Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каково значение и итоги победы советского народа в войне?






· Сохранена свобода и независимость СССР.

· Расширились границы СССР.

· Разгромлен фашизм.

· Народы Европы спасены от фашистского ига.

· Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы.

Основными источниками победы советского народа были:

· Героизм, сплочение народных масс;

· Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников;

· Единство фронта и тыла;

· Героическая борьба партизанских соединений и подполья;

· Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы;

· Организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ и др.

Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 30 млн. советских людей. Была уничтожена треть национального богатства страны. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей. В сельском хозяйстве сократились посевные площади. Сократилась доля мужского населения страны. Из мужчин 1923 года рождения к концу войны остались в живых лишь 3%, что сказалось на долгие годы на демографической ситуации.

Со стороны СССР война носила справедливый, оборонительный характер. Германия же вела захватническую, несправедливую войну

Но Сталин использовал эту великую победу в своих целях — была укреплена тоталитарная система в стране и подобные режимы были установлены в ряде европейских стран.

48. Вклад деятелей культуры, искусства, науки в победу в Великой

Отечественной войне

49. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной

войны (1945 – 1953 гг.).

Восстановление экономики СССР проходило в сложных условиях. Ни одна страна в мире не понесла таких потерь, как СССР в годы Второй мировой войны. Более 1710 городов и поселков было разрушено, 11 млн. человек осталось без крова. В освобожденных районах действовало не более 13 % промышленных предприятий, посевные площади сократились в 1, 5 раза.

Советский Союз потерял в войне 27 млн. человек убитыми. Миллионы людей были ранены, покалечены, потеряли близких, лишились крова.

Последствия для народного хозяйства были катастрофическими, — страна потеряла около 30 % национальных богатств.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР).

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 — 1950 гг.. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задачапятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23 %). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена “Запорожсталь”. Вступила в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6, 2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73 % превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы “А”.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. На рубеже 40 — 50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения. Несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары, была проведена денежная реформа. В обращение вводились новые деньги. Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10: 1.

Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства.

50. Внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие. Начало

«холодной войны».

В результате второй мировой войны изменилось соотношение сил в мире. Страны-победительницы, в первую очередь Советский Союз, увеличили свои территории за счет побежденных государств. К Советскому Союзу отошла большая часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом (ныне Калининградская область РФ), Литовская ССР получила территорию Клайпедской области, к Украинской ССР отошли территории Закарпатской Украины. На Дальнем Востоке, в соответствии с договоренностями, достигнутыми на Крымской конференции, Советскому Союзу были возращены Южный Сахалин и Курильские острова (включая и четыре южных острова, не входящих ранее в состав России). Увеличили свою территорию за счет германских земель Чехословакия и Польша.

Изменилась обстановка и внутри западного мира. Потерпели поражение и утратили роль великих держав страны-агрессоры – Германия и Япония, значительно ослабли позиции Англии и Франция. В то же время выросло влияние США, которые контролировали около 80 % золотого запаса капиталистического мира, на их долю приходилось 46 % мирового промышленного производства.

Особенностью послевоенного периода стали народно-демо­кратические (социалистические) революции в странах Восточной Европы и ряде стран Азии, которые при поддержке СССР приступили к строительству социализма. Образовалась мировая система социализма во главе с СССР.

Война положила начало распаду и колониальной системы империализма. В результате национально-освободительного движения получили независимость такие крупнейшие страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан, Цейлон, Египет. Некоторые из них, например Индия, стали на путь социалистической ориентации. Всего за послевоенное десятилетие получили независимость 25 государств, от колониальной зависимости освободились 1200 млн. человек.

В политическом спектре капиталистических стран Европы произошёл сдвиг влево. Сошли со сцены фашистские и праворадикальные партии. Резко выросло влияние коммунистов. В 1945 – 1947 гг. коммунисты входили в состав правительств Франции, Италии, Бельгии, Австрии, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии.

В годы мировой войны сложилась единая антифашистская коалиция – союз великих держав – СССР, США, Великобритании и Франции. Наличие общего врага помогало преодолевать разногласия между капиталистическими странами и социалистической Россией, находить компромиссы. В апреле – июне 1945 года в Сан-Франциско состоялись учредительные конференции Организации Объединенных Наций, включавшие представителей 50 стран. В уставе ООН были отражены принципы мирного сосуществования государств различных социально-экономических систем, принципы суверенитета и равенства всех стран мира.

