Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для уязвимых: краткая азбука творчества⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57
БОЛЬ – естественное состояние в процессе творчества. Творчество – это не хобби и не приятное времяпрепровождение. Это результат внутренней борьбы, вызванной стремлением искать защищенности и желанием сделать что‑ то новое и важное для других. Попробуйте вертеть ногами деревянный барабан на детской площадке. Это хороший пример. Попытайтесь удерживать равновесие, все время переступая ногами, имитируя бег в процессе вращения барабана. Как вы знаете, он не будет крутиться сам по себе. Нужно все время двигаться. ГЕРОИ – это люди, которые, когда нужно, идут на риск. Подлинное творчество – это героическая акция. И наоборот, фанаты – это симулянты, которые ничем не рискуют, но любят играть заметную роль. ДАР – это квинтэссенция творчества. Творчество – шанс сделать нечто необычное, что ведет к установлению связи. Потребность делиться результатами своего творчества объясняет, почему вы творите. ЕЩЕ БОЛЬШЕ, ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ! Для творческой личности это не может быть главным побудительным мотивом. Ее мечта – сделать не больше и дешевле, а лучше. Установить наилучшие связи – конечная цель работы. Стремление иметь все больше вещей ведет к ощущению недостатка, в то время как установление наилучших связей создает изобилие. ИНИЦИАТИВА – это счастливая возможность выразить себя. Это когда что‑ то исходит исключительно от вас, а не происходит по соизволению других людей. Вы сами выдвигаете себя на первый план. Если же вы все еще не получаете того, чего хотите, то, возможно, потому, что занимаетесь недостаточно хорошим творчеством. КАЧЕСТВО – это ловушка. Сосредоточиться на надежно подобранных стандартах качества – это значит поставить следствие на место причины. Качество обусловлено процессом созидания, но оно не является целью. Представьте, что вы готовите лакомство из хорошо взбитой пенки вручную. Для этого требуется приложить немало сил. И каждый раз выходит что‑ то, немного отличающееся от того, что получалось прежде. Порой это выглядит просто восхитительно. Но эта красота долго не продержится. Пена быстро оседает. И тогда приходится заказывать еще одну порцию. МЕШАТЬ, перемешивать, повторно использовать, возобновить цикл, заявить снова, перечитать и т. д. Творчество не повторяет себя, но оно рифмуется. НОЖ приносит больше пользы, когда имеет острый конец. Если сделать этот конец безопасным, закруглить в угоду равнодушным массам, боящимся порезаться, то изменится предназначение ножа. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ может быть и оружием, и костылем. Используйте обратную связь, чтобы выполнять работу стало легче, безопаснее, чтобы она приносила радость каждому (не забывайте при этом, что не исключена возможность потерпеть неудачу). Или используйте ее как рычаг, чтобы подтолкнуть себя вперед и согласиться принять то, чего вы боитесь (и на что способны). ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ поможет вам разрешить внутренние противоречия. Именно это даст вам возможность пройти весь путь от слов «это прекрасная идея» до слов «она реализована». Обязательство связано с риском, поскольку если вы потерпите неудачу, то будете за это в ответе. Но без обязательства не будет и неудач, поскольку творчеству нужен ветер в парусах – ваша преданность своему делу. РАДОСТЬ отличается от удовольствия, наслаждения или веселья. Радость – это чувство удовлетворения от творческого единения с другими людьми, заработанная вашим трудом эмоция, которую вы заслужили после того, как подняли паруса творчества, внеся тем самым что‑ то новое в этот мир. СЛОВО «НЕТ» создает чувство безопасности, в то время как слово «да» несет в себе опасность. Сказать «да» возможностям, риску, неизвестности – это значит посмотреть кому‑ то в глаза и сказать ему правду. Характерный стиль работы, например, Бена Цандера может стать хорошим примером. Это можно сравнить с игрой на пианино. Вы садитесь к инструменту, склоняетесь над клавишами и полностью отдаетесь музыке, как будто ничего больше не существует, словно это последний шанс выплеснуть наружу то, что скопилось внутри. СТРАХ можно заставить танцевать. Танцуйте, когда что‑ то сделано. Танцуйте, преодолевая сопротивление. Танцуйте друг с другом. Танцуйте, занимаясь творчеством. Усилие не является главным; главное – это импульс. Если вы решаете проблему за три секунды, но при этом горите желанием поделиться этим решением с кем‑ то другим, значит, это уже творчество. А если вы передвигаете многотонную гранитную глыбу, но этот труд никому не приносит пользы и никто об этом не знает, то, скажу честно, ваш труд не является творчеством (по крайней мере, для меня). СТЫД – обратная сторона ранимости. Мы избегаем открытой связи с людьми, потому что боимся, как бы они не решили, что мы хотим их надуть. ТВОРЧЕСТВО не зависит ни от возраста, ни от физического состояния человека. Это просто выбор, который может сделать каждый, кто готов принять страдание, чтобы взамен получить чудо. ТВОРЧЕСТВО – это когда вы отказываетесь воспользоваться «ремнем безопасности»; оно воспринимается как нечто фатальное, поскольку делает нас ранимыми. Вспомним «Летающих Валленда» – легендарную семью цирковых акробатов, работавших на трапеции и ходивших по канату. У них был один девиз: «Держись!» ТРЕВОГА заранее подготавливает неудачу. Мысленно переберите как можно больше ярких вариантов возможных наихудших последствий вашей работы – и очень скоро вы поверите в это. Беспокойство не принесет вам ничего хорошего. УЯЗВИМОСТЬ – это единственный способ почувствовать, что мы действительно делимся с людьми своим творчеством. А когда мы устанавливаем связь, то теряем силу и как бы сбрасываем свою защитную броню перед теми, кому дарим наше творчество. У нас нет оправданий, нет инструкций, нет стандартных процедур, которые защищали бы нас. И это часть нашего дара. ЦЕЛЬ – это то, без чего в творчестве трудно обойтись. ЭНЕРГИЯ является неотъемлемой частью творчества. ЯРЛЫК НА ТОВАРЕ – это гарантия качества и пригодности для продажи. Он гарантирует, что вещь, которую вы покупаете, будет выполнять свое назначение. А ваша творческая работа не дает гарантий. Она может не сработать. И если не сработает сегодня, то может не сработать и завтра. Это может даже отразиться на вашей карьере. Но суть творчества в том, что мы должны упорствовать, пока задуманное нами не заработает.
[1]Бэнкси – псевдоним скандально известного английского андерграундного художника, создающего граффити на стенах, снимающего документальные фильмы и т. п., личность которого до сего момента не раскрыта. – Прим. перев.
[2]Айн Рэнд – американская писательница и философ российского происхождения, выступавшая с агрессивной апологетикой неограниченного капитализма. – Прим. перев.
[3]SAT – стандартизированный тест для колледжей, так называемый школьный оценочный тест. – Прим. перев.
[4]Криптонит – вымышленное вещество, которое лишает Супермена его чудесной силы (аналог ахиллесовой пяты). – Прим. перев.
[5]Вернер Гейзенберг – великий физик, создатель квантовой физики. Гёдель – математик, исследователь математических парадоксов. Наум Хомски – философ, изучавший проблемы передачи информации посредством языка. – Прим. перев.
[6]Деннис Кусинич – американский политик‑ популист, получил скандальную славу на посту мэра Кливленда, позже дважды выставлял кандидатуру на пост президента США; Даниэль Эллсберг – военный аналитик, передавший прессе в 1971 году составленное им досье по вьетнамо‑ американским отношениям. – Прим. перев.
|