![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные экономические системы
Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности субъекты экономических отношений. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех потребностей. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Главными экономическими целями современного общества являются: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность. Фундаментальные вопросы экономики: Что, Как и для Кого производить, с целью достижения вышеперечисленных целей, по разному решаются в различных экономических системах. Для выделения этих систем используют два основных критерия: 1. форма собственности на средства производства (Средства и предметы труда); 2. способ координации и управления экономической деятельностью; С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командно-административной (централизованной) и рыночной экономики. 5. Рынок: понятие, функции. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели. рынок – это особая, исторически сложившаяся, форма организации экономических взаимосвязей между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров по поводу обмена этими товарами путем купли-продажи. Функции: · информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых его участникам. Данная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка; · регулирующая. Рынок регулирует общественное производство, так как показывает, что выгодно производить, как производить и для кого нужно производить (кто сможет купить); · стимулирующая. Рынок побуждает к освоению достижений научно-технического прогресса, что ведет к снижению затрат на производство, повышению качества и расширению ассортимента производимой продукции; · посредническая. Рынок дает возможность покупателю выбрать оптимального продавца, а продавцу – наиболее подходящего покупателя; · ценообразующая. В результате взаимодействия товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции, рынок устанавливает цены на товары и услуги; · санирующая (оздоровительная). Рынок «очищает» общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и поощряет развитие эффективных и перспективных; · дифференцирующая. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, то есть обогащает одних и разоряет других; Модели Правительство любой страны строит свою экономическую политику на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий и национальных особенностей. · В связи с эти выделяют две основные модели современной регулируемой рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную. Для либеральной характерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики. При этом следует отметить, что экономики стран, функционирующих в рамках данной модели, являются высоко монополизированными, а крупные национальные компании, как правило, выступают в роли международных монополий или транснациональных корпораций. Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принципа свободной рыночной игры, в ее рамках активно поощряется предпринимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспеченных слоев населения достигается за счет устойчивого экономического роста. Социальная политика в данной модели строится на том, что каждый трудоспособный член общества должен сам зарабатывать на себя, на свою семью и на свою старость. Яркими примерами либерального типа рыночной экономики являются модели национальных экономик США и Японии · Японскую модель характеризуют, кроме сильного рыночного начала, такие главные особенности, как опора на национальные приоритеты, преобладание общенациональных интересов над личными, высокий уровень профессионализма, дисциплинированности и экономической ответственности, активное государственное программирование. · Социально ориентированнуюмодель рыночной экономики отличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка. Ее типичными примерами могут служить модели национальных экономик Германии и Швеции. · Германская модель - это модель социально-рыночного хозяйства, отличающаяся активной экономической деятельностью государства, направленной, в первую очередь, на решение социальных проблем. В этой модели государство не устанавливает экономической цели, а создает надежные социально-правовые рамочные условия для реализации экономической инициативы. При этом важнейшей задачей государства является обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. · Шведская модель (модель «скандинавского социализма») отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила также название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование и социальное страхование) – на государство. · В то же время модель, осуществляемая в нашей стране, вбирая в себя основополагающие черты типичного социального рыночного хозяйства, имеет и свои особенности. Так, в ней в связи с остро переживаемыми последствиями чернобыльской катастрофы и с учетом глобальной экологической проблемы будет учитываться еще одна составляющая – экологическая ответственность. Вследствие этого формула белорусской национальной экономической модели выглядит следующим образом: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная экономика. · Источником благосостояния нации в белорусской модели является честный созидательный труд как в государственном, так и в частном секторе экономики. Это наиболее верный путь, основанный на историческом опыте белорусского народа и его менталитете Дмитрий Антонович (экзамен) 6. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. График функции спроса. Виды эластичности спроса. Факторы эластичности спроса. Эффект Гиффена. Спрос – желание и способность людей покупать товар, спрос таким образом отражает потребность покупателей в приобретении товаров и услуг в определённом количестве, а также возможность оплатить покупку по приемлемым ценам. Величина спроса –количество товара, которое покупатели желают приобрести по данной цене за определённый период времени. Закон спроса: При прочих неизменных факторах величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Однако закон спроса имеет свои нюансы существует исключение которые проявляются в эффекте СНОБА и эффекте Гиффена На величину спроса влияет ряд неценовых факторов -доходы потребителей -число потребителей на рынке -вкусы и предпочтения потребителей -ожидание потребителей относительно будущих цен и доходов -стоимость взазаменяемых и взаимодополняемых товаров Взаимозаменяемые товары – субституты. Если на один из таких товаров цены увеличиваются, то спрос на второй товар увеличивается Взаимодополняемые товары – товары способные принести максимальную пользу только при совместном потреблении Влияние неценовых факторов на состояние спроса приводит к смещению самой кривой спроса в сторону увеличения или уменьшения Кривая спроса выражает эффективную цену покупателю т.е. максимальную которую он готов уплатить при покупке данного товара. Если рыночная цена окажется выше, то часть потребителя уйдёт с рынка, что приведёт к потере продавцов Предложение –желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке Предложение характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов товара Величина предложения – количество товара, которое продавцы желают продать по данной цене за некоторый период времени как и объём спроса, величина предложения зависит от цены Закон предложения: С повышением цены при неизменности прочих факторов возрастает величина предложения, со снижением цены сокращается и предложение Сдвиг кривой предложения показывает изменения количество товара, которое производители желают продать в результате изменения неценового фактора: 1.цены на ресурсы 2.технология производства 3.цены на другие товары 4.ожидание производителей по поводу изменения цен 5.налоги и дотации 6.количество продавцов на рынке
|