![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе
Онтогенетическое развитие мышления представляет собой одну из самых значительных и важных проблем детской психологии. УСЛОВИЯ развития мышления в филогенезе и онтогенезе
Основные периоды развития интеллектуального интереса 35. Взаимосвязь мышления и речи с позиции классического бихевиоризма, в рамках Верцбургской школы и современных психологических направлений. Вюрцбургская школа - представители которой в начале XX в. впервые в истории психологии попытались экспериментально исследовать особенности мышления. Вюрцбуржцы интерпретировали мышление как особую духовную активность, оторванную от чувственных образов, от речи. В самонаблюдении мышление действительно выступает как протекающее без опоры на чувственные образы и привычные формы речи. Однако исследования, проведенные объективными методами, свидетельствуют о связи мышления с речью. Позиция классического бихевиоризма (мышление — это беззвучная речь), а представление Вюрцбургской школы (мышление и речь имеют разное происхождение и представляют собой различные сущности). Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами. Как считал Выготскийименно внутренняя речь обеспечивает переходный этап между мыслью и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Внутренняя речь порождает развернутое речевое высказывание. С этой точки зрения внутренняя речь выступает как подготовительная стадия. Мышление и речь имеют генетически общий корень. Таков вывод, согласующийся с положениями основоположников марксизма и подтвержденный конкретными исследованиями современной науки.
36.Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстргирование, обобщение. Формы мышл: понятие, суждение, умозаключение. Мышление- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением. Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Основными формами логического мышления являются: понятия; суждения; умозаключения. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения. 37.Нарушение мышления и интеллекта: по темпу, стройности, по целенаправленности, по продуктивности. Мышление- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Интеллект-общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Нарушение мышления и интеллекта, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Основными характеристиками мышления являются: 1) темп, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность и 4) продуктивность. Нарушение мышления и интеллекта по В.Ф. Матвееву: По темпу 1. Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени). 2. Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени).II. По стройности 1. Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями). 2. Бессвязность (нет связи между словами). 3. Инкогеренция (нет связи между слогами). 4. Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний). 5. Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой). 6. Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).III. По целенаправленности 1. Резонерство (бесплодное мудрствование). 2. Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств). 3. Персеверация (застревание на одной ассоциации) 4. Аутистическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного). 5. Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций). По продуктивности 1. Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные). 2. Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов). 3. Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции). 4. Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов). Нарушения интеллекта. Основными формами нарушения интеллекта являются; олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие). Олигофрения бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дебилъностъ, имбецилъностъ, идиотию. Дебилъностъ — легкая степень олигофрении. Способность к обобщению и абстракции снижена. безынициативны и способны только к малоквалифицированному физическому труду. Имбецилъностъ —Они практически необучаемы. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Идиотия —Психика и речь практически полностью отсутствуют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.Деменция — приобретенное слабоумие. может развиться в результате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно протекающей гипертонической болезни с выраженным церебральным синдромом и повторными инсультами, в старческом возрасте.
|