Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос. 15 Народовластие и его конституционное закрепление.
Одной из основ конституционного строя России является народовластие. В ст.3 Конституции РФ закреплены сущностные признаки такого понятия, как " власть народа, определен конституционный механизм ее реализации, названы наиболее важные по своей социальной значимости и роли институты прямого властвования народа, сформулированы конституционные гарантии легитимности власти народа. Власть народа- народовластие есть выражение фактической и юридической принадлежности всей власти народа. Власть присуща всякой общности людей. Общение между людьми является необходимым для социального существования человечества. Чтобы регулировать это общение, и необходима власть. Термин " власть" используют в науке в широком и узком смыслах. В широком как для характеристики общественных отношений, социальных явлений, так и применительно к явлениям природы. В данном случае говорят " власть природы", " власть денег" и т д. В узком- применительно к явлениям общественной жизни человека. В данном социальном смысле власть существует столько, сколько существует человеческое общество. В ст.3 Конституции РФ воедино связаны " народный суверенитет" и " источник власти". Понятия " суверенитет" и " власть" органически взаимосвязаны. В науке конституционного права выделяют три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. Суверенитет-это верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти. Среди трех видов суверенитета центральное место принадлежит народному суверенитету, который определяется как верховенство и полновластие народа. Суверенитет народа- это конституционный принцип организации и функционирования власти народа. В основе власти народа лежит его воля, реализуемая через различные формы- государственные и негосударственные. Поэтому не случайна конституционная формула: " единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Именно воля народа придает качество легитимности государственной власти, всем ее формам. Конституционное права, рассматривая категорию" народ" как носителя суверенитета и власти, в то же время различает и категории: " население страны", " народ в государственно-правовом смысле", " избирательный корпус". Народ в государственно- правовом смысле- это совокупность физических лиц, имеющих правовую связь с государством в виде гражданства. Фактическое население включают всех проживающих на территории государства- как собственных граждан, так и лиц, не являющихся гражданами России. Фактическое население может в количественном отношении быть как равно, так и превышать народ. Более узкой конституционно- правовой категорией является категория " избирательный корпус", включающая лишь российских граждан, обладающих избирательной првосубъектностью. Народ осуществляет свою власть через различные формы демократии и систему органов публичной власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную (прямую) демократию. Конституция РФ в ч.2 ст.3 закрепила следующие формы осуществления власти народа: непосредственное волеизъявление; через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принципиальная особенность нынешней конституционной системы власти народа состоит в том, что выделяется такой канал ее осуществления, как органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление есть не только одна из формул осуществления народовластия в РФ, оно одна из основ конституционного строя России, это неотъемлемый элемент и институт российской демократической государственности. Действующая конституция России четко обозначила: необходимо различать конституционную систему власти народа(ч2 ст3) и конституционную систему государственной власти. Народ осуществляет, как известно, свою власть в двух формах демократии: прямой и представительной. Последняя реализуется прежде всего через представительные учреждения и другие выборные органы. Долгие годы в литературе утверждалось и советская конституционная практика это подтверждала, что главной формой осуществления власти народа является представительная форма демократии. Ныне утверждать так- неверно по существу и некорректно по форме. Сведения прямой формы осуществления власти народа к положению второстепенной, вспомогательной объективно принижаете ее роль и значение. Это противоречит и конституционному принципу суверенитета народа. Путем прямой демократии представительная форма получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, то есть она конституируется. Эффективное осуществление власти народа возможно при сочетании прямой и представительной демократии.
Вопрос. 16 Закон: понятие, признаки, виды Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками: § принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; § обладают высшейюридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон; § регулируют наиболее важные, основополагающие отношения. Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
|