Однако на смену второй мировой войне пришла «холодная война» – война без ведения боевых действий. Термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Даллесом Д.Ф. Суть его – кон­фронтация политическая, экономическая, идеологическая двух социально-экономических систем социализма и капитализма, балансирование на грани войны.

Основой конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами – СССР и США. Начало «холодной войны» принято датировать речью У. Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 г., в которой он призывал народ США к совместной борьбе против Советской России и ее агентов – коммунистических партий. Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктрина президента США Трумэна, выдвинутая им в 1947 г. Согласно доктрине конфликт капитализма с коммунизмом неразрешим. Задача США – борьба с коммунизмом во всем мире, «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире, которые рассматривались через призму противостояния капитализма коммунизму, США и СССР.

Советский Союз стал окружаться сетью американских военных баз. В 1948 г. первые бомбардировщики с атомным оружием, нацеленным на СССР, были размещены в Великобритании и Западной Германии. Капиталистические страны приступают к созданию военно-политических блоков, направленных против СССР.

51. Ужесточение тоталитарного режима в послевоенное десятилетие и его

влияние на экономическую, социальную и духовную жизнь общества.

К концу 1930-х гг. в СССР сложился тоталитарный режим, имевший ряд общих черт

с подобными режимами в других странах. Во главе тоталитарного режима стоит

единоличный лидер харизматического типа, принимающий все важнейшие решения. В

1930-х гг. в СССР окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился

огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой,

образовав административно-командную систему управления со строгой

вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни. Утверждение

системы Советов означало слабость представительной власти, сосредоточение

функций управления в исполнительных комитетах, отсутствие независимой

судебной власти. В экономике тоталитаризм означал огосударствление

собственности, централизацию управления, уравнительное распределение.

Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного

вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных

вопросов. Государство нуждалось в послушных исполнителях, поэтому поощрялась

уравнительная психология. Провозглашенные Конституцией СССР демократические

права и свободы в реальной жизни оказывались малоосуществимыми. Общая

грамотность и квалификация тружеников были еще низки. Происходило отчуждение

людей от собственности и реальной власти. Постепенно вырабатывался

тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия,

подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях ревозможно было

говорить о правовом государстве и гражданском обществе. Психологию людей

советского общества отличали такие парадоксальные черты, как во многом

искреннее стремление к новым достижениям, пафос и энтузиазм (стахановское

движение, ударный труд на стройках и т.д.) и одновременно страх, непонимание

смысла раскулачивания, политических репрессий. Практика национальных

отношений также не соответствовала провозглашенным Конституцией принципам

федерализма, независимости, суверенитета.

52. Культурная жизнь СССР в период «оттепели».

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели».

Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60–70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю. П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братьев А.Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972 г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.)

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 года его не стало.

В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

53. Реформаторский курс Н.С. Хрущева: экономический социально-

политический аспект.

В период 1957 — 1959 гг. были проведены административные реформы, большая часть которых не привела к успеху.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью, по которому вместо министерств в стране создавались Совета народного хозяйства — Совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение совнархозов. Но переход к территориальной системе управления не принес ожидаемых экономических результатов.

В сельском хозяйстве были проведены две административные реформы, цель которых — повышение эффективности сельского хозяйства. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, что многим колхозам было не под силу. Отрицательным последствием этой реформы стал отъезд в города большого количества технических специалистов.

Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что должно было привести к образованию мощных “колхозных союзов”, способных стать началом индустриализации сельского хозяйства. Этот проект, возрождающий идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование деревни через развитие “социалистических” аспектов образа жизни, требовал крупных капиталовложений, в которых колхозы не были в состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС. Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.

В конце 50-х гг. стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение личного поголовья скота, началась кампания против “тунеядцев” и “спекулянтов”.

