Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские идеи Н.А. Бердяева.






В своей сущности философия, по мнению Н. А. Бердяева, должна быть выражением духовного мистического опыта. Свою философскую позицию Н. А. Бердяев определял по-разному — «философия свободы», «философия духа» и др. Однако наиболее отвечающим существу дела является определение, встречающееся у него достаточно часто, — мистический гнозиc. В этом определении заключена основная идея «методологии» Н. А. Бердяева — истины, о которых он говорит, получены опытным путем, путем собственного внутреннего опыта.

В свое время В. А. Кувыкин отмечал важность установки сознания или духа для философии Н. А. Бердяева.

В самом общем смысле под установкой сознания понимается ориентация человека в мире. Она представляет собой обращенность человеческого духа, свободы в человеке к истории, бытию, Богу, к самому себе и является состоянием «экзистирующего я». Она образует и выражает жизненную позицию субъекта, поэтому в ее характеристику входят категории и гносеологии, и этики, и религии. Однако у Н. А. Бердяева речь идет не об ориентации человека в мире перед лицом объективной реальности.. У Н. А. Бердяева, наоборот, объективный мир «есть результат известного состояния субъекта, при котором происходит экстериоризация и отчуждение. Объект зависит, прежде всего, от воли субъекта». Это положение является в сущности центральным в бердяевской методологии и гносеологии. Н. А. Бердяев настойчиво акцентирует внимание на том, что не объект определяет сознание экзистенциального «я», а именно через полагание человеческого духа является само бытие, его смысл и истинность.

Отсюда становится понятным постоянное подчеркивание Н. А. Бердяевым своего философского пути как пути «свободного философствования». Мистический гнозиc как опыт свободы является таковым потому, что являет собою не умозрительную спекулятивную конструкцию, построение которой должно идти по определенным, заданным логико-теоретическим схемам.

Философия как мистический гнозиc свободна (конечно, с позиции философа, ее исповедывающего) в том смысле, что она выражает те «неоткрытые миры впечатлительности», которые являются достоянием собственного субъективного мира философа, страданий и трагических коллизий его собственного духа—свободным в принципе выражением собственных мистических прозрений и откровений. Как философ-пророк Н. А. Бердяев старается раскрыть и понять, прежде всего, смысл истории, индивидуальной человеческой судьбы.

Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как “восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории” (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые “горизонты мысли”. Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа. Приверженность “философии органического духа” позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать “Божью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.

Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал