![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восприятие, запечатление и запоминание.
Восприятие - формируется за счет мгновенной/сенсорной, иконической/ памяти. Запечатление - в значительной степени зависит от функционального состояния структур мозга, доминирующей мотивации и т.д. На ранних этапах/младенческий возраст/ большую роль играет пассивное запечатление-«импринтинг» Запоминание - это процесс направленный на сохранение полученной информации. В основе запоминания лежат ассоциативные процессы различных структур головного мозга: коры больших полушарий, лимбической системы и ретикулярной формации. Таким образом, получается, что запоминание есть связывание чего-либо нового с тем, что уже имеется, т.е. способность образовывать ассоциации. ВИДЫ АССОЦИАЦИЙ: 1.Простые: а)простые ассоциации по смежности; б)простые ассоциации по сходству; в)простые ассоциации по контрасту. 2.Сложные: а)ассоциации по смыслу. ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СМЕЖНОСТИ – связывают между собой два предмета во времени, либо в пространстве (пример с комнатой: приходишь – забываешь, возвращаешься – вспоминаешь). ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СХОДСТВУ – связывают между собой два предмета или явления, имеющего общие черты. ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО КОНТРАСТУ – связывают между собой два явления противоположных по своим свойствам. ЗАПОМИНАНИЕ бывает: НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – это ненамеренное запоминание, имеет особо важное значение в начальный период развития человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – стимулируется определенными волевыми усилиями. По характеру ассоциаций произвольное запоминание делится: 1. Механическое – в основе лежат простые ассоциации, возможно при многократном повторении материала. Этот вид запоминания присутствует там, где нет желания что-то запомнить или человек просто не может запомнить этот материал, потому что не может его понять. Это запоминание непрочное и плохо воспроизводится. 2. Смысловое, его этапы: а) понимание смысла запоминаемого; б) анализ материала; в) обобщение; г) запоминание этого обобщения. В основе запоминания лежит кратковременная память и процесс консолидации памяти, то есть переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Некоторые исследователи выделяют промежуточную память. В основе кратковременной памяти лежит циркуляция возбуждения в замкнутых цепях нейронов/реверберация/. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – процесс задержки или удерживания информации. Информация лучше удерживается, если она запоминается при помощи смыслового запоминания и еще когда информация окрашена была какими-то эмоциями. Сохранению информации также способствуют мотивации. Хранение информации осуществляется за счет долговременной информации. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - это не в коем случае не есть механическое повторение заученного. Это есть активный творческий процесс. Очень часто человек не помнит потому, что не может воспроизвести. ЗАБЫВАНИЕ – это есть угнетение ассоциаций. Наиболее четко выражено забывание непосредственно после заучивания, это объясняется законом индукции, т.е. развиваются процессы торможения. МЕХАНИЗМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ: Если эта циркуляция продлится более 1 минуты, то происходит процесс трансформации в долговременную память. Долговременная память зависит от: 1. Возраста (у старых и очень молодых особей консолидация идет медленнее) 2. От генетических характеристик (линия мышей – Ц-56 – консолидация за 15 мин – т.е. очень умные мыши; крысы Брок Борн – дураки (нет вазопрессина), 16-е поколение от союза крыс-дураков – полное отсутствие памяти. 3. От функционального состояния мозга: если после формирования реакции избегания темного дать снотворное, то консолидация произойдет через неск. часов. 4. От эмоций - если информация несет яркую эмоциональную окраску – запоминание легче. 5. От интенсивности обучения: чем больше интенсивность, тем быстрее запоминание, Х имические вещества участвующие в механизмах памяти: 3 группы веществ: 1. Информационные молекулы (РНК-ДНК) 2. Классические нейромедиаторы (норадреналин, ацетилхолин, серотонин) 3. Нейропептиды. 1. Нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК). Блокада синтеза нуклеиновых кислот – животные стали плохо обучаться – плохая память. Введение очищенного экстракт мозга обученных крыс в мозг необученных (то же и с РНК), высокая готовность к обучению. 2. Нейромедиаторы: а) Ацетилхолин – под влиянием обучения вырастает активность холинорецепторов; Блокада холинорецепторов приводит к ретроградной. амнезии, т.е. стирается кратковременная память; б)Катехоламины– при запоминании выделяется норадреналин, который повышает чувствительность клеточных мембран к другим воздействиям (Если заблокировать синтез катехоламинов, то опыты Олдза не получится (с раздражением центра удовольствия в гипоталамусе); в) Серотонин –ускоряет обучение 3.Нейропептиды –а) АКТГ, вазопрессин., окситоцин, и др. – стимулируют запоминание. б) эндогенные опиатные пептиды – ускоряют процессы консолидации.
|