После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) все хозяйства заставили переходить к посеву кукурузы. Наглядным примером катастрофических последствий приверженности к волюнтаристским методам принуждения, связанным с “погоней за рекордами”, стала “ рязанская катастрофа ”. Толчком к ней послужила произнесенная 22 мая 1957 г. в Ленинграде речь, в которой Хрущев предложил за три года утроить производство мяса в стране. В конце 1958 г. обкомам партии было разослано указание о принятии “решительных мер” для увеличения производства мяса в 1959 г. Первый секретарь Рязанского обкома А. Ларионов выступил с амбициозным заявлением, пообещав за один год утроить государственные заготовки мяса в области, а 9 января 1959 г. эти обещания были опубликованы в “Правде”. На “вызов” ответили несколько других областей. Рязанская область не успела еще приступить к реализации своей грандиозной программы, как на нее посыпались награды. В феврале 1959 г. она получила орден Ленина, а сам Ларионов через несколько месяцев стал Героем Социалистического Труда. Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г., а также большую часть молочного скота, выращенного колхозниками в своих хозяйствах. Были организованы закупки скота в соседних областях за счет средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и т.д. 16 декабря местные власти торжественно рапортовали о стопроцентном выполнении плана: область “продала” государству 150 тыс. т мяса, в три раза превысив поставку предыдущего года; обязательства же на 1960 г. брались еще более высокие — 180 тыс. т! Однако в 1960 г. заготовки не превысили 30 тыс. т: после массового забоя предыдущего года поголовье уменьшилось на 65 %. К концу 1960 г. скрывать катастрофу стало невозможно, и Ларионов покончил жизнь самоубийством. Так окончилось “соревнование” с Америкой.

54. Внешняя политика СССР в середине 50 – 60-х гг.

.С. Хрущеву досталось тяжелое наследие во внешнеполитической области. СССР находился в мире, расколотом на два противоборствующих лагеря, и пребывал в состоянии «холодной войны».

Необходимость перемен во внешней политике, была декларирована принятой 20-м съездом КПСС концепцией о необходимости мирного сосуществования государств, с различным общественным строем и многовариантностью путей построения социализма.

КПСС отказалась от жесткого идеологического диктата в отношениях со странами «народной демократии». В тоже время увеличились объем материальной помощи и координация планов экономического развития участников СЭВ.

Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора. В нее вошли: СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания.

Несмотря на усилия по консолидации социалистического лагеря, в нем имелись серьезные противоречия. Подтверждением этому стали события 1953 года в Германии и 1956 года в Венгрии, где произошли попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск.

В 1953 г. СССР начал сближение с Китаем. С этой целью было заключено торговое соглашение, выделены значительные кредиты, взято обязательство о выводе советских войск из Порт-Артура. СССР отказался от экономических интересов в Маньчжурии и передал все совместные торговые компании в собственность Китаю.

Однако, в конце 50-х годов взаимоотношения обострились. Причиной этому стал отказ КНР в размещении военных баз СССР на своей территории.

В ответ, СССР отозвал из Китая военных специалистов, сократил материально-техническую помощь и свернул программы по сотрудничеству в области ядерной физики.

Несмотря на провозглашенный курс мирного сосуществования, началось противостояние с капиталистическими странами. Одной из главных причин противоречии, был вопрос о статусе Германии. СССР препятствовал вступлению ФРГ в НАТО, был не отрегулирован вопрос о границах. Запад отказывался признавать самостоятельность ГДР и призывал к объединению Германии под эгидой ФРГ.

Переговоры по урегулированию конфликта результатов не дали, и в условиях его обострения, 13 августа 1961 г. за одну ночь была построена бетонная стена, которая отделила Западную часть Берлина от остальной ГДР.

Наиболее острым стал «Карибский кризис» (октябрь 1962 г.), приведший мир на грань атомной катастрофы. Он был вызван попыткой размещения СССР ядерных ракет на Кубе. Благодаря переговорам руководителей СССР и США - возобладал разум, войны удалось избежать.

Новый виток напряженности между великими державами, начался в результате вооруженного вмешательства США во Вьетнаме. СССР оказал поддержку вооруженным силам ВНР.

Необходимость производства вооружения, лежала тяжелым бременем на бюджете страны. СССР неоднократно выступал с инициативами по сокращению численности армии, наступательных видов оружия, пытался ввести мораторий на ядерные испытания.

В 1955 г. СССР предложил созвать Всемирную конференцию по вопросу разоружения. Инициативу о всеобщем разоружении внес Н.С. Хрущев на Ассамблее ООН в сентябре 1959 г. В результате, в начале 60-х годов были заключены договоры о нераспространении ядерного оружия и запрещении его испытаний.

СССР проявлял активность в распространении «социалистической ориентации» на развивающиеся страны. С этой целью наносились визиты в Египет, Сирию, Ирак, Бирму, Афганистан. Эти страны получали от СССР политическую, военную и экономическую помощь. Несмотря на проявленную активность и материальные затраты, эта политика не принесла ощутимых результатов.

55. Политические и социально – экономические процессы развития СССР

(1964-1982 гг.).

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев.

Были отменены все хрущевские нововведения, касающиеся партийной номенклатуры – и в первую очередь, положение об периодическом обновлении кадров. В качестве главного лозунга выдвинута идея «стабильности кадров», что гарантировало высшим партийным руководителям пожизненно занимать свои посты. «Стабильность» на деле означала консервацию, неизменность режима. Ее прямым следствием стало старение кадров, появление «кремлевских старцев»: в 1982 году средний возраст высшего руководства страны составлял более 70 лет. Для них была разработана целая система льгот и привилегий. Больше того, они были фактически поставлены над законом. Безнаказанность вела к сращиванию коррумпированных групп с теневой экономикой.

Упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. При этом раздувание бюрократического аппарата обрело невиданные масштабы. К середине 80-х годов в правительстве СССР было более 100 министерств. На каждые 7 граждан СССР приходилось по одному чиновнику. На содержание армии чиновников уходили колоссальные деньги – до 40 миллиардов советских рублей в год (триллионы в переводе на российские рубли).

В 60-е годы в СССР было построено индустриальное общество. И в 1967 году на праздновании 50-летия Октябрьской революции Брежнев объявил о построении в СССР «развитого социалистического общества». Постепенно оформилась идеологическая концепция «развитого социализма». Она включала в себя положения о полной однородности советского общества, окончательном решении национального вопроса, отсутствии общественных противоречий. Поддерживая эту концепцию, руководители страны создавали видимость бурного развития страны. На съездах партии говорилось о выполнении и перевыполнении планов, «победе социалистического труда», «поступательном развитии». О реальном положении дел в затухающей экономике умалчивалось. И не случайно концепция «развитого социализма» была впоследствии названа идеологией застоя.

Чем хуже шли дела в экономике, тем сильнее становился контроль государства над обществом.

Узаконен партийный контроль над всеми сторонами жизни общества и за деятельностью государственных органов.

В 1977 году принята новая Конституция СССР, которая закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе. Партия была названа «ядром политической системы» страны. Однако реально власть в стране принадлежала даже не партии – она была в руках узкого круга партийных лидеров во главе с Брежневым. Они и принимали важнейшие политические и социально-экономические решения.

В эти годы прекратилась критика культа личности Сталина. Наоборот, скрыто проводилась линия по его реабилитации. Одновременно шла кампания по возвеличению самого Брежнева. В 1966 году должность Первый секретарь ЦК КПСС переименована в Генеральный секретарь ЦК КПСС. Стало нормой на любых публичных партийных форумах подчеркивать созидающую и мудрую руководящую роль «дорогого Леонида Ильича». Все достижения страны связывались с его именем. Ни один человек в мире не имел столько отечественных и иностранных наград, сколько получил Брежнев.

Увеличилось финансирование оборонных программ. В 1967 году началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет. Создана мощная система противовоздушной и противоракетной обороны. С 1976 года в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Был обеспечен военный паритет с США.

Однако военные расходы тяжелым бременем ложились на бюджет страны. Из-за них приходилось замораживать социальные программы. Благосостояние советских людей оставалось на стабильно низком уровне. Растущий дефицит многих продуктов питания и товаров первой необходимости становился нормой жизни.

