Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество А. Тарковского
· ТАРКО ´ ВСКИЙ Арсений Александрович[12(25).6.1907, Елисаветград — 27.5.1989, Москва] — поэт, переводчик. · К поэзии Арсений приобщился с ранних лет, посещая с отцом гастрольные вечера Ф. Сологуба, К. Бальмонта, Игоря Северянина. · В 1945 подготовил книгу «Стихотворения разных лет» · Первые стихи он опубликовал в 1926 в студенческом сб., но как оригинальный поэт предстал перед читателями лишь в 1962 · Его книги «Перед снегом» (1962) и «Земле —земное» (1966) стали лит. событием, а вошедшие туда стихи четырех предшествующих десятилетий — явлением современности. ·. В дальнейшем только сб. «Зимний день» (1989) добавит новые произведения в творческое наследие Т., а вышедшие при его жизни «Волшебные горы» (Тбилиси, 1978), «От юности до старости» (1987), «Быть самим собой» (1987) и др. окажутся лишь книгами избранного · говорить об эволюции Т.-поэта трудно и вряд ли целесообразно, ибо Т.— «поэт позиции», а не «поэт пути». · Выделяется разве что «поселковая повесть» «Чудо со щеглом» (из книги «Зимний день» · В лирике же поэтическая тематика Т. весьма устойчива. Это стихи о времени и бес-смертии («Только грядущее», «Жизнь, жизнь», «Зуммер»), · об истории и мировой культуре («Анжело Секки», «Пауль · Клее», «Феофан Грек», «Григорий Сковорода» — и «Петровские казни», «Конный рейд», «Юродивый в 1918»); · это космические мотивы («Телец, Орион, Большой Пес», «Посередине мира») · и в их контексте стихи о войне («Песня подпулями», «Иванова ива»); это стихи · о природе («Деревья», «Степная дудка», «Я учился траве, открывая тетрадь»), · об искусстве («Слово», «Словарь», «Риф-ма»). · У Тарковского причастность к миру культуры означает власть над временем и бессмертие, несмотря на смертность. · Однако все эти темы переходят одна в другую и в конечном счете обретают равно-правие в общей картине мира, где важнейшими поэтическими категориями оказываются «память» и «судьба». · Постоянно обращаясь к прошлому, верша «суд памяти», поэт нетпринимает ограниченной возможности словати личного поступка: он претендует на абсолютную духовную власть. · Стихия природы и стихия слова для него почти тождественны: жажда жизни, пробивающая омертвевшую кору, проявление той же силы, что дарует поэтам «и в могилах звучащую речь» · Описания Т., как правило, подвижны, угол зрения постоянно меняется, даже в неторопливых стихах антологического характера. · С начала 1990-х Т. начинает писать прозу — рассказы и повести. Он продолжает отстаивать свою тему в лит-ре: рассказывает том, почему любит енисейскую жизнь, о ее редкостной красоте, о людях, живущих трудной жизнью среди мощи природного мира.Первая публикация прозы Т.— рассказ «Васька». Специфика лирического «я» в стихотворениях. · Отношения, складывающиеся между поэтом и миром в лирике Арсения Тарковского, верно было бы— помня всю условность метафоры — назвать средневековыми. Таковы отношения сюзерена и вассала, владыки и прихожанина, Прекрасной Дамы рыцарских преданий и странствующего стихослагателя. Ни о какой взаимности, ни о каком равноправии и речи быть не может: слишком велика иерархическая дистанция, разводящая мир и человека, слишком несоизмеримы их уделы. · Творческому сознанию лирического героя Тарковского свойственна рефлексия. Поэтическая стихия направлена на субъективное познание самой себя. · Лирический герой А. Тарковского свободен в своих фантазиях, как раскрепощен и его поэтический дух, стремящийся к желанному, в отличие от презренного античным поэтом, уединению. Между творческими судьбами Тарковского можно провести, хотя и условно, определенную биографическую параллель. Известен факт изъятия книг античного поэта из публичных библиотек сразу после его ссылки. А в 1946 году издательство " Советский писатель" решило опубликовать книгу Тарковского, но не успело. После всех корректур она была снята с производства. · У Тарковского причастность к миру культуры означает власть над временем и бессмертие, несмотря на смертность. Его лирический герой ощущает себя подмастерьем Феофана Грека, слышит в себе голоса Сковороды, Анжело Секки, Пушкина, Ван Гога. · Жизнь лирического героя Тарковского в социуме менее активна, он сохраняет тайну своей личности в духе неоромантической традиции. · В поэзии Тарковского образ собеседника не объективируется. Поэт не представляет, как Ахматова, разговор с читателем «до света». Залогом встречи поэта и читателя является публикация стихотворения, что становится важным событием для автора.
|