Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теологическая теория.
Взаимная любовь – склонность человека видеть в другом отражение себя. 36. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться " в тисках" информационно-техногенного общества. Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. l• гуманизм; l• человечность; l• честь; l• совесть; l• скромность; l• великодушие; l• справедливость; l• верность; l• иные качества.
l• чванливость; l• цинизм; l• грубость; l• тунеядство; l• трусость; l• нигилизм; l• иные негативные черты.
l• воля; l• решительность; l• мудрость; l• умение; l• установки; l• убеждения; l• патриотизм.
3.Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
l• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.; l• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; l• материальными - обеспечить достойный уровень жизни; l• социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.
l• личные (индивидуальные); l• групповые; l• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); l• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
l• государственные; l• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной
l• материальными и духовными; l• нормальными и ненормальными; l• долговременными и ближайшими; l• разрешенными и неразрешенными; l• общими и антагоническими.
Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм. l• поддерживают порядок, равновесие в обществе; l• подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты
l• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали
l• нормы морали; l• нормы группы, коллектива; l• специальные (профессиональные) нормы; l• нормы права.
l• устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами; l• имеют общеобязательный характер; l• формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме); l• регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще); l• подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим). 5.Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.
6.Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.
l• пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам. l• активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;
l• авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива); l• групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе); l• общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и " плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
l• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы; l• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе; l• игнорирование общественных норм и активное стремление " найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах; l• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры — Ленин и другие). 7.Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.
l• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт); l• развить общественно ценные качества личности; l• стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества; l• научить человека взаимодействию с другими людьми; l• научить человека труду. 37.Культура и цивилизация. Многие употребляют эти термины как синонимы. Сегодня преобладает точка зрения, что культура старше цивилизации. Цивилизация возникла в ходе эволюции, когда был совершен переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство). Наиболее важными признаками цивилизации принято считать: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов, различного рода технологий, с помощью которых общество устанавливает отношения с природой. Бытует и такой взгляд: цивилизация – это материальная культура, а собственно культура – это преимущественно духовные и нравственные начала. С этих позиций утверждается, что в современном обществе цивилизация все больше преобладает над культурой. 1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. 2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло. 3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества? понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества? понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.
|