Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Защита природы и шаманизм
У бурят была издревле сложившаяся, исторически обусловленная система экологических принципов, гуманного и глубоко нравственного отношения к Природе, особая философия, пронизанная Её почитанием и уважением, любовью и благоговением. Буряты считали себя частицей Природы, частью целого, единой и неделимой Природы. Не будучи экологами, в современном понимании они все-таки не возвышались над Природой, не считали себя её владыками. Издревле бурятами почитались «шаманские» места: леса, животные, травы, кустарники, водоемы, степные, горные и иные ландшафты. Они находились под защитой великой религии-шаманства. «Не причинение зла, вреда живому» было основным принципом шаманизма. Запрещалось незаконно и в большом количестве добывать косуль, кабана, лося, изюбра, ловить рыбу, рубить без надобности лес. А лебедь-беспорочная, прекраснейшая птица-считалась птицей Бога (Бурхан шубуун), а орел (Бургэд) –хранитель, врачеватель земных просторов, мудрая и могучая птица особо почиталась, как царь-птица (Бургэд-ноён). Природа для бурят была неиссякаемым источником жизни и здоровья, богатства и радости. Они всю свою жизнь старались постичь тайны окружающего мира и самих себя как его части и творения, понимали и воспринимали умом и чувствами все происходящее в Природе, её закономерности и процессы, явления. Будь это плохая или хорошая погода, разив рек, снегопад или обильный дождь. Буряты чувствовали и понимали язык и музыку, призыв, радость или боль природы. Природа была для них святым и живым Существом, видящим и понимающим все, что происходит на Земле. Не будет преувеличением назвать бурятов детьми Природы. Возрождая и развивая народные экологические традиции и обычаи, многовековой опыт народа, его нравственную и духовную культуру, люди могут спасти Природу, защитить и сохранить Её. В культуре бурятского народа, думаю, останется самый обоснованный и справедливый культ, имеющий право на существование-культ Природы, освященный шаманизмом. Шаманизм, его экологическое мировоззрение и мироощущение, особый контакт восприятия и вхождение в окружающий мир и его тайны лежат еще не раскрытой Книгой познания Природы. Она требует правильного прочтения, чтобы защитить и сохранить Природу, её первозданный уникум. Шаргаев М.А. кандидат биологических наук, залуженный эколог РФ, заслуженный деятель науки РБ, лауреат премии Глобального фонда природы. С незапамятных времен коренное население Сибири исповедует шаманизм. С шаманизмом связано рождение религий мира и в наши дни как религия он почитаем народом Бурятии наряду с пришлыми великими конфессиями – буддизмом, христианством, исламом. В шаманизме существует веками установившиеся обряды, ритуалы и молитвы, святые места поклонения, природные храмы-пантеоны, духовные святые, всевышние – боги. В мотивах шаманов слышны родные сердцу мотивы богослужений -взывания всевышнего, духов предков, ставших в параллельном мире нашими путиками – покровителями, вдохновителями прекрасного и светлого. Гомбоев С.Ж., заарин бее.
|