Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навыки поддержания консультативного контакта.






Поддержание консультативного контакта зависит от понимания консультантом сигналов, которые исходят от клиента, умелого использования им наряду с вербальным общением невербальных средств коммуникации.

Невербальное общение. В общении люди непрерывно передают информацию друг другу не только посредством речи, но и выражением лица, движениями тела, установлением дистанции и т.п. Таким образом, при совместном пребывании мы никак не можем избежать общения. Мы высказываем, как чувствуем себя, что думаем, как хотели бы поступить, не произнося ни слова. Невербальное поведение человека очень существенно в процессе общения. В консультировании мы также посылаем клиентам невербальные сообщения и «считываем» их невербальные реакции. Крайне важно, чтобы консультант отмечал невербальные послания клиентов, реагировал на них и одновременно осознавал влияние своего невербального поведения на клиентов.

Виды невербальных реакций:

1. Невербальное поведение и структурирование времени (опознание, замедленное реагирование на сообщения партнера, приоритеты относительное время обсуждения отдельных тем).

2. Невербальное общение с использованием тела.

a) Контакт глаз. При оценке контакта глаз следует обращать внимание на рассматривание специфических объектов, смотрение вниз, рассматривание консультанта вызывающим пристальным взглядом, «бегающий» с объекта на объект взгляд, отвод глаз от консультанта, когда он посматривает на клиента, закрытие глаз руками, частоту задержки взгляда вблизи консультанта.

b) Кожа. Имеет значение состояние кожных покровов: бледность, покраснение, «гусиная кожа».

c) Поза может служить показателем настороженности или физической усталости, свидетельствовать о самозащите (скрещенные руки или ноги).

d) Выражение лица. В интерпретации выражения лица играют роль застывшее выражение, наморщенный лоб, насупленные брови, улыбка и смех. Нвротичному индивиду трудно смеяться - он может быть ироничным или саркастичным, но он не способен искренне смеяться, у него грустное лицо. Консультант должен уметь прочесть на лице клиента радость, боль и страх, как одни чувства маскируются другими.

e) Руки и жесты - движения рук и других частей тела носят символический характер, могут указывать на что-то неладное.

f) Манипулирование своим телом проявляется в кусании ногтей, хрустении суставами, выдергивании волос.

g) Монотонное поведение - признак нервозности: притопывание ногами, постукивание пальцами, кручение предметов и игры с пуговицами.

h) Командные сигналы - держание пальца у губ (приглашение молчать), указывание пальцем, пожимание плечами, кивание головой, подмигивание.

i) Прикосновение - может представлять проявление дружеских чувств или сексуальности.

3. Невербальное общение посредством голоса.

a) Тон голоса - монотонный, бесчувственный, с измененной модуляцией, строгий, нежный, ласковый, уверенный, слабый, нерешительный, дрожащий, напряженный.

b) Темп речи - быстрый, умеренный, медленный.

c) Громкость голоса - сильная, умеренная, тихая.

d) Произношение - отчетливое, невнятное. Модальность голоса выдает внутреннее отношение к высказыванию. Искренность проявляется в отчетливости голоса, смелость - в твердости голоса; неясная, тихая речь - нежелание общаться. По тону голоса можно определить, о чем идет речь, даже не понимая ее. Нервозность и эмоциональное замешательство лучше всего отражаются в голосе.

4. Невербальное общение и структурирование окружения.

a) Дистанция - не всегда осознаваемое приближение к партнеру или стремление отдалиться от него свидетельствует о выраженности желания углублять отношения.

b) Одежда - детали одежды расскажут многое об установках носящего ее человека.

Такое структурирование помогает лучшему осознанию невербального поведения и наблюдению за ним.

Факторы невербального общения ответственны за эмоциональный настрой беседы. Когда невербальные символы сопровождают вербальные утверждения человека, они модифицируют их смысл. Например, предложение: «Прошу, заходите», - может иметь разный смысл в зависимости от невербального поведения. Если мы встречаем клиента, глядя на него, пожимаем руку и произносим эти слова тепло и дружественно - смысл приглашения один, но он совсем иной, когда мы смотрим куда-то в сторону, не удостаивая клиента взглядом, и произносим приглашение равнодушно или, еще хуже, с ноткой раздражения или недовольства.

Очень важно невербальное поведение клиента в ситуации консультирования. Оно дает консультанту дополнительную информацию о мыслях и чувствах клиента. Часто словами говорится одно, а тон голоса, выражение лица, поза тела раскрывают совсем другое содержание или другой смысл сказанного. Консультант должен обращать внимание на несоответствие вербального и невербального поведения клиентов и помогать им выразить реальные, подлинные чувства.

Вербальное общение. Несмотря на значение невербального общения в консультировании, важнейшие события происходят на вербальном уровне.

Слушание клиента. Обычно беседа двух людей бывает похожа на вербальный пинг-понг - собеседники говорят по очереди. Однако в консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. В консультировании вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен выслушивать. Существуют два важных аспекта, связанных с этим умением: каждый человек испытывает потребность общаться с другим человеком по важным для него делам; склонность человека поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они выслушивают его. Качество отношений между людьми зависит от умения выслушать и услышать. Правильное выслушивание - это активный процесс. Огромное внимание уделяется деталям, какими бы незначительными они ни были. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, но не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний.

Использование языка клиента.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал