![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика развития клинической медицины в России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Ведущие русские терапевтические школы. Школа А.А. Остроумова.
Во второй половине XIX века достигнуты значительны успехи в развитии медицинской науки. Чему в немалой степени способствовали процессы ее дифференциации. Возникают такие дисциплины, как педиатрия, неврология, психиатрия, дерматовенерология, микробиология, гигиена и др. В этот период плодотворно работают известные ученые страны: физиологи - И.М. Сеченов, И.П. Павлов (1849-1936), микробиологи - И.И. Мечников (1845-1916), Г.Н. Габрический (1860-1907), Д.К. Заболотный (1866-1929), Н.Ф. Гамалея (1859-1949) и другие, клиницисты- терапевты - С.П. Боткин (1832-1889), Г.А. Захарьин (1829-1897), А.А. Остроумов (1844-1908), хирурги - Н.В. Склифосовский (1836-1904), А.А. Бобров (1850- 1904), П.И. Дьяконов (1855-1908), педиатры С.Ф. Хотовицкий, Н.Ф. Филатов (1847-1902), Н.П. Гундобин (1860-1908), К.А. Раухвус (1835-1915), психиатры В.М. Бехтерев (1857-1927), С.С. Корсаков (1854-1900), П.Б. Ганнушкин (1875-1933), и другие, основоположники отечественной гигиены - Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин и другие Развитие клинической медицины в 19 в. характеризуется постепенным переходом от врачевания как ремесла и искусства на позиции одной из областей естественных наук. Основы для такого перехода были созданы достижениями естествознания в целом и теоретической медицине, в частности: патологической анатомии с введением в больничный обиход прозекторского дела и клинико-морфологических сопоставлений; экспериментальной медицине, способствовавшей формированию функционального подхода клиницистов к проблемам патологии; бактериологии, установившей специфическую природу инфекционных болезней. Исключительную роль в развитии клинической медицины на естественнонаучной основе сыграли новые методы объективного исследования больного. Эти тенденции медицины 19 в. ярко отражены в истории клиники внутренних болезней — основной области клинической медицины. в 1836 г. русским терапевтом Г.И. Сокольским (1807—1886) было доказано, что при ревматизме поражаются не только суставы, но в первую очередь сердечно-сосудистая система. Г.И. Сокольский в 1835 г. опубликовал первый после Р. Лаэннека крупный труд, посвященный диагностике внутренних болезней с помощью аускультации. Россия стала вообще одной из первых стран Европы, где передовые врачи пропагандировали физические методы исследования. Русские врачи Я.О. Саполович (1766—1830) и Ф. Уден (1754—1823) еще в 90-х гг. 18 в. до работ Ж. Корвизара применяли перкуссию по Л. Ауэнбруггеру. В Виленском университете и в Петербурге В. Герберский, Ф. Римкевич и П.А. Чаруковский (1798—1848) использовали перкуссию и аускультацию в 20-х гг. 19 века. Функциональное направление, основанное на достижениях физиологии и экспериментальной патологии, получило яркое воплощение в трудах основоположника крупнейшей научной школы русских терапевтов С.П. Боткина, А.А. Остроумова (1844—1908), в Германии — Б. Наунина (1839—1925) — автора известных клинико-экспериментальных работ по проблемам сахарного диабета, желчнокаменной болезни и желтухи, лихорадки и др., Третьим центром европейской клинической М. была Вена, где чех И. Шкода (1805—1881) —крупнейший наряду с К. Рокитанским представитель так называемой нововенской школы дал научное обоснование перкуссии и аускультации и показал (1839), что объективные симптомы еще не составляют самой болезни, а являются только отражением определенных изменений в организме, вызванных болезнью. Во второй половине 19 в. медицина начала постепенно обогащаться новыми лекарственными средствами (морфин, кодеин, папаверин, атропин, бром и т.п.). Достижения анатомии и хирургии в России в начале 19 века нашли дальнейшее развитие в деятельности Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). С развитием клиники, приближением преподавания медицины к постели больного заставило врача действовать и думать по-иному. Под влиянием развития естественных наук — физики, химии — в XIX веке, особенно во второй его половине, клиническая медицина стала приобретать характер естественнонаучной дисциплины. На клинические дисциплины во второй половине XIX оказало большое влияние развитие экспериментальной физиологии и микробиологии. В середине и второй половине XIX века диагностическая методика быстро совершенствовалась. Клиника использовала созданные физикой осветительные и оптические приборы, благодаря чему глаз врача проник во внутренние полостные органы живого человека. Созданные физиками измерительные приборы и методы позволили врачам по-новому ставить вопросы функциональной диагностики. Благодаря развитию органической химии клиническая медицина значительно усовершенствовала диагностику путем применения ряда лабораторных методов химического анализа. К началу XX века диагностические возможности врача расширились в результате успехов, достигнутых микробиологией и иммунологией (методы микробиологии по выделению болезнетворных возбудителей, иммунобиологические пробы различного характера, реакции связывания комплекта, аллергические и антитоксические реакции при туберкулезе, скарлатине, дифтерии и других инфекционных заболеваниях). Усовершенствование диагностических методов способствовало уточнению клинической симптоматологии и облегчало распознавание болезней. Постепенно клиническая медицина все больше отходила от врачебной интуиции и становилась научно обоснованной дисциплиной. Отечественные клиницисты второй половины XIX века встали на позиции терапевтического нигилизма. Крупнейшие представители отечественной терапии второй половины XIX века С. П. Боткин (основоположник научной Т. в России), Г. А. Захарьин, А. А.Остроумов отрицательно относились к крайностям локалистического направления и не разделяли локалистических взглядов Вирхова, они исходили из понимания организма как единого целого. Отечественная медицина создала и развивала направление, искавшее пути к изучению здорового и больного человека не только с точки зрения анатомического строения и местных анатомических расстройств, но в первую очередь с точки зрения общих физиологических связей всех систем и органов человеческого тела с внешней средой. Отечественные терапевты рассматривали организм как единство физического и психического, причем физическое, материальное рассматривалось как первичное, а психическое — как производное физического. Это явилось крупным преимуществом наших клиницистов перед клиницистами других стран, не шедшими в клинике дальше анатомического направления. С именами С. П. Боткина, Г.А. Захарьина и А.А. Остроумова связано начало подлинного расцвета русской научной и практической медицины и образование замечательных русских школ терапевтов - учёных, общественных деятелей. Остроумов А.А. – продолжатель идей Боткина и Захарьина. Подчеркнул, что необходимо изучать наследственность больного, изучать его среду обитания больного и улучшать ее при необходимости. 5.4. С.П. Боткин – основоположник клинической медицины. Вторая половина 19 века стала временем расцвета российских медицинских школ. В области терапии особое место занимали две научные школы: школа Боткина (экспериментальное направление) и школа Захарьина (клиническое направление). Сергей Петрович Боткин (1832—1889), и Григорий Антонович Захарьин (1830—1997)— выпускники Московского университета, они учились на рубеже первой и второй половины века у одних и тех же учителей. В одни и те же годы они готовились к профессуре в клиниках и лабораториях Берлина, Вены и Парижа — у европейских авторитетов высшей пробы: Р. Вирхова, К. Людвига и Э. Гоппе-Зейлера, Л. Траубе, Ф. Фрерикса и Й. Шкоды, К. Бернара и А. Труссо. Боткин и Захарьин в начале 1860-х годов были утверждены профессорами: один — академической (то есть факультетской) клиники Медико-хирургической академии (Петербург), другой — факультетской клиники Московского университета. Их сближала не только общность полученного образования и научного мировоззрения — перед ними стояла одна и та же обусловленная требованиями времени задача высшей сложности: используя достижения естествознания, теоретической и клинической медицины в Европе, направить отечественную клинику по новым для нее рельсам научного развития. Боткин сразу же создал при клинике лабораторию; она и лаборатория при госпитальной клинике Н. Ф. Здекауэра были первыми в России кафедральными клиническими лабораториями; со стороны многих коллег это начинание вызвало явные непонимание и неодобрение, так как не вписывалось в привычные представления о «гиппократической клинике». Со временем у Боткина к клинической добавилась экспериментальная лаборатория, Организовал клиническую, биологическую, физиологическую лаборатории, которой с 1878 г. в течение целого десятилетия руководил И. П. Павлов. Основным направлением научных исследований сотрудников клиники была разработка вопросов экспериментальной патологии и терапии и клинической фармакологии. Здесь готовились кадры специалистов высокой квалификации для медицинской науки России и высшего медицинского образования: в клинике Боткина прошли подготовку более 100 ординаторов, 85 из них защитили диссертации, около 40 возглавили кафедры и лаборатории. С.П. Боткин – придавал особое значение эксперименту на животных, разрабатывал вопросы фармакологии, физиологии, в его клинике были изучены горицвет, ландыш, кофеин, наперстянка и внедрены в практику. · Дал детальное описание крупозной пневмонии · Описал сосудистый коллапс · Определил различия между дилятацией и гипертрофией · Описал митральный стеноз · Построил больницу для бедных · Описал много инфекционных заболеваний · Имел много учеников – из них 40 стали докторами. Среди них Павлов и Василий Парфенович Образцов, внедривший глубокую скользящую пальпацию, создатель участковой медицины в городе. Захарьин Г.