Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система российского права
Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и разделении их па отрасли и институты. Право подразделяется на: 1. Естественное и позитивное: естественное право - право, присущее самой природе человека и неотделимое от него (выражено и закреплено в международных документах, например, Всеобщей декларации прав человека). Позитивное (конкретное) право - устанавливается государством и реализуется только с его помощью. 2. Материальное и процессуальное. Надотрасль материального права - совокупность отраслей права, непосредственно регулирующих общественные отношения. Надотрасль процессуального права - совокупность отраслей права, регулирующих процесс применения норм материального права. 3. Публичное и частное право. Публичное право регулирует взаимоотношения человека и государства. Частное право - регулирует взаимоотношения людей друг с другом. Отрасль права - совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. К отраслям российского права относят: а) конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя; б) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти; в) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения; г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений; д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха; е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государства; ж) гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирующая судопроизводство по гражданским делам; з) уголовно-процессуальное право - отрасль права, регулирующая судопроизводство по уголовным делам, а также порядок несения наказания; е) а также другие отрасли. Подотрасль права - это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права. Институт права - это обособленный комплекс правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, санкционирующий определенное общественное явление, определенный социальный институт. Норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное силой государственного принуждения. Типы норм права: 1) по характеру правил поведения: обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные действия), запрещающие нормы (запрещают определенные действия) и уполномочивающие нормы (предоставляют право на совершение определенных действий); 2) по субъектам: общие (регулируют поведение всех субъектов права), специальные (регулируют поведение определенного круга субъектов права) и исключительные (регулируют поведение конкретных субъектов права). 3) по установлению правил поведения: императивные (четко и однозначно определяют поведение людей) и диспозитивные (устанавливают лишь общие рамки поведение субъектов права). Структура нормы права: Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых применяется норма. Диспозиция определяет поведение людей при данных обстоятельствах. Санкция предусматривает меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Признаки правовой нормы: 1) носит государственно-волевой характер; 2) издаётся в конкретной форме; 3) закрепляет степень свободы человека; 4) за несоблюдение наступает юридическая ответственность; 5) обеспечивается силой государства; 6) многократность применения. Законотворчество. Стадии законодательной процедуры: 1. Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение, влекущее за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, вносятся в нижнюю палату парламента - Государственную Думу. 2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки. 3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Для принятия закона требуется согласие обеих палат парламента. В РФ законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. 4. Стадия утверждения законопроекта: а) Одобрение. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон, для этого требуется конституционное большинство - не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. б) Подписание. Принятые парламентом законы направляются главе государства, который может наложить на них вето, не допустив вступление закона в силу. Для преодоления вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. 5. Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу.
|