![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные физкультурно-оздоровительные технологии
« Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Физкультура – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Об этом известно давно и написано много. Но что нужно для того, чтобы осознали это все и занимались физкультурой с детства и регулярно. Этому способствует физическое воспитание. В Бехтеревской полной общеобразовательной школе работаю учителем физической культуры уже 18 лет. Методическая тема, над которой работаю «Формирование здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей». Работу по здоровьесбережению детей считаю важной и актуальной на сегодняшний день. Разработанные методы проведения физкультурных занятий на открытом воздухе и в спортивном зале на протяжении ряда лет помогли улучшить состояние здоровья учащихся. Ведется мониторинг состояния физической подготовленности учащихся, паспорт здоровья. Он представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей. Проблема сохранения здоровья детей диктует выбор новых образовательных программ и педагогических технологий. В своей работе отдаю предпочтение новым инновационным программам, направленным на повышение значимости занятий физической культурой и спортом, совершенствующим систему физического воспитания подрастающего поколения, приобщающим учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Одно из направлений моей деятельности - это изучение и внедрение здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Все шире используются в физическом воспитании интерактивные средства. На уроках физической культуры использую компьютерные технологии. Презентация применялась на уроке физкультуры в 10 классе (аэробика) раздел гимнастики тема «Волшебный ящик»; раздел легкой атлетики в 4 классе по теме «Тропинка к здоровью»; раздел гимнастики в 5 классе тема «Парад зверей». Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. При обучении физическим действиям обучающихся, практически невозможно объективно оценить и сравнить свое выполнение с показом учителя, а так же выполнение упражнений своих товарищей. Сделать анализ допущенных ошибок. Одним из способов совместить субъективные ощущения от самостоятельного выполнения упражнений и объективного показа является возможность применения современных технологий мультимедиа. Именно цифровая запись и воспроизведение выполнения физкультурных упражнений помогает выявить ошибки детей. Возможности этой технологии практически безграничны. От простого цифрового фотоаппарата до современных видеокамер с функцией фотосъемки, ноутбуков и видеопроекторов. Эта технология применяется на уроках акробатики. Как показал опыт, применение такого способа контроля привело к повышению интереса к занятиям, желанию более активно работать на уроке, переживанию за конечный результат. Учащиеся выходят в Интернет, чтобы получить дополнительную информацию об истории видов спорта, о новостях олимпийской жизни страны, о влиянии физических упражнений на организм человека. По заданию учителя самостоятельно пишут рефераты, составляют свой режим дня, таблицу с расписанием уроков и спортивных секций, протоколы различных соревнований, паспорта и дневники здоровья. Позновательно-развивающая технология занятий физической культурой занимает ключевую практическую позицию. В своей работе использую физические упражнения, рефлексо-двигательные, игровые, спортивные и музыкально-ритмические методы и разнообразные организационные формы, соревновательные формы занятий, в которых средства физического воспитания подчинены определенной тематике: - народные татарские и русские подвижные игры на основе художественного поэтического текста с произнесением игровых речитативов, стихов и диалогов; -упражнения дыхательной гимнастики по методике Е.Поповой с произнесением звуков и звукосочетаний на выдохе, которые выполняются в покое и в сочетании с движениями в музыкальном оформлении; -знакомлю с нетрадиционными системами оздоровления. Физическая культура невозможна без раскрытия духовного потенциала человека: внутренней сосредоточенности, умения концентрироваться, настраивать себя. Ощущение гармонии внутреннего и внешнего мира – это один из путей физического совершенствования. Мне, как учителю, помогает в этом знакомство с лечебно-оздоровительной системой Востока. Эту систему пропагандирую среди своих учеников. Ежедневно на утренней гимнастике выполняем точечный массаж, элементы йоги. Провожу уроки и мероприятия по теме «Тайны древнего Востока». Особое внимание уделяю учащимся с ослабленным здоровьем. Группы учащихся комплектуются по заболеваниям, где занятия проводятся в виде факультативов ЛФК. Разработана и внедрена авторская программа «Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем в группе лечебной физкультуры». На занятиях по ЛФК для релаксации используется классическая музыка, звуки природы (шум дождя, листопад, звуки природы). Для выполнения физических упражнений имеется нестандартное оборудование. Просматриваются фильмы о здоровом образе жизни. Целью этой программы является коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся. Она дополняет и обновляет школьную, позволяя ввести инновации на занятиях лечебной физкультуры. К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хотя и понимают его каждый по- своему. Здоровье – это больше, чем отсутствие болезней. Педагогический аспект здоровья ухудшается, и как следствие -снижается успешность учащихся. Решить проблему низкой двигательной активности через введение традиционного «стандартного» урока физической культуры невозможно. Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу – подходы, позволяющие грамотно построить работу учителя и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности. За последнее время наблюдается спад финансирования, школам не выделяется спортивный инвентарь и не строятся спортивные площадки, что немаловажно для физического воспитания детей. Сокращаются бесплатные кружки и секции. Не все сельские дети имеют возможность посещать платные кружки или секции. В городе Елабуге Республики Татарстан за последние годы построены «Ледовый дворец», «Легкоатлетический манеж», стадион, плавательный бассейн, физкультурно-оздоровительный комплекс. Все это очень хорошо. Показатели Елабужских профессиональных спортсменов растут с каждым днем. Есть даже чемпионы мира. Но мы живем в селе и в город ехать за здоровьем нашим детям далеко. Да и стоит это недешево. Приходится уделять много внимания созданию спортивной базы школы. Вместе с ребятами мы построили «Тропу здоровья», «Хоккейный корт», «Волейбольную площадку», на уроках использую нестандартное оборудование и инвентарь. Климат Елабужского района позволяет в течение шести месяцев заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе. Но только где? Поэтому мы вышли с предложением построить целый спортивный городок под открытым небом с бассейном и спортивными площадками для занятий физической культурой и спортом, где можно будет заниматься целыми семьями, ребятам после школы, а взрослым- после работы. Ландшафт Бехтеревского пруда позволяет это сделать с минимальными затратами. Это в десятки раз дешевле, чем крытые спортивные сооружения. Учениками и преподавателями был выполнен проект спортивного городка. Который позволит превратить заброшенный пруд в красивое место для активного отдыха. Обеспечит доступность занятий физической культурой и спортом для всех желающих. Этот проект занял 3 место в республиканском открытом конкурсе научно-прикладных разработок «Здоровый образ жизни». Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей. Она может считаться полноценной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Сегодня как раз и нужно создавать школы крепкой души и крепкого здоровья, «Где учащиеся меньше бы учили, а больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…»(Я.А.Каменский). Учитель физической культуры – скульптор детской души, физического и нравственного здоровья ребенка. Скульптор, который не имеет право на ошибку, так как влияние учителя на ученика несоизмеримо ни с чем. Я от всей души хочу пожелать вам радости встреч, улыбок, общения, пожеланий здоровья, добра, чтобы счастье безоблачным было, чтобы добрыми были дела. Я желаю вам гордиться своими учениками. Пусть они всегда согревают ваши сердца. Счастья, здоровья вам!
