Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие. Классификация. Виды понятий. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков. По величине объема понятия разделяются на три группы. Понятия, в объем которых входит только один предмет, называются единичными. Они выражаются, как правило, именами собственными или эквивалентными им выражениями, например: «Луна», «Париж», «Наполеон», «автор Илиады», «первый космонавт» и т.п. Общими называются понятия, в объем которых входит более одного предмета, т.е. два и более. Например, «река», «гора», «планета», «дом», «собака» и т.п. И наконец, пустыми будут понятия, в объем которых не входит ни одного реального предмета. У таких понятий есть содержание, т.е. в них мыслится совокупность каких-то свойств, но в окружающем мире нет предметов, которые обладали бы этими свойствами, например: «русалка», «кентавр», «баба Яга», «человек, проживший 1000 лет» и т.п. В понятии «русалка» мыслятся такие свойства: до пояса женщина, ниже пояса – рыба, живет в воде, по ночам выходит на берег. Но нет существ, обладающих перечисленными свойствами. Поэтому понятие «русалка» пусто по объему. Использование пустых понятий требует особой осторожности. Если, скажем, понятие «банковский счет г-на Д.» пусто по объему, а вы рассуждаете так, как если бы оно имело объем, вы можете совершить ошибку. Рассказывают, что некий врач из Тулузы, желая позабавиться, поместил в местной газете такое объявление: «В связи с отъездом за границу продаю дом и все имущество, в том числе редчайшую историческую реликвию, а именно череп Вольтера-ребенка». И что же вы думаете? В течение одной недели редакция газеты получила от граждан более 100 запросов о цене этой драгоценной реликвии! Говорят, что лет 30 назад молодые экскурсоводы санкт-петербургского «Эрмитажа» развлекались аналогичным образом. Они заводили группу простодушных посетителей в зал, где были выставлены черепа предков человека, и с серьезным видом начинали рассказывать: «Вы видите череп Петра I в 5-летнем возрасте, а вот его череп в 20-летнем возрасте, а вот таким он стал в 50-летнем возрасте!» Некоторые посетители с интересом отмечали изменения, которые претерпевал череп императора стечением времени. По содержанию понятия разделяются на две группы. Конкретные понятия относятся к предметам, вещам, лицам, обладающим самостоятельным существованием Абстрактные понятия относятся к свойствам или отношения i предметов. Различие между конкретными и абстрактными понятиями заключается в следующем. Например, дом, белый дом, лошадь – это самостоятельно существующие предметы и понятия о них – конкретные. А вот «белизна» или «лошадность» – это свойства предметов, существующие только в связи с предметами, поэтому соответствующие понятия являются абстрактными. Абстрактными будут и понятия «выше», «большой», «краснота», «доброжелательность» и т.п. 4) А теперь еще одна задача. У нас есть 9 монет одинакового достоинства, но одна из этих монет фальшивая: она легче, чем настоящие. В нашем распоряжении имеются простые весы с чашками, но без шкалы, которые лишь показывают отношение тяжелее-легче. Каким образом с помощью всего лишь двух взвешиваний выделить фальшивую монету? 12.Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения содержать и объёма понятия. Понятие имеет содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета, благодаря которым эти предметы обозначаются данным понятием. Объем понятия – это совокупность предметов, которые обозначаются эти понятия. Логический анализ правовых понятий заключается в определении их содержания и объема. Между содержанием и объемом понятия действует закон обратного отношения, который гласит: увеличение объема понятия приводит к уменьшению его содержания, и наоборот, увеличение содержания приводит к уменьшению его объема. 13.Логические приёмы образования понятий. Для установления признаков, необходимо выполнить след. логические приемы образования понятий: 1) установление сходства и различия между предметами. 2) анализ – мысленное разделение предмета на составные части. 3) синтаксис – это мысленное соединение разделенных при анализе частей единое целое. 4) абстрагирование – это мысленное выделение от несущественных и выделение существующих признаков предмета. 5) обобщение – логический прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих или одинаковых свойств объединяются в группы, классы, множества.
|