Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектика бытия.
Понятие " диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие " диалектика" ввел в философию Сократ. Для него диалектика означала искусство вести спор для достижения истины. Современное представление о диалектике идет от Гегеля. Под диалектикой понимается: - учение о всеобщих связях бытия, наиболее общих закономерностях развития, -теория, метод и методология научного познания. Уже в античной философии формируется представление о космосе, как бытие, в котором происходят постоянные изменения, в котором все взаимосвязано. Космос мыслился как единое целое и как единство противоположностей. Наиболее ярко идея всеобщего постоянного движения выражена у Гераклита, который был убежден, что в мироздании нет ничего неизменного. Он учил, " что все течет", " в одну и ту же реку нельзя войти дважды". Ничто в мире не повторяется, все преходяще. Диалектика в развитом виде достаточно позднее достижение человеческой мысли. Она возникла в Новое время в немецкой классической философии как целостная концепция, универсальная теория и метод познания. Вершиной немецкой классической философии стала философия Гегеля. Его величайшей заслугой было то, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. Гегель создал понятийный аппарат диалектики - систему категорий, отражающих не только сущность бытия, но и его взаимосвязи. Он сформулировал и всеобщие законы диалектики, присущие природе, обществу, познанию. Диалектика стала наукой о всеобщих универсальных связях и закономерностях бытия. С точки зрения современной диалектики, объективная реальность выступает как совокупность многочисленных объектов, находящихся в разнообразных связях и отношениях друг с другом. В мире нет ничего стоящего особняком. С вязь — это зависимость одного явления, предмета от другого. Противоположностью связи является изолированность (независимость, разделенность) -относительная независимость одного предмета, явления от другого. Если связь абсолютна и постоянна, то изолированность относительна и временна. Среди объективных связей бытия наиболее распространенными и значимыми выступают причинно-следственные связи. Причина - это действие или явление, порождающее, влекущее за собой другое действие или явление. Следствие - это действие или явление, порожденное другим действием или явлением. Цепь причинно-следственных связей не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию. Определяющей характеристикой причинно-следственных связей является необходимость. Противоположностью необходимости выступает случайность. Необходимость - философская категория, выражающая закономерные связи, отношения, обусловленные существенными причинами. Это то, что в данных условиях должно произойти. Случайность — это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе. Случайность - философская категория, выражающая незакономерные связи, отношения, обусловленные несущественными причинами. Абсолютизация необходимости порождает фатализм (все предопределено роком, судьбой, чему быть, того не миновать). А абсолютизация случайности порождает волюнтаризм (убежденность в безграничных возможностях, способности преодолеть все преграды). Подобно тому, что в мире все взаимосвязано, важнейшей характеристикой бытия является системность, преобладание упорядоченности над хаосом, организованности над неорганизованностью. Система — это совокупность элементов, вязанных друг с другом определенным образом и выступающих как единое целое. Элемент — это минимальная единица системы, неделимый в рамках данной системы компонент. Совокупность этих связей называется структурой. Каждая система обладает сущностью. Сущность - совокупность важнейших, необходимых, фундаментальных свойств предмета, определяющих все другие свойств. Явление есть внешнее обнаружение сущности через отношения с другими объектами. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Всякая сущность является, всякое явление существенно. Явление лежит на поверхности, тогда как сущность глубоко скрыта. Сущность есть закономерное, внутреннее, общее. Явление несет элемент случайности, единичности. Когда человек воспринимает мир, он, как правило, приходит к выводу о его многообразии. Природа не терпит штампов. Она неистощима в творчестве индивидуального. Однако, в этой уникальности, неповторимости есть закономерность, общность. Таким образом, еще одну сторону бытия характеризуют категории общее и единичное. Общее — то, что делает предметы похожими, тождественными. Это единое во многом. Единичное — это то, что делает предметы различными. Общее не существует вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Особенное есть всегда качественно определенное, конкретное бытие. Мера сочетания общего и единичного в особенном " распределяется" между двух крайностей: типичность и уникальность. В зависимости от конкретной ситуации любая из них может оказаться предпочтительнее (одинаковость кирпичей для постройки дома - уникальность произведения искусства). Диалектическое противоречие — это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, которые предполагают друг друга и существуют лишь во взаимной связи, в единстве Единство и борьба противоположностей является источником движения, развития, вскрывает их причины. Отсюда неизбежен вопрос, чем отличается развитие от движения? Если движение есть любое изменение вообще, то развитие - это направленное, необратимое, закономерное изменение. Направленность означает, что все изменения качественно однородны и связаны с определенной линией движения. Необратимость значит невозможность повторения пройденного. Главными линиями в развитии являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие. Механизм движения объясняют количественно-качественные изменения. Качество — это целостная характеристика существенных свойств объекта, позволяющая предмету быть самим собой. Теряя свое качество, объект перестает существовать. Количество — это совокупность свойств, указывающих на величину, объем, степень проявления качества. Единство качества и количества отражает категория мера. Мера — это зона, в пределах которой данное качество сохраняется, хотя происходят количественные изменения. Например, есливодунагревать, она остается водой, хотя горячейили даже оченьгорячей, т.е. некоторые ее свойстваизменились. Но нот наступила критическая точкакипения: бешено" суетящиеся" молекулыводыначалигустым потоком выскакиватьна поверхность в виде пара. Переход от старого качества к новомусвязан со скачком, перерывом постепенности в развитии. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, уничтожение старого и рождение нового. При всем многообразии скачков (поскольку многообразно бытие) обращает на себя внимание один принципиальный момент: при смене одного качества на другое старое может быть либо полностью отвергнуто, либо частично сохранено. По словам Гегеля, мы имеем дело с отрицанием. При диалектическом отрицании сохраняется связь нового со старым. Благодаря этому развитие может идти более успешно. Особенно важно сохранение такой преемственности в обществе. Значит, ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, ролью в создании нового. 24. Общественная природа сознания. Информационное взаимодействие возникает у живых организмов, способных к самосохранению и самовоспроизводству, психика - у животных, которые способны осуществлять ориентировочную деятельность во внешнем мире и активно решать возникающие в связи с этим задачи. Осуществляя практически-преобразовательную деятельность, человек создает свое " неорганическое тело", " вторую природу", орудия и средства производства, специфически человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру. Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности. Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной деятельности людей, постольку закрепляющие их формы сознания также всегда носят социальный характер, возникают как своеобразные " коллективные представления". Эти " коллективные представления" (термин французского социолога и философа Э. Дюркгейма) должны быть освоены отдельными индивидами в процессе их воспитания, приобщения к достигнутому их обществом типу и уровню культуры. Во-первых, сознание предполагает наличие " коллективных представлений", фиксирующих накопленный опыт культуры и образующих содержание таких социокультурных систем, как мировоззрение, идеология, мораль, наука, искусство, которые обычно и именуются системами общественного сознания. Во-вторых, содержание " коллективных представлений" этих систем должно быть сделано достоянием внутреннего мира реальных конкретных людей, и стать субъективной реальностью их мироотношения. Эта двухуровневость, двуслойность сознания, обусловливаемая опосредствованным отношением людей как к внешнему миру, - природному и социальному, - так и к своему внутреннему ментальному миру, включенностью людей в культуру, составляет характерную специфику мироотношения человека, которая отличает его от животного. Без заданности " коллективных представлений", входящих в состав социокультурных систем, невозможно развитие сознания на индивидуальном уровне, а без выхода на уровень реального мироотношения конкретных людей невозможна передача и творческое развитие аккумулируемого в нормах сознания социокультурного опыта. При этом надо иметь в виду, что, хотя, как отмечалось выше, с термином " общественное сознание" зачастую связывают только социокультурные системы типа мировоззрения, идеологии, морали, науки, сознание, как оно существует на индивидуальном уровне, также имеет общественную природу, поскольку, во-первых, оно задается социокультурным опытом, а во-вторых, что не менее важно, само освоение этого опыта, фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их кооперацию. Закрепление, фиксация в сознании плана совместной деятельности, ее целостности являются необходимым условием устойчивого воспроизводства выработанных способов совместной деятельности. Без их закрепления в виде определенных представлений, норм и установок сознания, регулирующих, программирующих отношение общественно развитого человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе, оказывается невозможной совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание выступает, таким образом, как условие программирования специфически человеческой коллективной совместной деятельности по созиданию и развитию форм культуры. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы, " матрицы" воспроизводства накопленного человечеством опыта. Сознание в этом смысле не является некой внешней " надстройкой" над реальным мироотношением людей, оно встроено в это мироотношение, является необходимым фактором его осуществления. Всякое реальное поведение людей, носящее характер некоторого акта культуры, предполагает проработку этого акта в сознании, превращающую содержание данного поведенческого акта в норму культуры. Так, скажем, практика запрета брачных отношений внутри родовых коллективов в первобытных обществах (так называемая экзогамия) получает свою проработку и закрепление в виде представлений о происхождении всех членов рода от одного мифического тотемного предка. Таким образом, сознательное программирование человеческой жизнедеятельности предполагает, что к проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и т.п. Человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к ней и тем самым выделять себя как субъекта такого отношения, осознавать себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы регуляции отношений к действительности. Эта возможность подойти к ситуации " извне" и включить ее в более широкий контекст рассмотрения является основой сознания как специфического типа освоения действительности. На основе и в процессе этого взаимодействия человек преодолевает биологическую непосредственность отношения к природе, биологическую слитность с " экологической нишей" и опосредствует отношение к заданной действительности созданным им миром культуры. Отсюда и характерное для всех видов сознания - теоретического, художественного, нравственного и т.д. - своеобразное удвоение отражения: фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Программируя целенаправленное активное отношение человека к миру, мобилизуя его на преобразующее реальное действие, сознание охватывает всю полноту сущностных сил человека, оно стимулирует все его возможности, настраивая и перестраивая его психику. Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память). Работа же с этими нормами сознания и в этих нормах, задаваемых социумом и его культурой, соответствующим образом формирует индивидуальную психику, развивает высшие психические функции, специфичные именно для человека, - мышление, память, волю, эмоции. Как показывают исследования по психологии, по истории культуры, формирование воли в качестве индивидуальной психической способности к самоуправлению по своему происхождению связано с воспитанием способности руководствоваться общественно выработанными нормами сознательного поведения. Вписывая свое поведение в систему общения и совместной деятельности с другими людьми, руководствуясь существующими здесь коллективными нормами, человек развивает в себе способность управлять и регулировать свое поведение уже самостоятельно, независимо от какого-либо непосредственного внешнего воздействия. Рациональное мышление как форма психической деятельности также появляется в виде способности смотреть на мир " глазами общества", через призму выработанных им абстракций и понятий. Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость, стыд и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов общественного сознания в процессе развития культуры человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден в своем сознании так или иначе вписывать себя в мир, прорабатывать свое отношение к нему, что является основой развития самосознания. Каждый человек формирует и развивает свой неповторимый " образ мира" - понятие, введенное видным отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Современные психологи подчеркивают, что " образ мира" возникает как целостное интегральное личностное образование, задающее мировосприятие индивида. Этот " образ мира" функционально и генетически первичен по отношению к любому конкретному образу или чувственному восприятию. Любая информация, получаемая человеком, в том числе и восприятие социокультурных норм, аккумулируемых в общественном сознании, преломляется через индивидуальный " образ мира", осваивается как компонента этого целостного интегрального образования. Именно активность и вариабельность индивидуального мировосприятия в самом широком смысле этого выражения, включая и особенности индивидуальной памяти, и работу воображения, и ценностно-смысловые предпочтения и установки, и оттенки эмоционального отношения к миру, создают специфические предпосылки освоения социокультурного опыта сознания, что в конечном счете и открывает возможности индивидуального творчества в культуре, а также развития сознания благодаря этому индивидуальному творчеству. Выступая в качестве компоненты индивидуальной психики человека, сознание оказывается связанным прежде всего с возможностями контроля и управления личностью своим поведением, способностями самоотчета, артикуляции идеального плана и предпосылок своей деятельности, превращения тем самым своего отношения к миру, в том числе и к своему собственному внутреннему миру, в предмет работы рефлексии. Связывая понятие сознания с этими способностями самоконтроля и рефлексии, следует выделять в индивидуальной психике уровни сознательного (осознаваемого и осознанного), неосознаваемого и бессознательного. Различие между двумя последними уровнями обычно проводят по степени скрытости психического содержания, сложности его выявления. Неосознаваемое может достаточно легко стать осознанным при специальной установке на его выявление. Бессознательное же представляет собой нечто в принципе скрытое от сознания, выявлению чего психика активно сопротивляется; их примером выступают фобии и комплексы, выявление и устранение которых требует специальной психотерапевтической техники. Сознательное в нашей психике, связанное с возможностями рефлексивного самоконтроля, критического отношения к своему поведению и возможностями управления им, находится в достаточно сложных и напряженных, а нередко драматических взаимоотношениях с теми элементами и слоями сознания, которые с трудом поддаются, а нередко и активно сопротивляются его критико-рефлексивным установкам. Но именно способность управлять собственным поведением, органически связанная со способностью прорываться на новые уровни бытия, является непреходящим достижением человека, непреложной ценностью его культуры, что позволяет рассматривать сознание как высшую способность человеческого духа, как космический фактор. Сознание и язык. Содержание сознания, вырабатываемое в процессе совместной деятельности людей и выражающее их социокультурный опыт, должно быть проявлено, воплощено в объективированной предметно-вещественной форме, существующей независимо от отдельных индивидов. Наряду с кодированием, воплощением содержания сознания в соответствующих нейродинамических структурах индивидуальной психики информация о социокультурном опыте, передаваемая, транслируемая от поколения к поколению, должна быть задана людям в виде реальности, " грубо, зримо" представленной их личностному восприятию. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано прежде всего с возникновением и развитием разговорного языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социокультурной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Отдельные знаки входят в некоторые знаковые (или семиотические) системы, подчиняющиеся определенным правилам построения и развития. Таковы знаковые системы естественного (разговорного или письменного) языка, искусственных языков науки, знаковые системы в искусстве, мифологии, религии. Говоря о знаке, надо, таким образом, четко различать его информационно-смысловой аспект, воплощенную в знаке социокультурную информацию, его смысл и значение и материальную форму, " оболочку", " плоть" знака, которая является носителем определенной социокультурной информации, смысла, значения. Так, определенными смыслами или значениями обладают выражения разговорной речи, которые как материальные предметы представляют собой сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Глубокий смысл для религиозного сознания воплощают предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Все эти смыслы существуют постольку, поскольку в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т.д. сознания. Важно понять, что знак является знаком именно в единстве обеих этих сторон. Не существует знака без его материи, плоти, предметно-вещественной оболочки. Знак является функциональным образованием, он становится знаком, поскольку его вещественная реальность приобретает знаковую функцию. Ясно, что знаковую функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в контексте определенной культуры. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключает в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими к данному обществу или культуре, как обычный материальный предмет с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми и т.п. свойствами. Степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием может быть весьма различной и варьироваться в достаточно широком диапазоне. Характеризуя знак и стремясь подчеркнуть его отличие от образа, зачастую в качестве специфического признака знака отмечают отсутствие сходства, подобия материи знака и той реальности, на которую этот знак указывает. Это верно, однако, только для так называемых искусственных знаков, скажем, когда буквами алфавита обозначаются физические величины в математических формулах. Однако сходство или подобие материи знака и выражаемого им содержания вовсе не противопоказано знаку. В предельном случае единичный предмет данного класса может стать знаком для обозначения других предметов этого класса - например, экземпляр товара, выставленный в витрине магазина, является знаком наличия этого товара на прилавке. Существует далее обширный класс так называемых иконических знаков (от греч. " икона" - образ), когда такой вещественной однородности, как в приведенном примере с товаром в витрине и на прилавке, нет, но существует момент физического подобия, наглядно воспринимаемого соответствия знака и обозначаемого - скажем, различные схемы, позволяющие ориентироваться на местности или в помещении. Весьма распространены известные комбинации условности и иконичности знака - например, дорожные знаки. Кстати, знаки письменности, буквы алфавита, которые приводятся обычно в качестве примеров условных знаков, генетически восходят к иконическим знакам - рисункам. Скажем, начальная буква нашего и других родственных ему алфавитов " А" восходит к иконическому знаку, обозначающему на языке финикийцев, которые и были родоначальниками всех этих алфавитов, голову быка - звук " А" входил в слово, обозначавшее быка на финикийском языке. Своеобразную знаковую функцию в истории культуры осуществляют коллективные действия, имитирующие, " проигрывающие" жизненные ситуации, культовые религиозно-мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его смысл (скажем, боевая или охотничья пляска мужчин первобытного племени). В общем, принципиально важным является вопрос не о физическом подобии знака и обозначаемого или об отсутствии такового, а о наличии функции означения одной реальностью другой, в результате чего в данной системе культуры осуществляется передача известной социокультурной информации, известного содержания сознания об определенной реальности на основе восприятия другой реальности. Своеобразную форму таких движений в смысловом содержании сознания представляет работа сознания с символами. Символы всегда связаны с некоторым образом, что отличает их от абстрактных идей, теоретических понятий. Вместе с тем если смысл образа нацелен на воспроизведение сознанием именно данной реальности в ее определенности и специфичности, то символ через образ данной конкретной реальности указывает на некое связанное с ней содержание, воплощаемое в определенной конкретике, но несводимое к ней. Скажем, образ льва нацелен на то, чтобы зафиксировать своеобразие этого зверя, отличая его от других родственных ему хищных животных. Но представление о льве, не теряющее своей образности, может приобретать символическое значение, символический смысл, указывая на силу, мужество, агрессивность как некие глубинные реальности, воплощенные в этом живом существе. Как и идеальность психического образа, идеальность смысла и значения знаков, знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в данной системе культуры. Чертеж здания, которое намерен построить архитектор, или же чертеж машины, которую собирается создать конструктор, - реальные материальные листы бумаги. Однако, кроме того, в чертеже воплощен образ будущего здания (или машины), определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания. Сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации и воспроизводства. Важнейшей вехой в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического труда, обособление производства феноменов сознания как особого, духовного, производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений сознания выделяется теоретическое сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания. 25. Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, так сказать, с внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. В рамках этого, внешнего аспекта диалектики следует усвоить такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, биосфера и ноосфера. Второй, внутренний аспект диалектики касается характеристик самой общественной жизни - здесь соотносятся друг с другом природное, ставшее внутренним и неотъемлемым компонентом общества, и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов. Здесь рассматриваются проблемы противоречивого единства природного и общественного в человеке, а также в материальной культуре общества. 26. Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа-предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно узком диапазоне ее параметров. Конечно, каждый человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (В известных пределах) условиям природной среды, новой для него среде обитания. Когда скорость изменения окружающей природной Среды превышает приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей. В связи с этим возникает настоятельная потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее изменения. Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой, - подчеркивал Вернадский.- Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну секунду".Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические. Лишь при сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь экономических мер. Важно понять и принять новые ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ человека - в противовес человеку-потребителю человека гуманного по отношению к самому себе и природе. без этой глобальной философской перестройки отношений в системе" Человек- Природа" все меры экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать сколько-нибудь серьезным препятствием на пути надвигающейся экологической катастрофы. 29. классифицировать общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга и объединяющих общества одной и той же группы. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и, прежде всего, отношения собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций - первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Данный подход называется формационным. 2. цивилизационный подход. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: современных и древних; западных, восточных, православных и др. В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. Цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др. Положительные черты цивилизационного подхода: выделение духовных, культурных факторов; более четкая типология государств. Недостатки: низкая оценка социально-экономического фактора; преобладание типологии общества над типологией государства. Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин. Основные положения: Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели. По отношению государства и личности различают следующие виды государств: а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены; б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности. 30.
|