Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополия и ломанная кривая спроса олигополиста.






Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение количества предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Существуют два вида олигополий. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары (например, сталь, бензин), второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары (например, автомобили, бытовую технику). Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка назы­вается дуополией. Собственно же олигополия же насчитывает от 3-8 фирм. В условиях олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары.

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу “всех против всех”. В этом случае возможны самые разные действия конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие монополии, или же наоборот – бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.

В экономической теории выделяются такие модели поведения олигополис­тов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс».

Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Картель подразумевает явный сговор между фирмами относительно цены, раздела рынков, квот производства и т.п. с целью получения прибыли выше той, которую они могли бы иметь при отсутствии сговора. Максимальная прибыль картеля равна прибыли в условиях чистой монополии. Однако все участники картеля заинтересованы в реализации независимой стратегии максимизации прибыли, поэтому возможны обман, предательство отдельных участников, что часто приводит к его развалу. Успех деятельности картеля зависит от способности фирм контролировать поведение своих партнеров и разоблачать обман.

Поскольку прямые картельные соглашения между корпорациями в основном запрещены правительством, так как ведут к образованию чистой монополии, то олигополисты идут на молчаливый тайный сговор.

Тайный сговор – это негласная договоренность хозяйствующих субъектов о совместных действиях по монополизации рынка и ограничению конкуренции.

Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах, под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы (ценового лидера), проявляющей инициативу в изменении цен.

Лидерство в ценах возможно при нескольких условиях:

• ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи или технической оснащенности (как это было с “Дженерал моторс” – традиционным лидером автомобильной промышленности США);

• он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его цены (Р > МС);

• необходимо обеспечение достаточных объемов сбыта продукции остальных фирм с помощью цен.

Когда же несколько фирм занимают примерно одинаковые доли рынка и незначительно отличаются друг от друга по объемам производства и издержкам, на олигополистическом рынке может иметь место лидерство в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных, а их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах.

Хотя единой теории олигополии еще не разработано, все экономисты согласны с тем, что если одна из фирм снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит их, то ни одна фирма не последует ее примеру.

Равновесие на рынке олигополии, при котором фирмы получают максимальную прибыль, достигается при условии, что предельные издержки и предельный доход равны (МС = МR).

Ценообразование по признаку «издержки плюс». Олигополисты для того, чтобы определить цену, добавляют «накидку» в размере определенного процента. Этот метод не является несовместимым с тайным сговором или лидерством в ценах. Олигополия делает упор на ценовую конкуренцию. Считается, что ценовая конкуренция помогает получить долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. изменения продукта, новая технология и удачная реклама не могут так быстро и полно дублированы, как снижение цен.

Ломаная кривая спроса. Если одна из фирм в одностороннем порядке понижает свои цены ниже уровня сложившейся ценыР*, то ее конкуренты, ско­рее всего, последуют ее примеру, чтобы не потерять своих поку­пателей (при ценах нижеР* спрос неэластичен). Если же фирма повышает свои цены выше уровняР*, то, скорее всего, конкуренты не последуют ее примеру, поскольку в этом случае они получают возможность расширить свои доли рынка за счет части покупателей фирмы (при ценах выше Р* спрос высокоэластичен).Изгиб кривой спроса в точке А влечет за собой разрыв кривой предельного дохода на участке ВС. Если в этих условиях предельные издержки и возрастают на отрезке ВС, оптимальная цена все равно останется прежней. Это объясняет причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек производства. Модель ломаной кривой спроса объясняет также неизменность цен при изменении спроса на продукцию. Увеличение спроса вызывает сдвиг ломаной кривой спроса вправо-вверх и аналогичный сдвиг кривой предельного дохода. Если при этом кривая предельных издержек и меняет свое положение, но по-прежнему проходит «сквозь» разрыв предельного дохода, то цена продукции олигополиста остается на прежнем уровне.

11. Правила оптимального соотношения ресурсов – формулировка и случаи использования.

Основные виды факторов производства: труд, земля, капитал. Спрос на факторы производства – желание и способность покупателей приобретать факторы производства, т.е. количество выражается в денежной форме.