А. уделял особое внимание клинической медицине. · Особое внимание уделял опросу (по 2-3- часа) · Применение минеральных вод, гидротерапия, климатотерапия · Меньше лекарств, больше естественных физиологичных методик · Описал сифилис сердца и легких · Туберкулез легких, кумысолечение Появились первые периодические издания. Боткин основал «Архив клиники внутренних болезней» и др. Научный вклад ученых несомненно положительно сказывался на охране здоровья населения, повышал качество медицинской помощи. В этом же плане большую роль играло Пироговское общество врачей созданного в 1885 году в честь памяти Н.И. Пирогова. На его заседаниях поднимались самые актуальные проблемы теории и практики медицины. Воспитующее влияние общества на медиков страны было большим, на его заседаниях поднимались и политические вопросы. 5.5. Г.А. Захарьин – выдающийся клиницист. Григо́ рий Анто́ нович Захарьин выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук. Являлся директором клиники факультетской терапии медицинского факультета Императорского Московского университета. Принято считать, что с приходом С. Боткина и Г. Захарьина на кафедры факультетской (академической) клиники Медико-хирургической академии (С. -Петербург) и Московского университета отечественная терапия повернула на научный путь развития, основанный на достижениях европейской медицины и естествознания в целом. Г.А. Захарьин точно так же опирался в своей клинической деятельности не только на метод клинико-морфологических параллелей и новые способы непосредственного обследования больного (перкуссия, аускультация), он использовал и последние достижения физиологической химии, создал при клинике лабораторию, которой заведовали его ученики М. П. Черинов, затем К. М. Павлинов — в дальнейшем известные профессора-терапевты Московского университета, из его клиники выходили научные труды с использованием методик физиологической химии. Не считая возможным заниматься в условиях клиники экспериментальными исследованиями, он вместе с тем четко формулировал общую задачу клинической и экспериментальной медицины: именно клиническая деятельность дает повод к экспериментальным исследованиям с целью выяснения самой сущности болезней и их лечения. Захарьин был одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Изложил свои приемы диагностики и взгляды на лечение в «Клинических лекциях», получивших широчайшую известность. Эти лекции выдержали много изданий, в том числе на английском, французском, немецком языках. Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, «возведенный на высоту искусства» (А. Юшар), и позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. В противоположность С. П. Боткину Захарьин мало внимания уделял объективному исследованию и не признавал лабораторных данных. Он сыграл видную роль в выделении педиатрии, гинекологии, бактериологии как самостоятельных учебных и научных медицинских дисциплин в России, был одним из основоположников отечественной курортологии и физиотерапии. Являлся автором приоритетных работ по сифилису сердечно-сосудистой системы, показаниям и методике кровопусканий. Сегментарные зоны расстройства чувствительности при заболеваниях внутренних органов получили в отечественной медицинской литературе название зон Захарьина - Геда. Известна широкая благотворительность Захарьина: на его средства были построены, в частности, амбулатория для крестьян в Пензенской губернии, подмосковная больница «Захарьино». Ученый ежегодно вносил значительные суммы в пользу нуждающихся студентов Московского университета. Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении даже с больными. Конфликт Захарьина со слушателями побудил его выйти в отставку в 1896 году. Боткин в Петербурге, Захарьин в Москве основали клинические школы, которые выросли далеко за границы и двух столиц империи, и клиники внутренних болезней: их ученики возглавляли клинические (разного профиля) и теоретические кафедры, лаборатории, институты в Киеве, Казани и других университетских городах, поэтому их влияние было общероссийским и общемедицинским. Достаточно напомнить, что один из основоположников научной гинекологии в России В. Ф. Снегирев и один из основоположников отечественной педиатрии Н. Ф. Филатов называли себя учениками Захарьина. На здании факультетской терапевтической клиники Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова открылась мемориальная доска в память о великом русском враче Григории Антоновиче Захарьине, основоположнике московской терапевтической школы, крупнейшем клиницисте.
|