Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребление и сбережения в национальной экономике
Фирмы, администрация которых выступает в качестве представителей капитала, производят продукцию, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Работники предлагают свою рабочую силу, получают за это вознаграждение и предъявляют спрос на произведенную продукцию. На основе взаимодействия фирм и домашних хозяйств на рынке товаров и услуг складывается пропорция деления ВНП на потребление и сбережение. Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме – это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах – это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом. Потребление населения – один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики. Для оценки потребительского поведения используется показатель – индекс потребительских настроений (ИПН), Он входит в число основных макроэкономических показателей, на основе которых делаются прогнозы экономического цикла. Это важно как для краткосрочного планирования любого бизнеса, так и для выработки экономической политики государства. Индекс потребительских настроений был разработан в 1946 г. в США. Однако интенсивное его использование началось в 70-х годах. Практическое использование этого индекса для анализа российской экономики началось с 1992 г. Рассмотрим методику его определения и построения. В основе индекса лежат данные опроса 2400 человек в 101 точке страны, отобранных по социальному положению, полу и возрасту так, чтобы они наиболее точно представляли мнение всего населения страны. Для построения индекса используются ответы на пять основных вопросов: как изменилось материальное положение семьи за последние полгода; как изменится материальное положение семьи за предстоящие полгода; каким будет развитие экономики в стране в течение предстоящего года; каким будет развитие экономики в предстоящие пять лет; насколько благоприятна обстановка в экономике для осуществления крупных потребительских расходов. Индекс рассчитывается в процентах (из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных), затем к полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин. Таким образом, сплошь негативные ответы на все вопросы дали бы общий индекс 0, сплошь позитивные дали бы общий индекс 200, равновесие негативных и позитивных дает индекс 100, являющийся, в сущности, нулевой отметкой. Среднее арифметическое из частных индексов дает совокупные индексы. К их числу относятся: индекс текущего состояния (ИТС), образующийся из ответов на первый и пятый вопросы; индекс потребительских ожиданий (ИПО) – из ответов на второй, третий, четвертый вопросы; индекс потребительских настроений (ИПН), самый обобщенный, представляющий суммарные ответы на все пять вопросов, Сбережения – это отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется. Они равны разнице между доходами и текущим потреблением. Сбережение – это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд. Следовательно, сбережение – это экономический процесс, связанный с инвестированием; часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования – на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние хозяйства сберегают по ряду причин, среди которых: мотивы обеспечения старости и передачи состояния детям, накопление средств для покупки земли, недвижимости и дорогостоящих предметов длительного пользования. Сбережение и инвестирование осуществляются независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин. Каким образом доход распределяется на потребление и сбережение? Отвечая на этот вопрос, важно, прежде всего, дать характеристику общих свойств функции потребления. Она показывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении. Личное потребление домашних хозяйств (С) образует важнейшую составляющую часть эффективности спроса. Но если вспомнить, что сбережение (S) представляет собой превышение дохода над потребительскими расходами, то станет ясно, что, анализируя факторы, определяющие потребление, мы одновременно рассматриваем и факторы, от которых зависит сбережение: Данное уравнение показывает, что часть доходов идет на личное потребление (С), а избыток принимает форму сбережений (S). Вместе с тем расходы общества могут быть представлены, с одной стороны, как спрос на потребительские нужды (С), а с другой – на инвестиционные (I): Характеризуя соотношение между объемом национального дохода и расходами на потребление, Д. Кейнс отмечал, что уровень потребления зависит от уровня дохода. “Психология общества такова, – писал Кейнс, – что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход” (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 1978. С. 80). В формализованном виде потребление можно выразить следующей функцией: Однако доход является основным фактором, определяющим не только потребление, но и сбережения: Исследованиями установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС). Предельная склонность к потреблению выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Математически это выглядит так: Эта модель показывает нам, какая часть дополнительного дохода уходит на приращение потребления. Как определить МРС? Рассмотрим табл.12.1. Таблица 12.1.
|