Психолого-педагогические аспекты формирования детского спортивного коллектива (Психология К. Иванов))
Рассматривая глобальные последствия влияния научно-технической революции на биосферу планеты и самого человека, американский ученый Н.Винер писал: «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя.» Современного человека нужно изучать во всей глубине и сложности его физических возможностей и духовного потенциала, которые наиболее точно раскрываются в экстремальных условиях, требующих предельного напряжения физических резервов организма и волевых качеств. Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических возможностей. Высокая степень физических и нервно-эмоциональных нагрузок характерна и для ряда отраслей производственной деятельности человека. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающихся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального состояния организма в целом. Это проявляется, в частности, в значительных изменениях иммунологической реактивности организма спортсмена, что в некоторых случаях обуславливает снижение сопротивляемости инфекциям, возникновению аллергических реакций, аутоиммунных и других заболеваний. В основе спортивной тренировки лежат представления о механизмах долговременной адаптации, о взаимодействии нагрузки и восстановления организма человека как факторов, которые обуславливают адаптационные процессы, появляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях в организме спортсмена. Важнейшее значение для сохранения здоровья спортсмена имеют и экологические условия. Частое их изменение вызывают напряжение физиологических механизмов адаптации человека. Таким образом, на повестку дня поставлена фундаментальная задача - добиться значительной гармонизации взаимодействия людей с физической и социальной средой их жизни, чтобы это взаимодействие не приносило вреда здоровью нынешнего и грядущих поколений. При этом становиться все более очевидным, что в решении данной задачи теория адаптации играет важнейшую роль. Наиболее эффективный способ коррекции процесса адаптации - это оптимизация самой начальной стадии. Это такие пути. 1. Поддержание исходного высокого функционального состояния организма (как физического, так и эмоционального). 2. Соблюдение ступенчатости при адаптации к новым условиям (природно- климатическим, производственным, временным), а также при переключении с донного вида деятельности на другой, т.е. постепенное вхождение в новую среду и в любой труд. Соблюдение этого условия позволяет включаться без перенапряжения физиологическим системам организма и тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Такая стратегия способствует сохранению ресурсов организма, уменьшению платы за адаптацию. 3. Организация режима труда, отдыха, питания с учетом не только возрастных и половых особенностей человека, но и природно- климатических (сезоны года, температурный режим, содержание кислорода в атмосфере) условий. 4. Необходимое для обеспечения долговременной адаптации человека в экстремальных условиях поддержание не только достаточно высокого уровня физического состояния, но и характера социально значимой мотивации и сохранения здорового морального климата в коллективе. Научно-техническая революция двадцатого столетия многократно увеличила способность человека воздействовать на природную среду. К сожалению, это воздействие нередко носит разрушительный характер, что приводит к огромному экономическому ущербу, ухудшению благосостояния и здоровья людей. В конечном счете, все экологические проблемы прямо или косвенно оказывают влияние на физическое и нравственное здоровье человека. Экологическим исследованиям принадлежит большая роль в профилактике различных заболеваний. Постоянными атрибутами современной жизни людей, проживающих в промышленно развитых странах, является не только нервно-психическое напряжение, которое они испытывают в процессе повседневной деятельности, но и воздействие на их организм факторов физической, химической и биологической природы, в частности таких, как загрязнение атмосферы и воды, химизация сельского хозяйства. Диапазон компенсанторно-приспособительных способностей и резервных возможностей человека не измеряется альтернативой - здоровье или болезнь. Между здоровьем и болезнью располагается целый ряд промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеваемости и все же не являющиеся ни тем и ни другим. Для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться очень активно, ведь движение играет большую роль в социально-биологическом процессе. Становление человека происходило в условиях высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального процесса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе - социальный, а не биологический феномен. Спорт способствует формированию популяризации людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижного образа жизни, увеличение агрессивных агентов среды обитания. В процессе эволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором, элиминируного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения, и в первую очередь на сердечно- сосудистую систему, у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки, оказывающие мощное тренирующие воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они способствуют формированию популяции, степень устойчивости которых к агрессивным факторам внешней среды повышается. С появлением на Земле человека разумного получила развитие новая форма адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры - физические упражнения, различной интенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы- стали важными средствами повышение адаптивных возможностей человека, совершенствование его социальной и биологической природы. Действие главного фактора эволюции - естественного отбора- с начала появления человеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов резко сократилось, и на современном уровне развития человечества практически оказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути совершенствования механизмов выживания за счет прогрессивного развития мозга, сознательного отражения действительности, изыскания эффективных форм адаптации к ней. Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно пропорциональной зависимости способствовали высокие темпы так называемого социального наследования. Материализация его начинается там, где создаются условия накопления культурных ценностей, созданных человеком, и передачи их последующим поколениям. Будучи изолированными от общества людей в раннем детстве, человек никак не проявляет активности, потребности в подлинно человеческом познании окружающего мира. И наоборот, чем больше он к этому побуждается специальным педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям общечеловеческой культуры. В связи с этим активное приобщение детей к овладению теоретическими основами спорта, физиологическими, тактико- техническими знаниями необходимо не только для спортивного роста, но и для социализации человека, формирования его личности. Разумеется, социальное исследование не меняет основ биологической наследственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника врожденные задатки закодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программы наследственности может меняться активность отдельных участков генома под воздействием агрессивных факторов внешней среды. Об этом свидетельствуют как экспериментальные данные, так и житейский опыт. Научно-техническая революция ведет к уменьшению доли тяжелого труда, физических нагрузок и на производстве, и в быту, а, следовательно, снижению доли активной двигательной деятельности. Каковы же причины столь неблагоприятных последствий недостаточной двигательной активности (гипокинезии)? Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность. Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико- химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции. Последние полмиллиона лет человек эволюционирует без изменения в своей генетической программе. Между тем условия, в которых жили наши предки, и условия, в которых живем мы, отличаются, прежде всего, требованиями к объему выполняемых движений. Мы затрачиваем несравненно меньше физических сил, чтобы обеспечить собственное существование. Нормальное функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной двигательной деятельности, вдруг на последнем 100-50 летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни гипокинезии. Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов), нервная и гуморальная регуляции. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно- мышечная система, и функции внутренних органов. В отличие от механической системы, изнашивающейся от работы, деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные процессы и резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц и внутренних органов - на единицу выполняемой работы затрачивается меньше энергии, быстрее идут восстановительные процессы. Здоровье- это полное физическое и психическое благополучие. Однако человек постоянно соприкасается с внешней средой, с различными ее воздействиями. В связи с этим его организм реагирует на различные изменения в окружающей среде. Если человек постоянно живет в условиях, резко отличающихся от обычных, так называемых экстремальных, у него наблюдаются значительные и стойкие изменения в организме. Так, для жителей крайнего Севера, примерно вдвое падает содержание сахара в крови, увеличивается количество продуктов промежуточного обмена жиров. Для жителей высокогорья характерно стойкое увеличение числа эритроцитов в крови - компенсаторная реакция на понижение кислорода в воздухе. У полярников понижен почечный барьер для витаминов группы В и С, т.е. наблюдается хронический дефицит витаминов в организме. Между тем во всех этих случаях человек совершенно здоров. Экстремальные факторы постоянно вносят поправки в гомеостаз, расширяя границы адаптационных сдвигов. Так, организм- эта целостная система, саморегулируется и самоконтролируется на уровне биологическом. Вредные привычки, побочные продукты цивилизации, загрязнение окружающей среды создают благоприятные условия для активизации дремлющей инфекции. У людей подвижных, ведущих активный, здоровый образ жизни, этот скрытный враг остается мирным сожителем и в самых критических ситуациях, у людей ослабленных нерациональным режимам работы и отдыха, ведущих малоподвижный образ жизни в таких условиях торжествует болезнь. Разумеется, повышение общей культуры, куда, несомненно, входит и физическая культура, - это еще далеко не использованные нами резервы здоровья. В ряду средств оздоровления детей и подростков решающая роль принадлежит рациональному двигательному режиму питания и закаливания. Закаливание- это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Приобщение к активной двигательной деятельности нужно начинать в малом возрасте. Так как высокие способности детей к овладеванию новыми движениями постепенно утрачиваются или одновременно с процессом взросления. С наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной системы овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и физических затрат. Ребенок обладает не только большой пластичностью мозга, но и высокой податливостью (чувствительностью) к специфическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно- физического роста и развития тренированности. Физиологически оправданными являются различные средства стимулирования двигательной активности. Физические упражнения, выполняемые с использованием тренажеров и других технических приспособлений являются высокоэффективными средствами тренировки. Несомненную роль играет высокая восприимчивость человеческого мозга к упражнениям с предметами. Важнейшим адаптированным свойствам человека является его способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит и в основе адаптации к новым формам двигательной деятельности, характерной для спорта. Совершенствование человека (и человечества) посредством занятий физической культурой, спортом - важнейшее условие прогрессивного развития его умственных и физических способностей, а также выживания человечества в целом. Главная социальная функция спорта - совершенствование физической и психической природы человека - в известной мере служит положительному изменению демографической структуры общества. Физическая культура добавляет не только годы к жизни, но и жизнь к годам: продолжительность активной творческой жизни увеличивается, общество получает дополнительный резерв трудоспособного населения. Уже в ближайшем будущем человек резко увеличит резервы адаптации к факторам внешней среды за счет широкого использования различных средств самосовершенствования. В ряду этих средств спорт будет играть все возрастающую роль.
73. Подготовительный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, варианты структуры, типичные задачи, средства и методы. Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап. Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель). Этап состоит из двух мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недельных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами. Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.
74. Показатели и критерии эффективности спортивно-педагогической деятельности. Для успешного управления процессом подготовки команды тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и о вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма и уметь оперативно оценивать уровень технико-тактического мастерства, для успешного воспитания спортсменов высокого уровня подготовки. Высокий уровень подготовки спортсменов во многом зависит от использования в тренировочном процессе специализированных упражнений избирательно воздействующих как на физическую подготовленность, так и на технико-тактическое мастерство. Тактические действия, выполняемые во время игр, являются реализацией тактических знаний, а также решений, принимаемых ними после оценки, сложившейся на поле ситуации. Поэтому можно полагать, что уровень тактического мышления обуславливает эффективность техники, позволяет использовать потенциал в наиболее целесообразных формах и условиях. По современным представлениям спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состояниемспортсмена, а стержневым, основным путем к этому является реализация педагогического контроля. Круглогодичная тренировка, применяемая в подготовке спортсменов, делится на соответствующие периоды, а подготовительный период на этапы. Решение задач, стоящих перед тренерами в различные периоды и этапы подготовки спортсменов, немыслимо без врачебно-педагогического контроля именно потому, что педагогические исследования в ходе учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки ставят целью выяснить, как увеличивается тренированность, предупредить перетренированность и перенапряжение. Оценка физической, технической и тактической подготовки определяется на основании многочисленных наблюдений, сравнительных характеристик их действий в тренировке и игре, что позволяет тренеру моделировать процесс подготовки, программировать средства и методы учебно-тренировочного процесса. Особое место в тренировочном процессе занимает контроль и оперативная оценка подготовленности спортсменов. В настоящее время бесспорным является положение о том, что планирование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться по результатам педагогического контроля. Целью педагогического контроля является повышение эффективности физического воспитания и тренировки, путем оптимизации на основе объективной оценки состояния двигательной функции в конкретных условиях спортивной деятельности. Предметом контроля в спорте являются содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, технико-тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем. Эффективность контроля нагрузок в спорте зависит от того, какие показатели используются, насколько взаимосвязаны разновидности контроля нагрузок, каким должно быть состояние тренировочных и соревновательных нагрузок, при помощи, каких критериев оценивается воздействие нагрузок. Спортивная тренировка всегда является процессом направленного, регулируемого извне изменения морфологических и функциональных возможностей организма спортсмена. Эти изменения происходят под влиянием запланированных тренировочных воздействий, физических упражнений и различных их сочетаний /тренировочных уроков, циклов и т.д./. Поскольку организм человека в этом аспекте представляется сложной динамической саморегулирующейся вероятностной системой, а о влиянии отдельных тренировочных воздействий и их сочетаний можно судить только приблизительно, то всегда возникает необходимость в контроле за ходом происходящих в организме изменений, который давал бы ответы на два основных вопроса: 1.Соответствует ли направление и характер фактических изменений планируемым? 2.Чем обусловлен тот или иной характер наступивших изменений? Исходя из этого, под педагогическим контролем следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием тренировки, которая может, быть использована тренером в целях управления, т.е. оценки характера /направления, величины/ изменения в организме, эффективности применяемых средств и методов тренировки и выработки на основе этой информации новых управляющих команд. Поскольку в основе развития тренированности лежат срочные кумулятивные/накопительные/ приспособительные изменения в организме, проблема педагогического контроля в общем виде сводится к разработке системы методов срочных и куммулятивных адекватных реакций организма. Вся информация педагогического контроля может быть разделена на срочную и периодическую. К срочной информации могут быть отнесены следующие сведения: 1.состояние здоровья занимающихся 2.степень востановленности после предыдущих занятий 3.соответствие выполняемых упражнений их моделям 4..соответствие условий урока /характер упражнений, их последовательность, условий чередования упражнения с отдыхом, величина нагрузки/ решению поставленных перед уроком педагогических задач 5.характер и длительность восстановительного периода К периодической информации относятся сведения о том, что: 1.соответствует ли фактическое изменение функциональных возможностей организма, происходящее под влиянием серии тренировочных занятий, планируемому 2.чем обусловлен тот или иной характер и направление кумулятивных изменений На основании сложившегося опыта мы выделяем следующие организационные формы педагогического контроля: 1.самоконтроль спортсмена 2.педагогический контроль 3.научно-методический контроль Годик М.А. в своей книге «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок» утверждает, что: Объективной основой любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация, полученная в процессе контроля. В спортивной тренировке контроля требуют: Действия спортсмена на соревнованиях (с последующей оценкой структуры соревновательного упражнения) Состояние спортсмена Нагрузка, выполняемая имНаиболее целесообразной для определения программы (плана) представляется такая последовательность действий: 1.Для перспективной программы подготовки спортсменов: а. исследование структуры соревновательной деятельности и выявление факторов, обусловливающих достижение высоких результатов; б. подбор тестов, информативных по отношению к этим факторам; в. создание программы этапного комплексного контроля (ЭКО); г. тестирование, оценка и анализ его результатов; д. составление этапного плана подготовки и его реализация в условиях тренировочного процесса; е. проведение в конце этапа повторного тестирования по программе ЭКО; ж. сопоставление динамики результатов в соревновательном упражнении и тестах и показателей нагрузки за этап с обоснованием стратегии последующей подготовки; з. Составление плана подготовки на новый этап. 2.Для текущего плана тренировки спортсменов: а. выбор тестов текущего контроля и создание программы текущего обследования; б. проведение текущего обследования, сопоставление его результатов с показателями текущего контроля нагрузки; в. составление (коррекция) текущих планов подготовки. 3.Для оперативного плана тренировки: а. выбор тестов оперативного контроля и создание программы оперативного обследования; б. проведение оперативного обследования и анализ его результатов; в. составление (коррекция) оперативного плана тренировки Контроль объема нагрузки: 1.время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность (кол-во часов, дней, недель и т.д.) 2.кол-во тренировочных занятий (циклов, этапов, периодов и т.д.) Анализируя литературу, можно согласиться, что такой подход к организации педагогического контроля является научно обоснованным и представляет тренеру полную картину физического и технико-тактического состояния футболистов на конкретном этапе подготовки, но, к сожалению, научно-методический контроль в детском спорте может себе позволить лишь небольшое количество клубов, имеющих хорошую материальную базу. Характеристика педагогического контроля. Чтобы тренировка протекала в нужном направлении и давала максимальный эффект, необходимо установить систематический педагогический контроль за её влиянием на тренирующихся. Педагогический контроль в процессе тренировки является основной формой оценки их подготовленности к состязаниям. Осуществляется он тренером, который учитывает содержание, объём, интенсивность проведённых занятий и анализирует выполнение планов тренировки. Анализу подвергаются: -планы тренировки команды (перспективные, текущие, оперативные) и их выполнение; -средства и методы тренировки и их использование в занятиях; -изменение состояния здоровья и функциональных возможностей; -изменение уровня развития физических качеств, техники, тактики; -изменение состояния тренированности (по этапам подготовки); -распределение состязаний, занятий и отдыха в тренировочных и межигровых циклах; -изменение длительности и интенсивности занятий; -методы педагогического и врачебного контроля и пр. Помимо перечисленных должны использоваться и дополнительные методы изучения и обобщения опыта тренировки, позволяющие более глубоко изучить те или иные вопросы тренировки. Этапы изучения и обобщения опыта таковы: Первый этап: изучение и обобщение опыта тренировки в подготовительном периоде.
|