Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третьяковская галерея.






История: Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.После революции Эрмитаж стал государственным достоянием. Его экспозиция значительно увеличилась за счет частных коллекций, которые были национализированы Советской властью. В XX веке коллекция музей пополнилась работами выдающихся импрессионистов, Пикассо, Матисса и Ван Гога. В советскую эпоху произведения не только приобретались, но и утрачивались. Бриллиантовая комната была передана в Алмазный Фонд. Большое количество старинной живописи передано в другие музей. Тяжело пришлось Эрмитажу в годы Великой Отечественной Войны. Все произведения искусства были эвакуированы за Урал, в подвалах музея находилось бомбоубежище. После войны в Эрмитаже была проведена реставрация и вновь выставлены все экспонаты, которые к этому времени были возвращены в музей. К счастью, во время многочисленных транспортировок почти все произведения были сохранены.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Филиалы:

· Выставочный центр в Амстердаме.

· В Казани (открыв в 2005 г.)

· В Выборге.

· Планируется в Омске.

 

11. Частное коллекционирование и музеи меценатов России XVIII-XIX вв.

Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Меценатство — покровительство развитию науки и искусства.

Невозможно точно определить начало частного коллекционирования. Вероятно, это было всегда, просто не так афишировалось. Развитие меценатства в России началось с XVIII в., а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Среди известных русских меценатов значатся Мамонтов, Морозов(ы), Рябушинский, Бахрушин и Третьяковы.

· Мамонтов Савва Иванович (1841 – 1918 гг.).

Русский предприниматель, занимался строительством железных дорог.

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу. В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

· Морозовы — старообрядческий род купцов и крупных промышленников России (связаны, преимущественно, с текстильной промышленностью).

Морозовы прославились меценатством и коллекционированием: Алексей Викулович создал Музей фарфора, Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Пушкинского музея), Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич — музей кустарного искусства, Савва Тимофеевич способствовал созданию МХТ, Дягилевским сезонам и проч.

· Михаил и Владимир Павловичи Рябушинские – русские предприниматели (им принадлежали финансовые предприятия, издательства, текстильные фабрики и т.д.). Известностью пользовались художественные собрания братьев (особенно коллекция икон Степана Павловича).

· Бахрушин Алексей Александрович (1865 – 1929 гг) - русский купец, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея. Собирал все, что связана с историей театра (реквизит, костюмы, рукопись театральных пьес: всё, от афиш до редких музыкальных инструментов, использовавшихся на сцене).

· Сергей Михайлович Третьяков (1834 – 1892 гг.) - российский предприниматель, меценат, коллекционер. Один из основателей Третьяковской галереи.

Собирал картины как русских (Репин, Куиджи, Крамской) художников, так и зарубежных (Милле, Руссо, Коро).

 

12. История Румянцевского музея

Румянцевский музей — крупное собрание книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов в Петербурге, а затем и Москве. Музей возник на основе частной коллекции, которую при жизни собрал, а частью унаследовал государственный канцлер Николай Петрович Румянцев. Долгое время был единственным в Москве общедоступным музеем.

Дата основания: 1828 г.

История: министр иностранных дел Н.П. Румянцев всю жизнь собирал древние рукописи (обменивал, скупал за границей и т.д.). К концу жизни скопилась огромная библиотека + также коллекция монет и медалей. После смерти Н.П. создали музей в Санкт-Петербурге, но потом «перевезли» в Москву. Здесь он «не вписался» в культурную жизнь, и его объединили с Московским публичным музеем. После революции музей расформировали, экспонаты «рассортировали»: книги – в Государственную библиотеку им. Ленина, картины – в Третьяковскую галерею и т.д.

 

13. Художественные музеи. Третьяковская галерея

Третьяковская галерея.

Дата основания: 1856 г.

Один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве. После 1917 в Третьяковскую галерею влились коллекции ряда музеев и частных собраний. Богатейшие коллекции древнерусской иконописи XI—XVI вв., живописи XVIII—XX вв., скульптуры и графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых. В 1982 - 96 комплекс Третьяковской галереи (в том числе церковь Николая Чудотворца в Толмачах) реконструирован. В 1986 Третьяковской галерее передано здание Государственной Картинной галереи на Крымском валу. С 1991 Всероссийское (в 1986—91 Всесоюзное) музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

· В историческом здании Галереи размещена экспозиция русского искусства XI - начала XX века. В древнерусском разделе можно увидеть работы как безымянных, так и известных иконописцев XII-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII - первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова… С исчерпывающей полнотой и разнообразием представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: известные картины И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников. В яркой коллекции произведений рубежа XIX-ХХ столетий - творения М.А. Врубеля и В.А. Серова, мастеров художественных объединений " Мир искусства", " Союз русских художников", " Голубая роза".

 

· Особой частью экспозиции является " Сокровищница ", где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII - начале XX века.

· Специальный раздел Галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с мягким искусственным освещением.

· Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма.

 

14. Всероссийские выставки второй половины XIX-начала ХХ вв.

· Политехническая выставка

Время: 1872 г.

Крупная выставка промышленных, сельскохозяйственных, военных, научно-технических и культурных достижений Российской империи. Выставка проходила в Москве с 30 мая (11 июня) 1872 года по 1 (13) сентября 1872 года и была посвящена двухсотлетнему юбилею со дня рождения Петра I. Экспонаты выставки послужили основой для создания Политехнического и Исторического музеев. На выставке побывали 750 тысяч посетителей.

· Всероссийская художественно-промышленная выставка

Время: 1882 г.

Огромнейший выставочный комплекс, который включал в себя в буквальном смысле всё, все достижения. И промышленность, и искусство…

· Урало-сибирская промышленная выставка в Екатеринбурге.

Время: 1887 г.

· Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде.

Время: 1896 г.

К открытию выставки в Нижнем Новгороде был пущен первый в России электрический трамвай, устроены фуникулеры — подъёмники, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю (Кремлёвский и Похвалинский), выстроены здания городского драматического театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, гостиниц, открыта пароходная скоростная линия, связывающая верхнюю часть города с его заречной частью.

· Фабрично-заводская, художественно-промышленная и сельскохозяйственная всероссийская выставка в Одессе.

Время: 1910 г.

Всероссийская (с участием заграничных экспонентов) торгово-промышленная выставка, организованная Одесским отделением Императорского Русского технического общества и Императорским Обществом сельского хозяйства Южной России, проведённая в городе Одессе летом 1910 года. Задуманная первоначально как областная, она стала одной из крупнейших выставок, проведённых в России в начале XX века. В выставке приняли активное участие иностранные экспоненты. Одесситы не преминули называть выставку «Всероссийской» и даже «Всемирной», что, конечно же, не соответствовало действительности. Выставка пользовалась успехом у публики и, хотя организаторы понесли финансовые убытки, была возобновлена летом 1911 года.

 

15. Открытие публичных музеев. Императорский Русский музей и его филиалы сегодня

Первые публичные музеи: Кунсткамера (1714 г.), Оружейная палата в Москве (1806 г.), Румянцевский музей (1831 г.), Эрмитаж (1852 г.).

Императорский русский музей (г. Санкт-Петербург).

Дата основания: 1895 г.

Государственный Русский музей был учрежден в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II в 1895 году и торжественно открыт для посетителей 7(19) марта 1898 года, став первым в России государственным музеем русского изобразительного искусства. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век.

Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа. К музейному комплексу также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и уникальные садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

Что интересного посмотреть: Ангел Златые Власы, Троица Ветхозаветная (Симон Ушаков), Последний день Помпеи (К.Брюлов), Девятый вал (К.Айвазовский), Бурлаки на Волге (И.Репин).

 

16. Русский Исторический музей – Государственный исторический музей и его филиалы

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов.

Дата основания: 1872 г.

Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы.

У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III»

Филиалы:

· Покровский собор (храм Василия Блаженного).

· Выставочный комплекс Исторического музея, Бывший Музей В. И. Ленина (используется как выставочное пространство.

· Музей Отечественной войны 1812 года.

· Палаты бояр Романовых.

 

26. Понятие музеефикации. Музеефикация памятников истории и культуры

Музеефикация архитектурного памятника — это направление в рамках музейной деятельности и охраны памятников, сущность которого состоит в преобразовании недвижимых памятников истории и культуры, а также природных объектов музейного показа. Музеефикация стала неотъемлемой частью современной музейной практики.

 

Процесс превращения движимых и недвижимых памятников истории, природы в объект музейного показа предполагает:

1. исследование памятника,

2. его консервация и реставрация,

3. сохранение и воссоздание художественно-архитектурных интерьеров, природной и культурно-исторической среды,

4. интерпретация памятника посредством организации постоянных экспозиций и выставок,

5. организацию необходимых условий для его обзора.

В музееведении данный термин определяет деятельность, направленную на активное включение памятников в культурную жизнь путём их приспособления для размещения музейной институции.

 

27. Экспозиционная работа

Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея.

Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого концептуального замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, аттрактивность. В экспозиции репрезентативно представлено музейное собрание.

Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические.

· В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается реальная обстановка жизни или деятельности конкретного человека (или типичная для определенного социального слоя).

· Систематическая экспозиция организована в соответствии с классификационной системой определённой научной дисциплины.

· В тематической экспозиции раскрывается определённый сюжет или тема и создаётся музейный образ представляемого события. Сюжетно-образные экспозиции отличаются от тематических большей эмоциональной насыщенностью, созданием запоминающегося образа и рассматриваются в последние годы в музееведческой литературе как отдельная группа экспозиций.

Проектирование экспозиции - сложный многоэтапный процесс, включает в себя научное, художественное, техническое и рабочее проектирование. В научной концепции обосновывается тема экспозиции и её содержание, определяются цели и методы их достижения. Под архитектурно-художественным решением понимают поиск художественного образа будущей экспозиции, способного воплотить научное содержание. Техническое и рабочее проектирование состоит из разработки проектов экспозиционного оборудования, технических средств. Современный уровень развития технических средств является важным фактором восприятия экспозиции, позволяет влиять на эмоциональную сферу посетителя.

В связи с переменами, наступившими в общественной жизни страны в 1990- е годы, многие исторические и краеведческие музеи демонтировали постоянные экспозиции и работали в режиме временных выставок. В некоторых случаях музеи и сейчас отказались от постоянной экспозиции, активно работая в режиме временных выставок, ориентируясь прежде всего на интересы местного сообщества.

Мобильность выставок позволяет оперативно отвечать на запросы, возникающие в обществе, вводить в научный оборот материалы исследований и знакомить с ними посетителей.

 

 

30. Культурно-образовательная деятельность музея

- одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика; важное звено музейной коммуникации.

Музей рассматривается как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.

В качестве самостоятельного направления работа с публикой выделилась из других сфер музейной деятельности в конце 19-начале 20 в., получив название культурно- воспитательная работа, со второй половины 1920-х гг. она обозначалась понятием политико-просветительная работа, с 1930-х гг. - массовая политико-просветительная работа, на рубеже 1950-60-х гг. - научно-просветительная работа. На каждом историческом этапе изменение термина отражало новые содержательные аспекты музейной работы и новые задачи музея в обществе.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны. К традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце 19 в. С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как т еатрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Понятие клубные формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с собранием конкретного музея. Значение клубных форм музейной работы, превращающих музей в центры общения, возрастает в современной ситуации господства новых информационных технологий в постиндустриальном обществе. Люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в реальном пространстве музея.

Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую (приоритетная группа музейных посетителей) и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.) Образовательные программы учитывают специфику конкретного музея и особенности его музейного собрания.

 

31. Фандрайзинг в музейном деле

Сбор добровольных пожертвований, в денежной или иной форме, как правило, на цели не связанные с извлечением прибыли: научные исследования, благотворительные проекты и т. п. Изначально существовало в форме сбора пожертвований добровольцами на улицах. В настоящее время широко применяется сбор пожертвований через интернет.

 

32. Законодательные основы деятельности музеев. Музейные нормативные документы

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

 

33. Реституция культурных ценностей


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал