связи с реализацией органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности; 2) их участниками могут являться различные субъекты: органы государственного управления, компании, учреждения, граждане и др., чьи интересы объединены с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности; 3) неотъемлемым субъектом должен являться орган государственного управления; 4) невозможность их появления без участия органа государственного управления (должностного лица) либо в определенных законом вариантах общественной организации, наделенной внешневластными полномочиями; 5) орган государственного управления либо официальное лицо действует властно, распоряжаясь, т.е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера; 6) они имеют все шансы возникнуть по инициативе любой из сторон, однако согласие 2-ой стороны никак не считается обязательным обстоятельством их возникновения; в тех случаях, когда подобное согласие (желание) требуется, оно играет роль условия, предшествующего появлению административно-правового взаимоотношения, не имеющего, но, правообразующего значения, т.е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор). Виды административно-правовых отношений. В этом ответе мы предлагаем вам краткое описание видов административно-правовых отношений по разным критериям. 1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами: а) вертикальные административные правоотношения б) горизонтальные административные правоотношения. 2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию: а) материальные административно-правовые отношения. б) процессуальные. 3. Административно-правовые отношения по способу защиты: а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке. б) Правоотношения, защищаемые только в суде. 4. Административно-правовые отношения по составу участников: - внутриаппаратные - внешнеаппаратные 5. Административно-правовые отношения по цели: - регулятивные - охранительные
|