Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И шафа'а(посредничество, ходатайство, заступничество – прим. перев.)делится на два вида: отвергаемое и утвержденное.
Отвергаемое шафа'а – это то, которое просят не у Аллаха, в том, на что способен только Аллах. Доводом на это являеются слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде чем придет день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются несправедливыми» («аль-Бакара», 2: 254). А утвержденное шафа'а – это то, которое просят у Аллаха, и заступнику (посреднику) оказан почет правом заступничества, а заступаются за того, чьими словами и деяниями доволен Аллах, после Его дозволения. Доводом на это являются слова Аллаха: «Кто же станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» («аль-Бакара», 2: 255). Второе правилоразъясняет состояние мушриков (времен Пророка, да благословит его Аллах и ему мир, – прим. перев.) в их поклонении. Они поклонялись различным божествам наряду с Аллахом и даже вместо Него. Что они хотели достичь этим поклонением? Говорили ли они, что это независимые божества или они же говорили, что это всего лишь посредники между ними и Аллахом? Из этого правила следует, что они поклонялись чему-то помимо Аллаха лишь как посредникам, говоря, что ложные божества приближают их к Аллаху или возносят к Нему их просьбы или являются их заступниками. Доводом на то, что они хотели приближения, являются слова Аллаха: «А те, которые взяли себе покровителей помимо Него, говорят: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху» (сура «аз-Зумар», 39: 3). «А те, которые взяли себе покровителей помимо Него», то есть ложных божеств. «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху», то есть мы не поклоняемся им ни по какой другой причине, кроме как, посредством их, желая приблизиться к Аллаху. Значит, обращаясь к этим ложным божествам, многобожники хотели то, что у Аллаха. А доводом на то, что они хотели посредничества, являются слова Всевышнего: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не может ни навредить им, ни принести пользы, и говорят: «Это – наши посредники у Аллаха» (сура «Юнус», 10: 18)». Заступничество заключается в том, чтобы божества попросили у Аллаха для этих мушриков, так как шафа'а означает (в языковом значении – прим. перев.), что тот, у кого просится это шафа'а, присоединяется к просьбе того, кто просит и поднимает ее к тому, кому принадлежит решение в данном вопросе. Таким образом, смысл «говорят: «Это – наши посредники у Аллаха» (сура «Юнус», 10: 18) – они просят для нас у Аллаха то, чего мы хотим, а Аллах не отвергает их просьбу, потому что они приближенные к Нему. Ширк во всех общинах возвращается к одной из двух основ. Первая – ширк по причине веры в одушевленность звезд, каким был ширк народа Ибрахима, мир ему. Пророк Ибрахим был послан к народу, поклонявшемуся идолам, согласно их убеждениям – одушевленным олицетворениям звезд. Они были убеждены, что некоторые звезды способны оказывать влияние на мироздание. Они поклонялись идолам потому, что в них обитали духи этих звезд (как они думали – прим. перев.), в то время как это были шайтаны, которые вселялись в идолов и разговаривали с мушриками и, может быть, они даже получали от этих идолов, в которых вселился шайтан то, что они хотели. Таким образом, они впали в ширк. Сказал Аллах, Велик Он и Возвышен: و َ ك َ ذ َ ل ِ ك َ ن ُ ر ِ ي إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م َ م َ ل َ ك ُ و ت َ ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل أ َ ر ْ ض ِ و َ ل ِ ي َ ك ُ و ن َ م ِ ن َ ا ل ْ م ُ و ق ِ ن ِ ي ن َ ف َ ل َ م ّ َ ا ج َ ن ّ َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ا ل ل ّ َ ي ْ ل ُ ر َ أ َ ى ك َ و ْ ك َ ب ً ا ق َ ا ل َ ه َ ذ َ ا ر َ ب ّ ِ ي
|