На этом фоне в стране нарастало протестное, диссидентское движение. Для его подавления была создана мощная система госбезопасности. В 1967 году КГБ СССР возглавил Ю.В.Андропов. С его приходом в органы госбезопасности борьба с инакомыслием усилилась. По инициативе Андропова было создано Пятое управление КГБ по борьбе с диссидентами, сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения страны. Широко применялись слежка, прослушивание телефонов. Появился новый способ борьбы с инакомыслящими: их нередко помещали в психбольницы, где «лечили» годами. Самых неудобных лишали советского гражданства и выдворяли за пределы СССР. Эта судьба постигла многих талантливых людей.

Борьба с диссидентством обрела соответствующее теоретическое обоснование, оправдывавшее действия властей в глазах общественности. Было видоизменено сталинское положение об обострении классовой борьбы. Оформился тезис об обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму. Он объяснял общественности преследование инакомыслящих как борьбу с агентами Запада, подрывающими советские устои. Со второй половины 60-х годов усилился идеологический контроль за СМИ, учреждениями культуры. Все чаще по идеологическим мотивам запрещались книги, кинофильмы, музыкальные произведения. Вводились новые запреты и ограничения в духовной жизни общества, ужесточалась цензура в СМИ и в сфере культуры.

Однако диссидентское движение в СССР только ширилось. В 1969 году была создана первая в стране открытая общественная ассоциация – Инициативная группа защиты прав человека в СССР. Активную правозащитную деятельность вел академик А.Д.Сахаров.

Впервые инакомыслие появилось в армии. 1969 году был раскрыт и разгромлен подпольный «Союз борьбы за демократические права», созданный офицерами Балтийского флота.

В 1976 году в Москве заработала группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР.

Противоречия между властью и обществом обострялись. И остановить этот процесс власть уже не могла. Число недовольных системой только увеличивалось. Система была обречена.

56. Внешняя политика СССР в 1964 – 1982 гг.

В 1964—1984 гг. внешняя политика имела приоритетное значение: ядерная угроза — угроза не только мирной жизни, но и жизни вообще. После отставки Н. С. Хрущева консервативные силы вместо политики мирного сосуществования стали проводить жесткий курс, сделав основной упор на достижение военного паритета с Западом.

В эти годы оформилась так называемая доктрина Брежнева — политика “ограниченного суверенитета”, патернализма в отношении социалистических стран. Для этого СССР пришлось неоднократно прибегать к силе и угрозе применения силы. В 1968 г. во время “пражской весны” (реформ, нацеленных на демократизацию экономики и социально-политической жизни в рамках существующей системы) СССР принял решение о вводе в ЧССР войск стран — участниц Варшавского Договора. 21 августа 1968 г. реформы пресечены, реформаторы убраны с руководящих постов.

После подавления “пражской весны” советскому руководству удалось на время стабилизировать ситуацию в Восточной Европе, но в рамках СЭВ складывается неблагоприятная ситуация. Усиливаются иждивенческие настроения и обособленность от мирового рынка, от конкуренции, в результате сильных колебаний мировых цен на сырье большинство соцстран оказалось в должниках у СССР, а затем СССР задолжал по товарообороту соцстранам около 20 млрд. рублей.

Одновременно получение средств на внедрение новых технологий привело к задолженности соцстран западным странам. В конце 60-х гг. резко обострились отношения между Советским Союзом и Китаем, предъявившим СССР территориальные претензии. В марте 1969 г. Китай организовал ряд военных провокаций в районе острова Даманский. СССР был обеспокоен началом крупномасштабной войны с Китаем, а также возможностью сговора США и Китая, что заставило его пойти на улучшение отношений с Западом.

Важный фактор политики разрядки — бессмысленность гонки вооружений. Начало политики разрядки — улучшение отношений СССР с Францией и ФРГ по инициативе последней. ФРГ провозгласила “новую восточную политику”, и 12 августа 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор.

Стороны обязались соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе и нерушимость послевоенных границ. Поворот от “холодной войны” к разрядке закрепил визит в Москву президента США Р. Никсона в мае 1972 г. В декларации, подписанной по итогам встречи, говорилось о том, что основой отношений между двумя странами может быть только мирное сосуществование.

Были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). В 1979 г. был подписан новый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), однако он не был ратифицирован конгрессом США. Оба договора не остановили гонки вооружений. Политика разрядки способствовала развитию сотрудничества между странами Востока и Запада. Соглашение по Западному Берлину (1971) положило начало диалогу между государствами Европы по вопросам мира и безопасности. Заключительный акт совещания 33 европейских стран, США и Канады (август 1975 г., Хельсинки) провозгласил принципы нерушимости границ, уважение независимости и суверенитета, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В конце 70-х гг. новое обострение напряженности. Причина — ввод советских войск в Афганистан. Апрельская 1978 г. революция в Афганистане дала надежду СССР установить свое влияние в регионе, однако действия афганской оппозиции могли нарушить эти планы. Поэтому, воспользовавшись просьбой председателя Революционного совета и премьер-министра ДРА Н. М. Тараки о поддержке, советское правительство 27 декабря 1979 г. ввело в Афганистан “ограниченный контингент” советских войск, что впоследствии отрицательно сказалось на международном престиже и экономике СССР.

Причины неудач политики разрядки: несовпадение взглядов Востока и Запада на суть и перспективы разрядки; осложнение положения внутри социалистического лагеря, что проявилось в экономическом, а затем и политическом кризисе в ПНР. События в Польше стали началом развала мировой системы социализма, хотя реально это произошло в 1989 г.

К середине 80-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной.

57. Политическое и социально – экономическое развитие СССР в период с

1982 по март 1985 гг.

В 1982 г. состояние здоровья Л. И. Брежнева резко ухудшилось. В этих условиях ставится вопрос о возможном преемнике и, следовательно, о пути эволюции советского общества. Стремясь увеличить свои шансы в борьбе с " днепропетровской группой", выдвигавшей К. У. Черненко, Ю.В.Андропов пе-реходит на работу в аппарат ЦК КПСС на место умершего в начале года М. А. Суслова. Смерть в нояб-ре 1982 г. Брежнева поставила вопрос о новом лидере партии, Андропова поддерживают министр обороны Д. Ф. Устинов и министр иностранных дел А. А. Громыко, а также молодые члены Политбюро М. С. Горбачев и Г. В. Романов. 12 ноября 1982 г. он становится новым генеральным секретарем ЦК КПСС, с июня 1983 г. гредседателем Президиума ВС СССР и председателем Совета обороны.

За короткий период своего правления Андропов сделал попытку реформировать политическую верхушку общества, провести " кадровую революцию". Были отстранены от власти наиболее одиозные личности, проведена ротация руководства выборных органов власти. Были намечены и частично прове-дены экономические реформы (более подробно см. во второй части главы 6). Одновременно укрепля-лись позиции официальной идеологии государства. Оппозиция и диссидентское движение, ранее пред-ставленные многочисленными деятелями, были разгромлены КГБ и фактически прекратили существование как массовое явление. Был проведен специальный июньский 1983 г. пленум ЦК КПСС, где всестороннему анализу подверглась проблема развитого социалистического общества. Критикуя устоявшиеся стереотипы и догмы, Андропов заявил: " Мы не знаем общества, в котором живем", призы-вая по-новому взглянуть на социализм, обновить идеологический багаж, создать действенную контр-пропаганду западной идеологии. С этой целью намечалось проведение школьной и других реформ. Внезапная смерть Андропова в феврале 1984 г. приостановила реализацию программы намеченных преобразований советского общества.

Сменивший Андропова представитель " днепропетровской группы" К. У. Черненко за год своего пребывания на должности генсека КПСС фактически лишь обозначил возвращение к брежневской эпо-хе застоя в области экономики, идеологии и общественной жизни. На прежние должности были воз-вращены около 50 ответственных работников ЦК, снятых Андроповым; восстановлен в партии с сохра-нением партстажа соратник Сталина В. М. Молотов. Был отменен пленум ЦК КПСС, посвященный во-просам интенсификации производства. Лишь предусмотренная школьная реформа частично была реализована в виде повышения зарплаты учителям.

58. Внешняя политика СССР в период с 1982 по март 1985 гг.

В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (на Западе их называли «СС-20»). Предпринятые сверхдержавами шаги сломали европейскую разрядку, нарушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте.

Почти все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный по инициативе США в 1949 г., который и прежде жестко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. СССР, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запада по стратегическим поставкам.

В конце 1970-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую кампанию, втягивая в нее неполитические общественные силы. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве, не прислав на нее своих представителей. В ответ по инициативе ЧССР социалистические государства в знак протеста против размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа бойкотировали XXIII Олимпийские игры 1984 г. в США. Антисоветские кампании в мире усилились осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Тон ей задал президент США Р. Рейган, назвавший Советский Союз «империей зла». Льды «холодной войны» сомкнулись. Продолжение войны в Афганистане.

59. Перестройка ее причины, характер и последствия

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

· 1985 – 1986 гг.

· 1987 – 1988 гг.

· 1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.

Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

60. Внешняя политика СССР периода перестройки: отказ от приоритета

классового подхода.

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А. Громыко, произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии, о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов, признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:

· смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров;

· урегулирование региональных конфликтов;

· расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 года М.С. Горбачев и Д. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 года, СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 года М.С. Горбачев нанес визит в Японию, с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 года

В мае 1989 года в результате визита Советской делегации в Пекин, произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 года было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 года и завершился в феврале 1989 года.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 года прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 года юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 году в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым. В ходе переговоров, было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года, в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 году он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

61. Распад СССР (1989 – 1991 гг.): причины и итоги.

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

· кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

· неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

· массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

· все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

· обострение национальных противоречий;

· ослабление центральной власти;

· авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

62. Провозглашение независимости РФ. Курс на развитие рыночной

экономики.

63. Политическое, социально – экономическое развитие России в конце ХХ

начале XXI в.

В 1991 г. возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР, и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан приняли решение о выходе из состава Федерации. Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.

Большими усилиями и уступками отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 г. были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.

Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.

Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).

21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.

Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан. В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой начал формировать правительство. Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.

Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.

Впоследствии Б.Н.Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 г. по 1993 г.

Насильственное установление советской власти закончилось ее нелегитимным устранением при молчаливом согласии граждан.

В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.

Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В результате референдума был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная. Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.

Законодательная власть - Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, исполнительная - Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами, судебная - Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

В октябре 1993 г. начались выборы в Федеральное собрание. Многие называли его 5-й Государственной Думой. Она состояла из 550 депутатов, половина из которых избиралась по партийным спискам. 225 мест в Думе разделились следующим образом: ЛДПР - 59, Выбор России -40, КПРФ - 32, Аграрная партия - 21, Женщины России - 21, Яблоко - 20.

Принятая конституция и авторитет Федерального Собрания способствовали стабилизации обстановки в общественной жизни. Официально это было закреплено 28 апреля, когда политические и общественные организаци

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причинои разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.

64. Проблемы национально – государственного строительства в РФ на

примере взаимоотношений РФ и РТ.

65. Культура в период перестройки.

Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли» (История советского государства. 1900–1991. М., 1997. С.493). Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что «открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было нельзя.

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.), для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина«Ночевала тучка золотая» (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

66. Проблемы культуры, науки, образования в постперестроечной России.

Расходы на образование увеличиваются год от года. В 1998 г. из бюджета было выделено на эти цели 17, 3 млрд. руб. В 1999 г. — 20, 90 млрд., в 2000-м — 32 млрд., а в 2001 году благодаря реформе образование должно получить почти 50 млрд. руб.

В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, которую посещают около 4, 5 млн. детей. Число их в связи с демографическим кризисом и финансовыми трудностями по оплате пребывания ребенка сокращается в среднем на 4, 5% в год. Их посещает лишь 50% всех детей дошкольного возраста (ранее—71%).

Количество общеобразовательных школ, в том числе негосударственных, за 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилось на 1, 6% в связи с демографической ситуацией и составило 65, 9 тыс. школ (66, 7 тыс.), в которых обучается 19, 82 млн. человек (21, 1 млн.). Обучение в школах продолжает вестись на 80 языках народов России.

В России в 1999 г. работало свыше 4 тыс. учреждений начального профессионального образования. В 2000 г. проводилась их структурная реорганизация в целях рационального использования их материально-технической базы и экономии

бюджетных средств на содержание. В результате общее количество этих учреждений в 2000 г. сократилось на 3, 4% и составило 3911 учреждений, хотя общее число обучающихся не изменилось и составило 1, 7 млн. чел.

Количество учреждений среднего профессионального образования к 2000 г. также не изменилось. В 2000 г. принято у


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.051 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал