Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интенсивность мнемической направленности.






Определяется мотивацией человека и напрямую зависит от побудительной силы мотива той деятельности, в которую она непосредственно включена.

В качестве иллюстрации влияния мотивации человека на интенсивность его мнемической направленности и, соответственно, на эффективность запоминания, можно привести достаточно известные результаты эксперимента, который был выполнен ученицей А.Н. Леонтьева Истоминой.

Эксперимент.

В этом эксперименте в качестве испытуемых участвовали дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Им предлагалось в трех разных условиях запомнить ряд слов, несколько превышающий объем их кратковременной памяти.

В первом условии, который автор назвал лабораторным, детям предъявляли ряд слов, которые дети должны были произвести, как в методе заучивания наизусть Эббингауза, но только один раз.

Второе условие было игровым. С детьми устраивалась игра в магазин, в которую они охотно включались. В ходе этой игры экспериментатор просил купить их определенный набор предметов. Далее следовало предъявление списка предметов, которые надо было купить. «Купи: это, это». Затем ребенок шел в магазин. Там сидел другой экспериментатор. Ребенок воспроизводил другому экспериментатору то, что он должен купить.

Третье условие. Игра в магазин включалась в другую деятельность: подготовка выставки детского творчества, которую надо было оформить надлежащим образом. Надо было купить вещи для оформления выставки.

Как показали наблюдения Истоминой, дети были наименее мотивированы в выполнении задания в первом условии, наиболее мотивированы в выполнении задания в третьем условии, а второе условие занимало промежуточное положение.

Возраст детей Среднее количество воспроизведенных слов, %
 
в условиях лабораторного опыта в условиях игры в условиях игры + оформление

 

3-4 года
0, 6 1, 0 2, 3

 

4-5 лет
1, 5 3, 0 3, 5

 

5-6 лет
2, 0 3, 3 4, 0

 

6-7 лет
2, 3 3, 8 4, 4

 

Результат показывает, что мотивация влияет на интенсивность мнемической направленности, что сказывается на эффективности выполняемой деятельности.

Надо еще иметь в виду закон Йеркса – Додсона: не надо злоупотреблять мотивацией, иначе могут обнаружиться какие-то отрицательные последствия.

Фрейд, Левин и эти эксперименты показывают, что память рассматривать в отрыве от мотивации нельзя в связи с тем, что эффективность запоминания, как произвольного, так и запоминания, предполагающего неосознаваемую мнемическую направленность, зависит от мотивации человека.

Вклад Г.Эббингауза в изучение. Процессов памяти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал