![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интенсивность мнемической направленности.
Определяется мотивацией человека и напрямую зависит от побудительной силы мотива той деятельности, в которую она непосредственно включена. В качестве иллюстрации влияния мотивации человека на интенсивность его мнемической направленности и, соответственно, на эффективность запоминания, можно привести достаточно известные результаты эксперимента, который был выполнен ученицей А.Н. Леонтьева Истоминой. Эксперимент. В этом эксперименте в качестве испытуемых участвовали дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Им предлагалось в трех разных условиях запомнить ряд слов, несколько превышающий объем их кратковременной памяти. В первом условии, который автор назвал лабораторным, детям предъявляли ряд слов, которые дети должны были произвести, как в методе заучивания наизусть Эббингауза, но только один раз. Второе условие было игровым. С детьми устраивалась игра в магазин, в которую они охотно включались. В ходе этой игры экспериментатор просил купить их определенный набор предметов. Далее следовало предъявление списка предметов, которые надо было купить. «Купи: это, это». Затем ребенок шел в магазин. Там сидел другой экспериментатор. Ребенок воспроизводил другому экспериментатору то, что он должен купить. Третье условие. Игра в магазин включалась в другую деятельность: подготовка выставки детского творчества, которую надо было оформить надлежащим образом. Надо было купить вещи для оформления выставки. Как показали наблюдения Истоминой, дети были наименее мотивированы в выполнении задания в первом условии, наиболее мотивированы в выполнении задания в третьем условии, а второе условие занимало промежуточное положение.
Результат показывает, что мотивация влияет на интенсивность мнемической направленности, что сказывается на эффективности выполняемой деятельности. Надо еще иметь в виду закон Йеркса – Додсона: не надо злоупотреблять мотивацией, иначе могут обнаружиться какие-то отрицательные последствия. Фрейд, Левин и эти эксперименты показывают, что память рассматривать в отрыве от мотивации нельзя в связи с тем, что эффективность запоминания, как произвольного, так и запоминания, предполагающего неосознаваемую мнемическую направленность, зависит от мотивации человека. Вклад Г.Эббингауза в изучение. Процессов памяти.
|