Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международное регулирование туристической деятельности
Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений, благодаря которому поддерживаются высокий уровень экономического развития и благосостояние граждан. Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными — деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни. Международный туризм как социально-экономическое явление имеет множество определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Изначально, на заре становления туризма, акцент делался на его связи с транспортом, так как туризм считался частью транспортных перевозок. По мере развития туризма и превращения его в массовое явление на международном и национальном уровнях появились новые трактовки этого понятия. Туристская терминология формировалась на основе введенного Советом Лиги Наций определения международного туриста как лица, обладающего тремя признаками: передвижением, временным пребыванием в определенном месте, отсутствием связи с трудом и заработком. В 1954 г. ООН приняла следующее определение: «туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства». В настоящее время для характеристики международного туризма Всемирная туристская организация (ВТО) использует определение Статистической комиссии ООН 1993 г.: «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловой и прочими целями».[10] В начале нового тысячелетия туризм прочно утвердился во многих странах как основная отрасль экономики и наиболее быстро развивающийся экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест. Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса. Сфера туризма превратилась в один из важнейших факторов создания рабочих мест в мире. Развитие туризма стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Он обеспечивает правительствам значительные финансовые поступления в виде налоговых сборов. Большая часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содействует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города. Межкультурные связи и личные дружеские отношения, возникающие в процессе туристского обмена, являются важным фактором улучшения международного взаимопонимания и способствуют укреплению мира между народами земного шара. Всемирная туристская организация поощряет правительства стран к развитию партнерских отношений с предприятиями частного сектора, представителями местных администраций и неправительственными организациями, принимая, таким образом более активное участие в развитии туризма. В настоящее время, конец 20 и начало 21 века, с развитием массового туризма сформировалась особая отрасль – туристское право. Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций. Можно выделить следующие многосторонние международные договора: - Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года; - Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года; - Варшавская конвенция о воздушном транспорте от 12 октября 1929 года; - Чикагская международная конвенция о гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, а также принятые в связи с ней Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции; - Конвенция о таможенных льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол к ней (Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954г.); - Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года; - Конвенция о правах ребенка от 26 января 1990 года; - Генеральное соглашение по торговле и услугам от 15 апреля 1994 года; - Конвенция по биологическому разнообразию от 6 января 1995 года; - Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда в области коллективных договоров, запрещения принудительного и детского труда, защиты прав коренных народов, равноправия и недопущения дискриминации на рабочих местах. Прежде всего, было достигнуто соглашение об обеспечении основных прав на отдых и свободное время, которые являются фундаментом развития туризма. Всеобщая Декларация прав человека, принятая генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в статье 24 гласит, что «каждый человек имеет право на отдых и свободное время, включая разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемые ежегодные отпуска». Здесь не лишне заметить, что этот незыблемый постулат для всего мира в современной России повсеместно нарушается, быть может и в этом причина медленного развития туризма в нашей стране. В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила и расширила этот тезис. Государства, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязались обеспечивать право каждого человека «на отдых, свободное время, разумное граничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также оплату за праздничные дни». Эти положения придали импульс развитию туризма, в том числе развитию международного туризма. Интенсивное развитие международного туризма вызвало необходимость установления норм регулирования туристской деятельности. Одним из главнейших направлений формирования международного туристского права было, прежде всего, достижение о терминологии и определениях. Отработкой формулировок туристской терминологии занимался Комитет по статистике Лиги Наций и в 1937 г. опубликовал свои первые определения «международного туриста». После Второй мировой войны отработка этих же вопросов была прерогативой Международного Союза Официальных Туристских Организаций (InternationalUnionofOfficialTravelOrganizations, IUOTO), в 1950г. были введены термины и понятия экскурсанта, транзитного путешественника, а в 1954 г. комиссией ООН было принято новое определение туриста. Сегодня в своей деятельности в сфере туризма государства руководствуются основными международными соглашениями о туризме – Гаагским (1989 г., Гаага, Нидерланды) и Манильским соглашениями (1980 г., Манилы, Филиппины), рекомендациями Осакской конференции министров по туризму (1994 г., Осака, Япония). Особому регулированию подлежат международные воздушные, автомобильные и морские перевозки пассажиров и их багажа. Воздушные перевозки регулируются Варшавской Конвенцией (Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, Варшава 1929г. с многочисленными дополнениями и поправками). Автомобильные перевозки пассажиров и их багажа регулируются Берлинской Конвенцией (Берлин 1975г.), а перевозки пассажиров морским транспортом Афинской Конвенцией соответственно. Следующий источник международного туристского права – это международные двухсторонние договора. С участием Российской Федерации в настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом. Широкое развитие туристских связей обусловило объективную необходимость создания специализированных международных организаций. Исследователи выделяют следующие причины создание специализированных организаций: - бурный рост туризма, сложность складывающихся отношений, многостороннее влияние, оказываемое туризмом на международные отношения. - развитие международного туризма государства находится на разных уровнях, а поэтому имеющиеся там национальные органы по туризму обладают весьма неодинаковым объемом прав и полномочий. Так, в одних странах – это министерства и ведомства, то есть, государственные органы, в других странах – неправительственные некоммерческие организации. Наконец, в государствах мира нет единых однородных национальных органов, ведающих вопросами туризма. Итак, в настоящее время одной из, пожалуй, самых эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций. Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило появление специализированных туристских организаций: ВТО, IATA, ICAO, PATA и др. Всего в мире насчитывается свыше 200 международных туристских организаций. Туристские организации направляют свои усилия на создание международных правовых регламентов, изучение насущных проблем туризма, разработку важных рекомендаций по устойчивому развитию туризма. Деятельность международных организаций вносит огромный вклад в развитие туризма. Международные туристские организации представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию мирового туризма. Опираясь на их деятельность, страны, регионы, области создают свои туристские организации для развития и продвижения туризма.
|