Рынки факторов производства – это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

Спрос на факторы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую с помощью этих факторов. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы, из которых она сделана, и наоборот. Потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы производства. Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от цен не только на каждый из них, но и на остальные сопряженные с ним ресурсы.

Факторами устойчивости спроса на ресурсы являются:

1) эффективность (производительность) производственного ресурса при создании товара. Например, чем более производительную технику используют на предприятии, тем меньше нужно станков для производства запланированного количества продукции;

2) рыночная стоимость (или цена) товара, произведенного при помощи производственного ресурса. Если растет стоимость какого-нибудь товара, то становится выгодным увеличивать объем его производства, поэтому спрос на ресурсы также возрастет.

Факторы производства (труд, капитал, земля) в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, природные сырьевые ресурсы - искусственными материалами. Однако и труд, и сырье, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним других факторов производства. Например, более высокая зарплата и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу.

Каково должно быть соотношение разных ресурсов, которое обеспечит фирме наименьшие издержки производства определенного количества продукции?

Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть понятие “предельный продукт фактора производства”. Предельный продукт (МР)– это прирост общего продукта, полученного в результате применения дополнительной единицы переменного фактора производства.

Фирма достигнет наименьших издержек производства определенного объема выпуска, если при спросе на ресурсы будет соблюдаться правило: отношение предельного продукта одного ресурса к цене этого ресурса равно отношению предельного продукта другого ресурса к цене этого ресурса:

где МРL и МРС – соответственно предельный продукт труда и предельный продукт капитала;

РL и РС – соответственно цена труда и цена капитала.

При соблюдении этого условия фирма находится в состоянии равновесия, т.е. отдача всех факторов одинакова и никакое перераспределение денежных средств между ресурсами не снизит издержки производства.

Существует множество объемов выпуска, при которых издержки производства минимальны, но имеется только один объем производства, который обеспечивает максимальную прибыль.

Правило максимизации прибыли. Фирма обеспечит получение максимальной прибыли, применяя такое соотношение ресурсов, при котором предельная доходность каждого ресурса равна его цене, т.е.

где МRPL и МRPC – соответственно предельная доходность труда и капитала.

Предельная доходность ресурса (МRР) или предельный продукт в денежном выражении характеризует прирост совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого ресурса. Таким образом, предельная доходность ресурса определяется умножением предельного продукта (МР) и его цены (Р).

Приведенные выше формулы максимизации прибыли справедливы только для фирмы, приобретающей ресурсы на конкурентных ресурсных рынках, так как только на этих рынках предельные издержки ресурса равны его цене (MRC = P).

 

12. Виды «провалов» рынка.

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Виды микроэкономических провалов рынка:

- наличие монополий,

- информационная асимметрия,

- внешние и внутренние эффекты,

- общественные блага.

1. Наличие монополий, ведет к недостатку конкуренции производителей и наносит ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость:

- гос вмешательства в форме создания гос и мун предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии.

- гос регулирования и контроля цен, объема производства и качества соответствующих экономических благ, т.к.

монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Пример: городской водопровод. Подвести к домам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водопроводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов города. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, возрастут.В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства.

2. Другой вид провалов рынка — информационная асимметрия у продавцов и покупателей экономических благ.

Она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образования, где без вмешательства государства может привести к плохому поведению производителей и значительному ущербу для потребителей.

Например, навязыванию пациентам врачами дорогостоящих операций при наличии альтернативных методов лечения заболеваний.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты — издержки (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Например, когда предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений.

Положительные внешние эффекты. Если фермер построил за свой счет дорогу и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загрязнения окружающей среды, государство вводит экологические налоги, стимулирующие внедрение производителями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образования, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для потребителей.

3.2. внутренние эффекты - издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сторон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести экономический ущерб. требует вмешательства гос-ва для обеспечения баланса интересов сторон.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства.

общепринятые блага - бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ - потребность в них у всего населения.

Государственный аппарат производит и распределяет общ блага.

Общественное благо характеризуется двумя свойствами — неконкурентностью и неисключаемостью.

1. Неконкурентность означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступность для других. Пр: высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2. Неисключаемость означает, что технически невозможно ограничить потребление общественных благ. Пр: уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал