![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарий. Чтобы успешно справиться с письменными заданиями, необходимо неукоснительно следовать инструкциям и критериям
Чтобы успешно справиться с письменными заданиями, необходимо неукоснительно следовать инструкциям и критериям. На ЕГЭ нельзя при себе ничего иметь, поэтому важно выучить ключевые формулировки, за которые дают максимальный балл.
В первую очередь обратите внимание, что в заданиях 8, 9, 15, 16 требуется лаконично ответить на прямой поставленный вопрос. Даже несмотря на то, что " указание на объём условно", следите за объёмом! В подсознании проверяющего будет теплиться мысль снизить балл, придравшись к незначительным неточностям, если требуемые рамки будут сильно превышены. А для того, чтобы научиться лаконично и по сути писать, возьмите себе на заметку несколько советов:
-Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской? -- Свидригайлов, -- сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты. Раскольников вздрогнул. -- Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! -- вскричал он. -- Как! Вы знаете Свидригайлова? -- Да... знаю... Он недавно приехал... -- Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубенного, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел. Вы как же изволите знать? -- Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой... -- Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нем сообщить. А вы и не подозревали? -- Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал. Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило. -- Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спертый дух... -- Да, мне пора-с, -- пробормотал Раскольников, -- извините, обеспокоил... -- О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить... Илья Петрович даже руку протянул. -- Я хотел только... я к Заметову... -- Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие. -- Я... очень рад... до свидания-с... -- улыбался Раскольников. Он вышел; он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору; что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в нее скалкой и закричала. Он сошел вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице ее, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору. Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице. -- А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами? Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошел к самому столу, уперся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки. -- С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды! Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды. -- Это я... -- начал было Раскольников. -- Выпейте воды. Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались. Раскольников повторил свое показание.
Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору? Не случайно, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору: он увидел не просто «бледную» Соню, а голос совести, заставивший его дать показания. Пораженный известием о самоубийстве Свидригайлова Раскольников выходит из конторы, не желая давать показания. Однако он видит «помертвевшую» Соню, которая «дико» на него смотрела. В этом «больном» и «отчаянном» лице герой увидел свою совесть, свою глубокую нравственность, которая постоянно борется в его душе с жестокостью и индивидуализмом. Потому он и решается рассказать следователям всю правду о преступлении, подавляя в себе ту часть натуры, которая оправдывает насилие ради великой цели. Критерии:
2 из 3
0 из 1
Комментарий эксперта: Стоило упомянуть, что Раскольников шел в участок, обещав Соне признаться в убийстве, но все еще в душе не верил, что признается. Также следовало сказать, что отчаянный взгляд Сони не только пробуждает в герое совесть, но и напоминает ему ее слова ''Что это вы над собой сделали? '', показывающие, что Соня осознает то глубокое нравственное страдание, которое взял на себя человек, совершивший преступление. Весть о застрелившемся Свидригайлове, который когда-то предрекал Раскольникову два пути - каторга или самоубийство, - и этот взгляд Сони подтолкнули Раскольникова к осознанию необходимости выбора. Он понял: если не каторга, то такой же страшный конец, как у Свидригайлова, поэтому возвращается обратно и признается в убийстве. -Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской? -- Свидригайлов, -- сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты. Раскольников вздрогнул. -- Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! -- вскричал он. -- Как! Вы знаете Свидригайлова? -- Да... знаю... Он недавно приехал... -- Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубенного, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел. Вы как же изволите знать? -- Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой... -- Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нем сообщить. А вы и не подозревали? -- Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал. Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило. -- Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спертый дух... -- Да, мне пора-с, -- пробормотал Раскольников, -- извините, обеспокоил... -- О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить... Илья Петрович даже руку протянул. -- Я хотел только... я к Заметову... -- Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие. -- Я... очень рад... до свидания-с... -- улыбался Раскольников. Он вышел; он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору; что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в нее скалкой и закричала. Он сошел вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице ее, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору. Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице. -- А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами? Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошел к самому столу, уперся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки. -- С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды! Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды. -- Это я... -- начал было Раскольников. -- Выпейте воды. Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались. Раскольников повторил свое показание.
В каких произведениях русской литературы герои проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым? Наравне с Достоевским, героев, проходивших через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования, изображали Пушкин в романе «Евгений Онегин» и Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Евгений Онегин, главный герой одноименного романа Пушкина, переживает глубокие душевные потрясения после убийства Ленского на дуэли. Как Раскольников во время отбывания наказания за убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы отказывается от своей преступной теории, так и Евгений Онегин после убийства Ленского преображается. После путешествия длиной три года он приезжает в Петербург совершенно другим человеком: его равнодушие к жизни исчезло, теперь он умеет глубоко чувствовать, любить. Через жизненные испытания и разочарования проходит и герой романа-эпопеи Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. В начале романа герой представлен как скучающий индивидуалист, которому чуждо светское общество Петербурга. Как и Раскольников, он хочет быть сильной личностью, такой, как Наполеон, хочет всемирного признания и славы. Однако в сражении под Аустерлицом герой разочаровывается в своем кумире, осознает его ничтожность. Таким образом, и Пушкин, и Достоевский, и Толстой в своих произведениях показывали нравственные искания героев, изображали их духовную эволюцию. Критерии:
Комментарий эксперта: Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, убедительно обоснован выбор каждого произведения и оба произведения убедительно сопоставлены с предложенным текстом в заданном направлении анализа; искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют. В. Н. Соколов " Шел снег..." 1968 год Шёл снег: неспешно и торжественно - такой воздушный, лёгкий, женственный. Нет, он не шёл - он снисходил до нас. А мы глазами хлопали, любуясь медленными хлопьями, представив счастье впереди.
Звон колокольный звал к заутрене, земля, снежинками припудрена, собой являла чистоту. А мы стояли ошарашено, забыв про серость дня вчерашнего, поверив в светлую мечту.
Неповторимые и разные мы так похоже верим в праздники, но чаще ждём их по весне. И вдруг, нежданно и нечаянно, восторг души сменил отчаянье... А ведь всего-то - выпал снег! Почему «снисхождение» первого снега предстаёт в стихотворении «Шёл снег…» как событие значимое, поворотное в жизни человека? В стихотворении Соколова «Шел снег…» «снисхождение» первого снега предстает как поворотное событие в жизни человека, и это не случайно: так автор выражает мысль о благотворном влиянии природы на человека, способной подарить ощущение полной гармонии с миром. Рисуя образ снега, поэт использует такие эпитеты, как «воздушный», «легкий», и метафору «хлопьями» - все эти тропы помогают передать красоту первого снега, его великолепие. И действительно, любуясь снегом, лирический герой переживает минуты истинного счастья («восторг души сменил отчаяние»), забывает обо всех тревогах и сомнениях. И это ощущение гармонии с самим собой и окружающим миром подарил ему всего лишь первый снег, неспешный и торжественный. Критерии:
Комментарий эксперта: Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию; сформулирована собственная точка зрения; выдвинутые тезисы убедительно обоснованы, приведены примеры из текста; нет подмены анализа пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют. Речевые ошибки отсутствуют. В. Н. Соколов " Шел снег..." 1968 год Шёл снег: неспешно и торжественно - такой воздушный, лёгкий, женственный. Нет, он не шёл - он снисходил до нас. А мы глазами хлопали, любуясь медленными хлопьями, представив счастье впереди.
Звон колокольный звал к заутрене, земля, снежинками припудрена, собой являла чистоту. А мы стояли ошарашено, забыв про серость дня вчерашнего, поверив в светлую мечту.
Неповторимые и разные мы так похоже верим в праздники, но чаще ждём их по весне. И вдруг, нежданно и нечаянно, восторг души сменил отчаянье... А ведь всего-то - выпал снег! В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека и в чём они схожи со стихотворением В.Н. Соколова? Наравне с Соколовым о благотворном влиянии природы на человека писали Пушкин в стихотворении «Зимнее утро» и Лермонтов в произведении «Когда волнуется желтеющая нива…». В стихотворении Пушкина «Зимнее утро» лирический герой восторгается красотой зимней природы, восклицая: «Мороз и солнце; день чудесный!». Как первый снег усмиряет тревоги лирического героя Соколова, так и великолепие окружающего мира рождает в душе лирического героя Пушкина ощущение настоящего счастья, «голубые небеса» и «великолепные ковры» снега дарят ему минуты искреннего восторга и радости. Эту тему затрагивал и Лермонтов в своем стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирический герой признается, что только когда качает «головой» «приветливо» ландыш, когда «студеный ключ играет по оврагу», тогда «смиряется души … тревога», исчезают все сомнения и переживания. Более того, именно в гармонии с природой он может обрести счастье: «И счастье я могу постигнуть на земле…». Как и в стихотворении Соколова, природа успокаивает душу лирического героя, дарит ему желанное умиротворение и покой. Таким образом, и Пушкин, и Лермонтов, и Соколов, изображая картины природы, отмечали ее влияние на душу человека. Именно она способна успокоить тревожную душу, осчастливить человека. Критерии:
Комментарий эксперта: Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, убедительно обоснован выбор каждого произведения и оба произведения убедительно сопоставлены с предложенным текстом в заданном направлении анализа; искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют. Как меняется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств? Для читающей России XIX века роман Пушкина «Евгений Онегин» стал настоящим открытием: публику удивляла не только «свободная» форма романа, но и то, что автор изобразил в произведении типичного представителя 20-х годов XIX века – Евгения Онегина. Евгений Онегин – натура глубокая, однако наделенная внутренними противоречиями: холодный скептицизм сочетается с благородством, острым умом героя. Однако после перенесенных душевных потрясений (смерть Ленского) Евгений Онегин преображается, становится человеком, способным на глубокие чувства. В первой главе романа автор описывает типичный день Евгений Онегина, которого называет «забав и роскоши дитем». Действительно, уже само образование Онегина не предполагало ни глубоких знаний, ни морального воспитания. Герой «мазурку танцевал», в совершенстве говорил по-французски и мог «Коснуться до всего слегка \\ С ученым видом знатока», то есть владел всем тем, что требовала от него жизнь в светском обществе Петербурга. День Евгения Онегина проходил «праздно и однообразно»: званый обед, театр, балы. Любовь же для него представляла собой не глубокое чувство, объединяющих двух людей, а лишь «науку страсти нежной», потому он был достаточно легкомысленным в своих связях. Неудивительно, что такая жизнь в Петербурге иссушила душу героя, ему «друзья и дружба надоели», надоел и «света шум». Желая сбежать из наскучившего Петербурга, Евгений едет в деревню, в «прелестный уголок». Однако и там Евгений скучает, и единственное его развлечение – дружба с молодым поэтом-романтиком Ленским. Хоть между друзьями и была глубокая духовная пропасть, которую Пушкин подчеркивает антитезой «…волна и камень \\ стихи и проза», герои проводили достаточно много времени вместе: Ленский оттого, что верил в дружбу и видел в Евгении своего лучшего друга, а Онегин – от скуки. К сожалению, их дружба заканчивается трагически: смертью Ленского. Виной тому – напыщенная гордость Онегина, его самолюбие, боязнь «общественного мненья». Обидевшись на своего друга за то, что он позвал его на скучный вечер, Онегин танцует с возлюбленной Ленского Ольгой, совершенно не задумываясь ни о самом Ленском, ни о Татьяне. Кроме того, прекрасно понимая, что он виноват в конфликте, герой все равно не отклоняет вызов на дуэль, боясь быть «мячиком предрассуждений». Однако после смерти Ленского герой поистине преображается, теперь он не только умеет анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Увидев Татьяну в светском обществе Петербурга, Онегин горячо влюбляется в нее, он открывает глаза на цельность ее натуры, на глубину ее чувств к нему. Более того, герой осознает, что раньше его жизнь была пуста, бесцельна. В письме к Татьяне Онегин признается: «Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан!» Таким образом, под влиянием жизненных обстоятельств Евгений Онегин из праздного дворянина в глубоко чувственного человека. Критерии:
2 из 3
2 из 3
Комментарий эксперта: 1. Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована собственная точка зрения; выдвинутые тезисы убедительно обоснованы; фактические ошибки и неточности отсутствуют.
|