![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Круг основных вопросов Ф
Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен знать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Кроме этих к числу важных философских вопросов относят: Конечен или бесконечен мир? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого сознания? Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить? Что есть человек и какового его место в универсуме? Есть ли направления в развитии Вселенной? Есть ли у Вселенной конец? Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем? Какова природа человеческого разума? Что есть добро и зло? Есть ли границы в познании? Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы. Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром. Группы проблем в Ф.: ? Онтологические (учение о бытии) ? Гносеология (учение о познании) ? Антропология (Учение о человеке) ? Аксиология (наука о ценностях) ? Праксиология (учение о практике) В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена. Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично- материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа. Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления - материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям. Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума. А также в XX веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм. ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма Одно и наиболее важное - это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические - т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога» Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга. Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания. Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания. На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2: 1) субстанциональная сторона - ставит вопрос об основе мира 2) познавательная сторона - вопрос о онтологии; 3) смыслосодержащая сторона - вопрос о смысле человеческой жизни 4) методологическая сторона - вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания. ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф. Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В XX в. Ф. часто обслуживала политические идеи, н-р, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России. Также к XX в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только:? Онтология? Гносеология? Праксиология? Аксиология? Философская антропология? Этика, эстетика? Философские вопросы естественных наук.
|