Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система российского права






Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и разделении их па отрасли и институты.

Право подразделяется на:

1. Естественное и позитивное: естественное право - право, прису­щее самой природе человека и неотделимое от него (выражено и закре­плено в международных документах, например, Всеобщей декларации прав человека). Позитивное (конкретное) право - устанавливается государством и реализуется только с его помощью.

2. Материальное и процессуальное. Надотрасль материального права - совокупность отраслей права, непосредственно регулирующих общественные отношения.

Надотрасль процессуального права - совокупность отраслей права, регулирующих процесс применения норм материального права.

3. Публичное и частное право. Публичное право регулирует взаи­моотношения человека и государства. Частное право - регулирует вза­имоотношения людей друг с другом.

Отрасль права - совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

К отраслям российского права относят:

а) конституционное (государственное) право - совокупность пра­вовых норм, закрепляющих основы общественного и государственно­го строя;

б) административное право - совокупность правовых норм, регули­рующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятель­ности органов исполнительной власти;

в) гражданское право - отрасль права, регулирующая имуществен­ные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отно­шений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отноше­ний, продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государства;

ж) гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирую­щая судопроизводство по гражданским делам;

з) уголовно-процессуальное право - отрасль права, регулирующая судопроизводство по уголовным делам, а также порядок несения нака­зания;

е) а также другие отрасли.

Подотрасль права - это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права.

Институт права - это обособленный комплекс правовых норм, регу­лирующих определенный вид общественных отношений, санкционирую­щий определенное общественное явление, определенный социальный ин­ститут.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государ­ством, обеспеченное силой государственного принуждения.

Типы норм права:

1) по характеру правил поведения: обязывающие нормы (устанав­ливают обязанность совершать определенные действия), запрещающие нормы (запрещают определенные действия) и уполномочивающие нор­мы (предоставляют право на совершение определенных действий);

2) по субъектам: общие (регулируют поведение всех субъектов права), специальные (регулируют поведение определенного круга субъ­ектов права) и исключительные (регулируют поведение конкретных субъектов права).

3) по установлению правил поведения: императивные (четко и од­нозначно определяют поведение людей) и диспозитивные (устанавли­вают лишь общие рамки поведение субъектов права).

Структура нормы права:

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых приме­няется норма.

Диспозиция определяет поведение людей при данных об­стоятельствах.

Санкция предусматривает меры воздействия, кото­рые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы.

Признаки правовой нормы:

1) носит государственно-волевой характер;

2) издаётся в конкретной форме;

3) закрепляет степень свободы человека;

4) за несоблюдение наступает юридическая ответственность;

5) обеспечивается силой государства;

6) многократность применения.

Законотворчество.

Стадии законодательной процедуры:

1. Законодательная инициатива - официальное внесение зако­нопроекта в законодательное учреждение, влекущее за собой обязан­ность соответствующего законодательного органа рассмотреть зако­нопроект на своем заседании. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопро­сам их ведения. Законопроекты, вносятся в нижнюю палату парламен­та - Государственную Думу.

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на за­седаниях палат парламента. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Для принятия закона требуется согласие обеих палат пар­ламента. В РФ законы принимаются Государственной Думой большин­ством голосов от общего числа ее депутатов.

4. Стадия утверждения законопроекта:

а) Одобрение. В соответствии с Конституцией РФ принятый Госу­дарственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одо­бренным Советом Федерации, если за него проголосовало более поло­вины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения феде­рального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Со­вета Федерации, повторно проголосовав за закон, для этого требуется конституционное большинство - не менее 2/3 от общего числа депута­тов Государственной Думы.

б) Подписание. Принятые парламентом законы направляются главе государства, который может наложить на них вето, не допустив всту­пление закона в силу. Для преодоления вето Президента закон при по­вторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государ­ственной Думы и членов Совета Федерации.

5. Промульгация закона - опубликование принятого и утверж­денного закона в официальном печатном органе, осуществляемое гла­вой государства в установленные законом сроки. Только после про­мульгации закон обретает обязательную силу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал