![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАЙД АЛЬ-ХАЙР
Истинно, в тебе есть два качества любезных Аллаху и Его Посланнику: выдержка и благоразумие.
Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Люди подобны металлам: лучшие из них в джахилийи (невежестве) являются лучшими в Исламе.
Вот вам, к примеру, два образа одного из известнейших сподвижников Посланника Аллаха. Один образ сформировался в период джахилийи, а другой — во времена Ислама.
В доисламскую эпоху люди называли этого сподвижника Зайд аль-Хайль, а после того, как он принял исламскую веру, Посланник Аллаха стал называть его Зайд аль-Хайр.
О первоначальном образе этого человека рассказывается во многих книгах. Аш-Шайбани, например, приводит рассказ одного шейха из племени Бану Амир: ― Как-то у нас выдался необычайно засушливый год, когда погибли все злаки и
травы. Один человек из нашего рода отправился вместе со своими детьми в город аль-Хира, который находился в Ираке, между Надждом и Куфой. Добравшись до этого города, человек оставил там своѐ семейство, сказав им: — Ждите меня здесь, пока я не вернусь к вам.
Затем этот человек поклялся, что либо раздобудет денег для детей, либо умрѐ т. Захватив с собой немного пищи, человек держал свой путь, пока не наступила ночь.
Перед собой он увидел палатку, рядом с которой находился стреноженный жеребѐ нок. Человек сказал: ― Вот и первая добыча‖. Подойдя к жеребѐ нку, он начал распутывать верѐ вки, намереваясь отправиться дальше на нѐ м верхом. Однако тут раздался голос, обращѐ нный к нему: ― Оставь в покое жеребѐ нка и добывай себе добычу сам‖. Человек оставил жеребѐ нка и отправился дальше.
Он продолжал свой путь в течение семи дней, пока не набрѐ л на загон для верблюдов, рядом с которым находилась огромная палатка с кожаным верхом, что являлось свидетельством достатка и благополучия. Человек сказал себе:
— Непременно в этом загоне должны быть верблюды, а в палатке — еѐ обитатели. Заглянув в палатку, — а солнце уже клонилось к закату, — человек увидел в центре
еѐ древнего старца. Незаметно для старика человек сел сзади него.
Вскоре солнце полностью закатилось, и появился огромный и могучий всадник небывалого роста на необычайно большом коне. Рядом с всадником шли два раба справа и слева от него.
Всадник вѐ л за собой стадо верблюдов, состоящее примерно из ста голов во главе с крупным верблюдом. Вожак стада опустился на землю, а верблюдицы расположились вокруг него.
Тут всадник приказал одному из своих рабов:
— Подои эту верблюдицу, — и он указал на упитанное животное, — и напои старика молоком.
Раб надоил полный сосуд молока, поставил его перед стариком и удалился. Старик отпил пару глотков и отставил сосуд‖.
Человек рассказывал дальше:
― Потихоньку подкравшись, я взял сосуд и осушил его. Затем появился раб и, взяв сосуд, воскликнул:
— О мой повелитель! Он выпил всѐ молоко.
Обрадованный всадник воскликнул, указав на другую верблюдицу: — А теперь подои еѐ, и поставь молоко перед стариком. Раб выполнил приказание, и старик, сделав один глоток, отставил сосуд. Я взял его и отпил половину, чтобы не вызвать подозрений у всадника.
После этого всадник повелел второму рабу заколоть барашка. Когда это было исполнено, всадник сам пожарил на углях мясо и из собственных рук накормил старика, пока он не насытился, а затем поел сам вместе с рабами.
После этого все начали укладываться спать и вскоре уснули глубоким сном. Подкравшись к вожаку стада, я распутал его и, вспрыгнув на него, поскакал вперѐ д.
Всѐ стадо последовало за вожаком. Не останавливаясь, я был в пути всю ночь. Когда рассвело, я осмотрелся, но нигде не увидел преследователей. После этого я продолжил путь до полудня. Оглядевшись вокруг, я заметил вдали большую птицу, похожую на орла. Когда она приблизилась, я разглядел всадника на коне. Вскоре я узнал вчерашнего человека, который примчался за своими верблюдами. Тогда я стреножил верблюда-вожака, достал из колчана стрелу и положил еѐ на лук. Сам же я встал впереди верблюда.
Остановившись в отдалении, всадник крикнул мне: — Распутай вожака!
— Никогда! В Хире я оставил своѐ голодное семейство, женщин и детей, поклявшись, что вернусь к ним с деньгами или умру.
Всадник крикнул: — Можешь считать себя мѐ ртвым! Распутай вожака, ты, безотцовщина! — Этого никогда не будет! — ответил я. — Горе тебе! — крикнул всадник. — Несчастный выскочка! Затем он сказал:
— Повесь-ка верблюжью верѐ вку! В какой узел ты хочешь, чтобы попала моя стрела?
На верѐ вке было три узла, и я показал ему средний узел, и выпущенная стрела вонзилась прямо в него, как будто он воткнул еѐ туда собственной рукой. Затем он также точно попал во второй и третий узлы. После этого я положил свою стрелу обратно в колчан и приготовился сдаться. Подойдя ко мне, всадник отобрал у меня меч и лук, а затем приказал:
— Садись сзади меня! Когда я сел сзади него, он спросил меня: — Как ты полагаешь, что я сделаю с тобой? — У меня самые дурные предчувствия, — ответил я. — Отчего же?! — спросил всадник.
— Я же совершил зло в отношении тебя и нанѐ с тебе ущерб. Но Аллах даровал тебе победу надо мной.
Он спросил:
— Неужели ты полагаешь, что я причиню тебе зло после того, как ты пил и ел в компании с моим отцом Мухалхалом прошлой ночью?!
Услышав имя Мухалхала, я спросил: — Так ты Зайд аль-Хайль? — Да, — ответил всадник. — Будь же моим добрым пленителем! — воскликнул я.
— Тебе не грозит ничего дурного, — ответил он и поскакал со мной к себе на стоянку. По дороге он сказал:
— Клянусь Аллахом, если бы эти верблюды были мои, то я отдал бы их тебе. Но дело в том, что они принадлежат одной из моих сестѐ р. Поживи некоторое время у нас. Скоро мне предстоит поход, где я получу богатую добычу.
Буквально через три дня он совершил поход против Бану Нумайр и захватил около ста верблюдиц, которых подарил мне. Потом он даже послал со мной своих людей для охраны во время пути в аль-Хиру. * * * Таков был образ Зайда аль-Хайля во времена джахилийи. О его же образе в исламскую эпоху также рассказывают многие книги.
В них говорится:
― Когда вести о Пророке достигли слуха Зайда аль-Хайля, он внимательно ознакомился с некоторыми призывами из того, к чему призывал Посланник. После этого он собрался в путь, пригласив с собой в Йасриб главных вождей своего племени, чтобы там лично встретиться с Пророком. Вместе с Зайдом отправилась большая делегация, в состав которой входили Зурр ибн Садус, Малик ибн Джубайр, Амир ибн Джувайн и многие другие старейшины. Прибыв в Медину, они направились в мечеть Пророка, где привязали своих скакунов.
Случайно получилось так, что когда они вошли в мечеть, Посланник Аллаха читал свою проповедь мусульманам с минбара. Их потрясли слова Пророка, поразила привязанность мусульман к нему и их глубокое внимание к тому, что он говорил.
Заметив их, Посланник сказал, обращаясь к мусульманам: ― Я для вас лучше, чем аль-Узза и всѐ то, чему вы поклоняетесь... Я для вас лучше, чем чѐ рный верблюд, которого вы обожествляете вместо Аллаха‖.
* * *
Речь Посланника Аллаха произвела на Зайда аль-Хайля и его спутников разное впечатление. Некоторые ответили на зов истины и приняли еѐ. Некоторые же отказались принять еѐ и проявили заносчивость. Таким образом, часть людей должна была попасть в Рай, а часть — в Ад.
Что касается Зурра ибн Садуса, то стоило ему услышать блестящую речь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заставившую учащѐ нно биться сердца верующих и приковавшие их внимание, как в его сердце проникла зависть, и страх обуял его. Он сказал тем, кто был рядом с ним:
— Поистине, я вижу человека, покорившего арабов, но, клянусь Аллахом, ему не удастся покорить меня.
Затем он отправился в аш-Шам, где обрил голову и принял христианскую веру. С Зайдом и другими дело обстояло иначе: едва Посланник Аллаха закончил свою
проповедь, как Зайд аль-Хайль встал среди мусульман, а он был самым могучим, представительным и высоким человеком; даже когда он садился на коня, его ноги доставали до земли, как будто это был не конь, а ишак... Так вот, встав среди людей во весь свой богатырский рост, он произнѐ с своим зычным голосом: ― О Мухаммад, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты — Посланник Аллаха‖. Подойдя к нему, Посланник Аллаха спросил:
— Кто ты? — Я Зайд аль-Хайль, сын Мухалхала, — ответил Зайд. Посланник Аллаха сказал ему:
— Ты Зайд аль-Хайр, а не Зайд аль-Хайль21. Хвала Аллаху, Который прислал тебя с твоих равнин и гор, раскрыв твоѐ сердце перед Исламом.
С того времени все стали звать Зайда Зайдом аль-Хайром...
После этого Посланник Аллаха привѐ л Зайда к себе домой. Вместе с Пророком был Умар ибн аль-Хаттаб и группа близких сподвижников. Когда они вошли в дом, Посланник Аллаха предложил подушку Зайду. Однако он счѐ л недостойным сидеть на подушке в присутствии Пророка, и он отодвинул еѐ. Посланник Аллаха трижды предлагал Зайду подушку, но тот всякий раз отказывался.
Когда собрание началось, Посланник Аллаха сказал Зайду аль-Хайру:
— О Зайд, ты единственный человек, про которого мне говорили до встречи тобой, и это описание полностью совпадает с тем, что есть на самом деле.
Далее он продолжил:
21 ― Хайр‖ — по-арабски ― хороший‖, ― добрый‖, ― превосходный‖, а ― хайль‖ — лошадь. — О Зайд, истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его Посланнику. Зайд спросил:
— Какие же это качества, о Посланник Аллаха? — Выдержка и доброта, — ответил Пророк. Зайд воскликнул:
— Хвала Аллаху, Который сделал меня угодным Ему и Его Посланнику! Обратившись к Пророку, он сказал:
— Дай мне, о Посланник Аллаха, триста всадников, и я обещаю тебе совершить успешный поход против византийцев и крепко наказать их.
Посланник Аллаха ещѐ больше укрепил его энтузиазм, когда сказал: —Ты хороший человек, Зайд! Ты настоящий мужчина! Вместе с Зайдом Ислам приняли все его соплеменники, которые были с ним. Когда Зайд собрался вернуться домой со своими спутниками, Пророк, провожая его в Наджд, воскликнул:
— Какой же это замечательный человек! Как же он будет важен для нас, если убережѐ тся от лихорадки!
В то время как раз в Медине свирепствовала эпидемия лихорадки. Болезнь настигла Зайда аль-Хайра, едва он покинул Медину. Он сказал своим спутникам: ― Во времени джахилийи мы совершили много глупостей, но теперь, клянусь Аллахом, я не подниму руки против мусульманина до самой встречи со Всемогущим Аллахом‖.
* * *
Зайд аль-Хайр продолжал держать свой путь к своим родным в Наджд, несмотря на то, что его болезнь час от часу усиливалась. Ему очень хотелось вернуться в своѐ племя, чтобы Аллах ниспослал им Ислам его руками.
Он стремился опередить свою кончину, а смерть стремилась опередить его. Смерть оказалась быстрее, и Зайд скончался, будучи в пути недалеко от родины. После принятия Ислама и до самой смерти он не совершил ни одного греха.
|