Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Андрагогика- искусство и наука обучения взрослых.






Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом[1].

В последние десятилетия внимание к андрагогике постоянно повышается в связи с повышением в обществе как потребности, так и возможности многократного (постоянного) повышения квалификации, переобучения или даже смены профессии для трудящихся граждан, а также возможностей и потребностей обучения и переобучения взрослых в связи с возросшими культурными запросами, осознанием потребности в посильном обучении и познании нового как составляющей здорового образа жизни и т.д., в связи с чем открываются курсы и даже факультеты по обучению не только взрослых работающих граждан, но и пенсионеров.

  1. Предмет андрагогики как современного научного направления.

Андрагогика - это гуманитарная область знания. В ее пространстве осуществляется синтез идей и положений из области не только человекознания, но и обществознания, философии образования, культурологии, других дисциплин. Логика процесса требует выработки теоретических оснований отбора необходимых сведений применительно к обучению различных категорий и групп взрослого населения. Объединяющей доминантой служит проблематика участников образовательных процессов, характеризующихся состоянием взрослости. [1]

Таким образом, андрагогика являет собой яркий пример выражения общих тенденций развития современного научного знания. С одной стороны, это интеграция информации вокруг ключевых проблем, с другой - ее специализация и дифференциация. В силу этого андрагогика органически может входить составной частью и в теорию педагогики, и в теорию образования взрослых, в систему человекознания, оставаясь вполне самостоятельной областью знания.

В результате проведенных исследований можно сделать вывод о том, что в последние годы выделилось особое направление - теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения. Основа андрагогики - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.

Перечислим особенности взрослых учащихся:

- потребность в обосновании (смысле);

- потребность в самостоятельности;

- жизненный опыт;

- назревшая необходимость;

Андрагогика раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования.

  1. Основные андрагогические принципы, которые составляют теоретические и методологические основы обучения взрослых людей.

Основные андрагогические принципы, которые составляют теоретические и методологические основы обучения взрослых людей: – принцип систематичности обучения, предусматривающий соблюдение соответствующих целей, содержания, методов, способов, форм, средств обучения и оценивания его результатов; – принцип опоры на опыт обучающегося, используемого в качестве одного из источников их обучения; – принцип развития образовательных потребностей, согласно которому процесс обучения строится в целях формирования у обучаемых новых образовательных потребностей, которые конкретизируются не только после, но и в процессе достижения определенной цели обучения; – принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретенных обучаемым знаний, умений и компетенций; – принцип индивидуализации обучения, предусматривающий использование индивидуальных образовательных программ, учитывающих конкретные потребности и цели обучения, опыт и исходный уровень подготовки обучаемых, их когнитивные и психофизиологические особенности; – принцип эклектичности обучения, означающий предоставление обучающимся определенной свободы выбора целей, содержания, методов, форм и средств обучения, сроков, времени и места обучения, самоооценивания его результатов; – принцип совместной деятельности, предусматривающий совместную учебную деятельность обучающегося с обучающим- преподавателем, а также с другими обучающимися – коллегами по группе; – принцип контекстного обучения, предусматривающий соответствие профиля содержания и осваиваемых студентами образовательных программ предметным областям их производственной деятельности, потребностям их личностного саморазвития и профессионального становления, успешного выполнения их социальных ролей.

 

  1. Понятие «взрослый человек». Отечественные и зарубежные периодизации развития взрослого человека.

По настоящему взрослого человека отличает несколько факторов: - желание человека быть взрослым. По настоящему взрослый, зрелый человек, добровольно берет на себя ответственность. - умение быть взрослым. зрелость человека определяется уровнем его жизненного опыта, его навыков и умений и развития личности. - личностная свобода. внтуренне зрелый человек умеет переключать свое поведение, не зацикливаясь на серъезном и неинтересном образе жизни. Он умеет менять социальные роли и это никак не мешает принятию важных решений. Существует также черты характера, балгодаря которым зрелость человека становится более полной: - Ответственность в поведении, самостоятельность взятия на себя ответственности за других, уместная требовательность, умение контролировать свои эмоции, желания. - Грамотное отношение к проблемам, к различным жизненным ситуациям, объективное виденье проблемы. - позитивное мышление без отрыва от релаьности, адекватная реакция на критику, отсутствие фобий.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал