![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направления в разработке теории конфликта. Диалектический и недиалектический подходы в изучении конфликтов: «теория человеческих отношений» и структурный функционализм.Стр 1 из 32Следующая ⇒
A) Лекции Лекция 1. ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ (2 часа)
Направления в разработке теории конфликта. Диалектический и недиалектический подходы в изучении конфликтов: «теория человеческих отношений» и структурный функционализм. 2. Основные понятия и определения конфликтологии.
Направления в разработке теории конфликта. Диалектический и недиалектический подходы в изучении конфликтов: «теория человеческих отношений» и структурный функционализм.
В обществе всегда возникали различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Главные из них уходили корнями в условия жизни людей, в способ распределения благ и власти, в сферу удовлетворения потребностей и интересов. Люди, сталкиваясь с теми или иными конфликтами, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить [12, с. 6]. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповыеи межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех существующих конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Наука о конфликтах, молода, как впрочем, и сама научная дисциплина. «Конфликтология как отдельная дисциплина сложилась в пятидесятых-шестидесятых годах 20 столетия в недрах западной социологии и политологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем-посредством категории конфликта, обозначающей столкновение, противоборство субъектов преследующих противоположные интересы и цели. Конфликтология - теоретико-прикладная дисциплина. Это означает, что ее содержание слагается из следующих уровней знания: теоретического объяснения конфликта как социального феномена, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; изучения конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, фирма и т.д.), технологии их регулирования и разрешения. На этой основе конфликтология разрабатывает конкретные ориентиры, которыми можно воспользоваться в процессе управления социумом» [12, с 10]. Существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин: социологи, политологи, психологи, экономисты, юристы, специалистыв области организации и управления и даже математики, изучающие различные аспекты общественных конфликтов, их развития и преодоления.«Общая цель для всех смежных наук - выявление и объяснение механизмов, управляющих общественными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуация» [1, с. 22]. Теоретические источники конфликтологии весьма многогранны. Но все же существуют основные грани: социология, политология, психология, экономика (подразумевается сфера управления). Впервые термин " концепция конфликта" в научную литературу введен Г. Зиммелем. Он подчеркивал постоянный характер конфликтов, рассматривал конфликт как одну из форм социализации, считая его психологически обусловленным явлением. В качестве источников конфликта Г. Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми так называемых инстинктов: инстинктов враждебности и инстинктов любви. Инстинкт враждебности соответственно усиливает остроту конфликта, а смягчает конфликт инстинкт любви. Эмоциональность усиливает конфликт. Конфликт - изменчивая переменная, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба. Борьба - наиболее беспорядочная битва сторон. Конкуренция - более упорядоченная взаимная борьба сторон, приводящая к взаимному согласию. Следующие понятия конфликта можно считать взаимодополняющими: 1. А. Хедоурн. «Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более 2. В. Щербина, С. Кравченко. «Конфликт - любые виды борьбы между 3. А.Князев. «Конфликт- это противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений, а также активное столкновение личностей». 4. А.Здравомыслов. «Конфликт - осознанная практическая деятельностьего участников по преодолению противоречий, позиций и целей». Выявив недостатки в приведенных определениях и установив общие положения, можно дать синтезированное определение конфликта. Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий. Основные понятия и определения конфликтологии.
Конфликтогены – слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта. Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Другими словами, инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников, т.е. — это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников. Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»: Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт. Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины " враждебность", " соперничество", " конкуренция", " кризис". Конкуренция - это особый тип противоборства, цель которого – получение выгоды, прибыли, либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм Соперничество - это борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых, престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт; а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства. Соревнование - более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества. Враждебность - это фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как и не в любом конфликте доминирует враждебность. Кризис - это состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям. Кризис - эторезультат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных нарушений механизма контроля в политике, экономике, культуре, взрыв массового недовольства, Кризис часто предшествует и сопровождает конфликты, но не каждый конфликт порождает кризис. Противоречие - объективное, не всегда осознаваемое, то есть внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но отличие конфликта от противоречия проявляется во внешней форме противоборствующего поведения по поводу какого-либо разногласия. Участник — спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации — это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации. Противник — это субъект (лицо, группа, организация, государство), который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исходной или непосредственно вашей Оппонент — это участник дискуссии, спора, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. Усиление конфликта — это процесс обострения противоречий и борьбы его участников. Затухание конфликта — это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта. Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие. Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть «рассогласование»: знаний, умений, личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических и других процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентации; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок. Однако важно знать не только те противоречия, которые порождают конфликты, но и различать типы и виды конфликтов.
Лекция 2.Типология конфликтов (2 часа)
|