Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика

Основные этапы

Этапы войны Даты События Характеристика
Первый этап 22 июня 1941 года – 18 ноября 1942 года Нападение фашистской Германии на Советский Союз – начало контрнаступления под Сталинградом Стратегическая оборона Красной Армии
Второй этап 19 ноября 1942 года – 31 декабря 1943 года Сталинградская битва – освобождение Киева Переломный момент в ходе войны; переход от обороны к наступлению
Третий этап Январь 1944 года – 9 мая 1945 года Открытие второго фронта – День Победы над фашистской Германией Изгнание захватчиков с советских земель, освобождение Европы, разгром и капитуляция Германии

Каждый из трех основных обозначенных периодов Великой Отечественной войны имел свои особенности, свои плюсы и минусы, свои ошибки и важные победы. Так, первый этап – время обороны, время тяжелых поражений, давших, однако, возможность рассмотреть слабые стороны Красной (тогда еще) Армии и устранить их. Второй этап характеризуется как время начала наступательных операций, переломный момент в ходе военных действий. Осознав допущенные ошибки и собрав все силы, советские войска смогли перейти в наступление. Третий этап – период наступательного, победоносного движения Советской Армии, время освобождения оккупированных земель и окончательного изгнания фашистских захватчиков с территории Советского Союза. Шествие армии продолжилось по территории Европы вплоть до границ Германии. И к 9 мая 1945 года фашистские войска были окончательно разбиты, а германское правительство было вынуждено капитулировать. День Победы – это важнейшая дата современной истории.

Краткая характеристика

Период Характеристика
Первый этап Отечественной войны: 22 июня 1941 года – 18 ноября 1942 года Начальный этап военных действий, характеризующийся как время обороны и отступлений, время тяжелых поражений и проигранных боев. «Все для фронта, все для победы» — этот лозунг, провозглашенный Сталиным, стал основной программой действий на ближайшие годы.
Второй этап Отечественной войны: 19 ноября 1942 года – 31 декабря 1943 года Переломный период в войне, характеризующийся переходом инициативы из рук агрессора-Германии к СССР. Наступления советской армии по всем фронтам, множество успешных военных операций. Значительный рост производства, направленный на военные нужды. Активная помощь со стороны союзников.
Третий этап Отечественной войны: январь 1944 года – 9 мая 1945 года Заключительный период войны, характеризующийся освобождением советских земель и изгнанием захватчиков. С открытием Второго фронта была полностью освобождена Европа. Завершение Отечественной войны и капитуляция Германии.

Однако стоит заметить, что с окончанием Отечественной войны Вторая мировая война еще не завершилась. Здесь историки выделяют еще один этап, относящийся уже ко Второй Мировой, а не Отечественной, заключенный во временные рамки с 10 мая 1945 года по 2 сентября 1945 года. Этот период характеризуется победой над Японией и разгромом остальных войск, союзных фашистской Германии.

55). Орловская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годов).

3 октября 1941 года Орёл захвачен 4-й танковой дивизией 24-го моторизованного корпуса 2-й танковой группа Гудериана. Во время немецкой оккупации в городе активно формировались подпольные группы, в том числе и молодежные. Партизаны уничтожали важней объекты дислокации врага, склады, коммуникации. Послеконтрнаступления 12 июля 1943 года на Орловско-Курской дуге советские войска стали быстро продвигаться в сторону Орла. Так началась советская наступательнаяоперация «Кутузов». Утром 3 августа 1943 года к окраине города подошла 3-й армиигенерала Горбатова. В битве за город геройски погиб генерал Гуртьев, закрыв Горбатова своим телом. 5 августа 1943 года город Орёл освобождён советскими войсками. 19 сентября 1943 года в Орле состоялся первый в истории Великой Отечественной войны парад партизанских соединений, дислоцированных на территории Орловской области.

56). СССР и страны антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции стран-союзниц в борьбе против фашистской Германии.

Расчеты Гитлера, развязавшего войну против СССР, на международную изоляцию Советского государства не оправдались. В день начала фашистской агрессии премьер-министр Великобритании У. Черчилль, несмотря на свой антикоммунизм, заявил: “Всякий, кто сражается против Гитлера, — друг Англии; всякий, кто воюет на его стороне, — враг Англии”. Начавшиеся советско-английские переговоры о совместных действиях в войне против Германии завершились подписанием 12 июля 1941 г. в Москве соглашения. Обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией. Позже было подписано соглашение о торговле и кредитах. Заявление о том, что его страна окажет “всю возможную помощь Советскому Союзу” в борьбе с гитлеризмом, сделал и президент США Ф. Рузвельт. Он же в соответствии с законом о ленд-лизе дал согласие предоставить СССР первый беспроцентный заем в 1 млрд долларов. Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В этой англо-американской декларации, разработанной при встрече Рузвельта и Черчилля, были определены цели союзников в ройне. 24 сентября 1941 г. к этой хартии присоединился и Советский Союз, выразив свое согласие с ее основными принципами. Складыванию антигитлеровской коалиции способствовало проведение осенью 1941 г. Московской конференции с участием представителей СССР, США и Великобритании по вопросу о военных поставках. Было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружений, военного снаряжения и продовольствия. Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне в январе 1942 г. “Декларация Объединенных Наций”, к которой присоединились 26 государств, находившихся в состоянии войны с Германией. Процесс создания коалиции завершился подписанием советско-английского договора от 26 мая и советско-американского соглашения от Ц июня 1942 г. о союзе в войне против Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Первыми совместными действиями союзников стали оккупация Ирана, а также оказание давления на Турцию с целью добиться ее благожелательного нейтралитета. Следует особо отметить важную роль союзнических поставок по ленд-лизу. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашистской Германией. Хотя и с большой задержкой, союзники выполнили требование СССР об открытии второго фронта. В ходе зимней кампании 1945 г. получила развитие координация действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции. Когда в Арденнах англоамериканские войска оказались в тяжелом положении, советские армии по просьбе Черчилля ранее запланированного срока перешли в наступление широким фронтом от Балтики до Карпат, оказав тем самым эффективную помощь союзникам. Как страны антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритания решали вопросы о судьбе побежденной Германии, наказании нацистских преступников и послевоенном устройстве мира на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Однако при реализации ряда этих договоренностей после войны, в ходе выработки условий послевоенного урегулирования в Европе, возникли разногласия, приведшие к противоборству СССР и прежних союзников, биполяризации мира и “холодной войне

Проблема послевоенного устройства мира. Проблема включала в себя 5 основных задач: освободить народы Европы и помочь им восстановить национальную государственность; предоставить освобожденным народам свободу в решении вопроса о государственном устройстве; сурово наказать виновников войны; установить в Германии порядок, который исключал бы новую агрессию с ее стороны; организовать длительное экономическое, политическое и культурное сотрудничество народов мира.

Впервые эти задачи широко обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел трех великих держав в октябре 1943 г. На ней была принята декларация по вопросу о всеобщей безопасности. Три государства обязались не только вести войну до безоговорочной капитуляции стран фашистского блока, но и продолжить сотрудничество после войны. Несмотря на то, что в конференции приняли участие министры трех государств, декларация была опубликована от имени четырех государств (США, СССР, Англии и Китая). В историю она вошла как «Декларация четырех». Этот документ содержал главные направления послевоенного устройства и наметил некоторые основные принципы деятельности будущей Организации Объединенных Наций. Московская конференция подготовила условия для первой встречи «Большой тройки» в Тегеране.

Вопросы послевоенного устройства заняли важное место в повестке дня Тегеранской конференции (условное название «Эврика»). В принятой декларации главы правительств трех государств выразили решимость совместно работать как во время войны, так и в последующее мирное время. Поскольку советская делегация настаивала на решительных мерах по предупреждению в будущем германского реваншизма и милитаризма, Рузвельт предложил план расчленения Германии на 5 независимых государств. Его поддержал Черчилль. Сталин к этому плану отнесся настороженно, а в 1945 г. предложил в основном сохранить единство германского государства. В Тегеране СССР добился от союзников принципиального согласия на передачу Советскому Союзу восточной части Пруссии – Кенигсберга с прилегающими к нему территориями. Кроме германского, на конференции был обсужден польский вопрос, прежде всего в плане границ Польши. Конференция приняла формулу Черчилля: «очаг польского государства и народа должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер». Эта формула устроила Сталина.

Задачи послевоенного мирного устройства выдвинулись на первый план на Ялтинской и Потсдамской конференциях «Большой тройки». Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств трех держав состоялась 4 – 11 февраля 1945 г. во дворце Ливадия, построенном для Николая 11 накануне Первой мировой войны. Конференция наметила программу демократического устройства мира, которая вошла в историю как «дух Ялты». В нем явно преобладали советские интересы. Советская дипломатия смогла политически закрепить результаты военных побед СССР. В этом ей помогла делегация США, заинтересованная в скорейшем вступлении Советского Союза в войну против Японии. Предполагалось, что эта война будет продолжаться еще 18 месяцев после разгрома Германии.

На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, условия ее капитуляции, порядок ее оккупации, механизм союзного контроля. Целью оккупации и контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира». Не уничтожение германского государства и народа, а демилитаризация, денацификация и демократизация Германии объединили интересы трех великих держав. По настоянию советской делегации к оккупации Германии на равных правах с другими державами привлекалась Франция.

В связи с обсуждением германской проблемы на конференции был решен вопрос о взимании репараций (возмещения ущерба). Было согласовано взимать с Германии репараций в трех формах: путем единовременного изъятия из национального богатства фабрик, заводов, оборудования, судов и т.п.; путем ежегодных товарных поставок из текущей продукции; путем использования германского труда.

Конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе», где было заявлена необходимость уничтожить следы нацизма и фашизма в освобожденных странах Европы и создать демократические учреждения по собственному выбору народов. Особо были выделены польский и югославский вопросы, а также комплекс дальневосточных вопросов, в т.ч. возвращение Советскому Союзу Южного Сахалина, захваченного Японией в 1904 г., и передача ему южнокурильских островов, входивших в состав японских «северных территорий» (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи).

На конференции в Крыму был окончательно решен вопрос о создании Организации Объединенных Наций для обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Стороны договорились созвать в апреле 1945 г. в Сан-Франциско конференцию для окончательной подготовки Устава ООН, пригласив на нее страны, подписавшие «Декларацию 26-ти», а также те страны, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г.

Несмотря на неоднократные усилия, сопровождавшиеся реформированием национально-государственного устройства СССР (в 1944 г. в каждой союзной республике были созданы наркоматы обороны и иностранных дел), Сталин не смог добиться от Рузвельта и Черчилля согласия на включение в состав ООН в качестве самостоятельных членов 16 союзных республик.

Ареной острого противоборства по проблемам послевоенного мирного урегулирования стала Потсдамская (Берлинская) конференция «Большой тройки» (17 июля – 1 августа 1945 г.). Она проходила во дворце Цецилиенхоф. На этой конференции не было сторонника активного сотрудничества с СССР Ф. Рузвельта. Он умер вскоре после возвращения по морю домой из Крыма, почувствовав недомогание уже в дороге. Американскую сторону представлял новый президент США Г. Трумен. Английскую делегацию возглавлял вначале премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а с 28 июля победивший на выборах лидер лейбористской партии К. Эттли. Во главе советской делегации, как и прежде, был И. Сталин.

Руководители трех держав пришли к взаимоприемлемым решениям по германскому вопросу и по вопросам о репарациях, о новых границах Польши, по проблемам Центральной и Юго-Восточной Европы. Кроме того, руководители США, Англии и Китая опубликовали 26 июля 1945 г. от имени Потсдамской конференции декларацию о Японии, в которой призвали правительство Японии немедленно провозгласить безоговорочную капитуляцию. Несмотря на то, что подготовка и опубликование декларации прошло без участия СССР, советское правительство присоединилось к ней 8 августа. Потсдам закрепил новое соотношение сил в Европе и во всем мире.

В апреле-июне 1945 г. в Сан-Франциско состоялась учредительная конференция ООН. В ее открытии участвовали представители 42 государств. Помимо СССР, в качестве самостоятельных членов на конференции присутствовали Украина и Белоруссия, советские республики, наиболее пострадавшие от германского нашествия. К закрытию конференции ее состав увеличился до 50 государств за счет бывших союзников Германии. Конференция обсудила проект Устава ООН. 26 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу. Этот день стал днем официального рождения ООН как инструмента поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между народами и государствами. Политическим ядром ООН стал Совет Безопасности, в состав которого в качестве постоянных членов с правом вето (запрета) вошло 5 стран-победительниц – СССР, США, Великобритания, Франция, Китай.

57). Разгром советскими войсками Квантунской армии Японии и завершение Второй мировой войны.

После крушения Германии остался последний очаг

мировой войны — на Дальнем Востоке.

1931—1939 гг.— агрессия против Китая укрепила воен­но-стратегические и экономические позиции Япо­нии в Азии.

Осень 1940 г. — Япония, вступив в блок с Германией и Италией («ось Берлин—Рим—Токио»), активизиро­вала агрессивную политику и стала утверждаться в зоне «южным морей».

1940—1941 гг.— Япония овладела французским Индоки­таем.

7 декабря 1941 г. — нападение Японии на дальневосточ­ные владения США и Англии; Япония стала участ­ницей мировой войны.

Декабрь 1941 — июнь 1942 гг.— крупные успехи японцев в Азии и Океании.

1944г. — усилиями США произошел коренной перелом в войне на Тихом океане; после сокрушительного поражения у о-ва Сайпан Япония могла надеяться лишь на то, что затягивание войны даст ей возмож­ность добиться почетного мира.

После конфронтации 1938—1939 гг. советско-японские отношения в 1940—1941 гг. несколько смягчились ввиду временного альянса СССР с Германией.

Май 1941 г.— в Москве подписан советско-японский пакт о нейтралитете.

В период войны СССР с Германией Япония создала значительную напряженность на дальневосточных рубе­жах Советского Союза, но напасть на СССР не решилась, а после Сталинграда дала понять, что в отношениях с Москвой намерена твердо соблюдать нейтралитет.

В Тегеране Сталин дал, а в Ялте подтвердил обещание, что СССР вступит в войну с Японией через 3 месяца после завершения боевых действий в Европе.

Апрель 1945 г.— СССР денонсировал пакт о нейтрали­тете.

9 августа 1945 г.— СССР объявил войну Японии. За 23 дня Квантунская армия (1 млн. чел.) в Маньчжурии была разгромлена советскими войсками (более 1, 5 млн. чел.).

В распоряжении главнокомандующего советскими войсками маршала А. М. Василевского были сил трех фронтов: Забайкальского, (маршал Р. Я. Малиновский), 1-го Дальневосточного (маршал К. А. Мерецков) и 2-го Дальне­восточного (генерал армии М. А. Пуркаев). С советскими войсками взаимодействовала Монгольская народная ар­мия маршала Чойбалсана. Утрата Северо-Восточного Ки­тая и Северной Кореи произвела на японское руководст­во значительно большее впечатление, чем американ­ские атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нага­саки 6 и 9 августа 1945 г.

2 сентября 1945 г.— Япония безоговорочно капитулиро­вала перед Объединенными Нациями. К СССР ото­шли Южный Сахалин и Курилы.

Вторая мировая война закончилась.

58). Всемирно-историческое значение Победы СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 годов). Источники и цена Победы.

Победа СССР в Отечественной войне имеет всемирно-историческое значение. Советский Союз одержал военную, эк-кую и морально-политическую победу над силами международной реакции. Победа СССР означала победу социализма над фашизмом, над самым хищническим империализмом. Победа СССР укрепила силы мира, демократии и социализма. Победа нашей страны доказала превосходство советского социалистического общественного и гос.строя над капиталистическим укладом жизни. Советский народ и его Вооруженные Силы с честью выполнили великую освободительную, интернациональную миссию, выпавшую на их долю. В Отечественной войне СССР отстоял не только свою свободу и независимость, но и избавил народы Европы и Азии от угрозы немецкого и японского рабства. Победа Советского Союза устранила реальную угрозу полного упадка и уничтожения материальной и духовной культуры человечества. Эти огромные заслуги СССР перед человечеством укрепили международный авторитет нашей страны, обеспечили рост симпатии и доверия к советскому народу со стороны трудящихся всего мира.Вторая мировая война, победа СССР в этой войне вызвала коренные изменения в международной жизни, в истории человечества. Политическим итогом победы нашей страны — знаменосца коммунизма — явилось создание благоприятных условий для выхода социализма из рамок одной страны и превращения его в мощную мировую систему. В результате войны СССР вышел из положения международной изоляции. От капиталистической системы отпали Албания, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия, которые стали на путь социалистического развития.Победа СССР в Отечественной войне предопределила дальнейшую судьбу человечества. Она создала предпосылки победы народно-демократического строя в Китае, Восточной Германии, Корее и во Вьетнаме, для мощного подъема национально-освободительного движения в зависимых странах, для распада колониальной системы империализма.В этом и заключается всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне — 1941 — 1945 годов.

59). Причины и начало холодной войны.

Причины «холодной войны»: принципиальная противоположность двух мировых систем, экономические, политические, идеологические различия между ними; стремление каждой из них к усилению своего влияния в мире, к распространению его на новые страны и народы; политика насаждения своих ценностей, своего порядка на новых территориях; готовность каждой из сторон защищать свои позиции всеми возможными средствами; политика угроз, уже в первые послевоенные годы приведшая к взаимному недоверию, формирование каждой стороной «образа врага».Непосредственное начало «холодной войны» было связано с конфликтами в Европе и Азии. Разоренные войной европейцы с интересом относились к опыту ускоренного индустриального развития в СССР, после революции 1917 сумевшего быстро поднять свою промышленность и победить гитлеровскую Германию, до этого растоптавшую Западную Европу. Поэтому миллионы людей надеялись, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, может позволить быстро восстановить хозяйство и нормальную жизнь.

Черчилль в марте 1946 года в Фултоне в США выступил с речью в отношении СССР, и заявил что отношения СССР с одной стороны и США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве стран говорящих на английском языке. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом.В 1949 году был образован военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли США и большинство стран Западной Европы.Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Черчилль произнёс свою знаменитую речь в Фултоне в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 года оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана. Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так: Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.Итог: распад СССР, воссоединение Германии, прекращение действия Варшавского договора, распад Югославии и Чехословакии.

60). СССР в первое послевоенное десятилетие: экономика, политика, культура.

Масштабы разрушений в нашей стране были столь велики, что иностранные эксперты единодушно утверждали, что нашему гос-ву потребуется не менее 25 лет на восстановление народного хозяйства при условии финансовой помощи извне. Перспективы восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития экономики страны определил четвертый пятилетний план, принятый Верховным Советом СССР в марте 1946 г. Приоритетным направлением стало преимущественное развитие тяжелой промышленности за счет с/х. Труднейшие задачи по восстановлению экономики Советский союз решал за счет внутренних ресурсов и отчасти внешних поступлений(репарации, которые получала наша страна из Германии, Венгрии, Манчжурии, Румынии и Финляндии оборудованием, техническими материалами и документацией). Основным условием успехов в восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы был труд советских людей. К числу выдающихся трудовых подвигов трудящихся относится восстановление угольных шахт Донбасса. Важнейшей частью возрождения индустрии было восстановление электростанций и энергосетей. Поднимались из руин доменные и мартеновские печи, прокатные станы. В результате героических усилий советских людей уже к середине 1948 г. промышленное производство в основном было восстановлено. Однако в области сельского хозяйства дела обстояли далеко не лучшим образом. В течение четвертой пятилетки власть постоянно «экспериментировала» с системой управления колхозами и трудом колхозников. Результатом подобных экспериментов стала резкое ухудшение жизни колхозников и увеличение оттока сельских жителей в города и на новостройки страны. Некоторые демократические изменения произошли в общеполитической жизни страны: отмена чрезвычайного положения, упразднение ГКО, проведение выборов в Советы, 19 съезд партии и др. В то же время происходило ужесточение политического режима и усиление идеологического контроля в области литературы и искусства. Нарастала новая волна репрессий против интеллигенции, партийных и советских кадров (" дело врачей", " ленинградское дело", процессы по делам молодежных групп и т. д.). К концу 40-х годов стало очевидным, что выбор сделан в пользу " жесткого" курса. Были фактически уничтожены науки генетика, кибернетика, серьезный ущерб был нанесен биологии. В послевоенный период СССР и западные державы перешли от сотрудничества к конфронтации. Началась эра " холодной войны" - идеологического, политического противостояния капиталистической и социалистической систем. Руководители западных держав старались не допустить расширения сферы влияния СССР в странах центральной и юго-восточной Европы. СССР, в свою очередь, стремились укрепить свои позиции в этих странах, помогая проведению преобразований по советской модели " государственного социализма". В 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор, оформивший военный союз США и 11 западных стран (НАТО). США проводили жестокую политику, угрожая атомной бомбой СССР. Перед лицом военной угрозы в 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создали военный союз - Организацию Варшавского Договора.

61). Хрущёвская оттепель: политика, экономика, культура.

Культурная жизнь 50-60-х годов отразила противоречивый характер хрущёвской " оттепели", в которой парадоксальным образом соединились смелый прорыв в будущее в одних областях с откровенным застоем в других. Некомпетентное вмешательство Хрущёва в творческий процесс вырыло пропасть между жаждущей свободы творчества интеллигенцией и не сомневавшейся в своём праве давать ей руководящие указания партийной верхушкой. Вместе с тем, борьба против идеологических ограничений предыдущего периода привела к тому, что родилось новое поколение интеллигенции – " шестидесятники", которые называли себя " детьми XX съезда", – не приемлющее официального оптимизма и не доверявшее власти. Журнал «Новый мир». Центром идейной борьбы стал журнал «Новый мир», редактировавшийся в Твардовским. При поддержке Н.С.Хрущёва ему удалось опубликовать повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где впервые была поднята тема ГУЛАГа.Усиление волюнтаризма в политике Хрущева, грубость Первого секретаря в общении приводили его к изоляции, подрывали авторитет Хрущева как в народе, так и в партийном руководстве. В этих условиях ближайшее окружение Хрущева решилось отстранить его от власти, что и было сделано на Октябрьском пленуме 1964г. Но Хрущев, проигравший схватку за власть, не был уничтожен, как это было бы сделано при Сталине, а лишь отправлен на пенсию. Возможно, изменение политического стиля, отказ от мести и борьбы на уничтожение стало одним из важнейших итогов «оттепели». Общество стало относительно плюралистичным – у людей складывались разные мнения по поводу основных проблем жизни общества, и они могли обсуждать их, хотя и не переходя рамки основных коммунистических догматов. СССР стал одним из ведущих государств мира в области науки и техники, одним из двух мировых гегемонов, распространившим свое влияние от Кубы до Вьетнама. Начался «золотой век» советского кинематографа. Улучшилась жизнь людей, но социальные улучшения были неустойчивы, как и вся политика Хрущева. К концу правления Хрущева усилились продовольственные трудности, связанные с ростом военных расходов. Его попытки сэкономить на вооруженных силах вызвала недовольство военных, административные реорганизации – бюрократии, груба защита официальной идеологии – интеллигенции. О политике Хрущева, будь то внедрение кукурузы или ссора с Китаем, распространялись анекдоты. Страна спокойно встретила снятие Хрущева с поста, с приходом к власти Л. И. Брежнева «оттепель была свернута.

62). СССР во второй половине 1950 – начале 1960 годов.

5 марта 1953 г. умер Сталин. Председателем Совета Министров стал Г.М.Маленков. Министерство Внутренних дел возглавил Л.П.Берия. Н.С.Хрущёву поручили руководить Секретариатом ЦК КПСС. Между ними разгорелась скрытая борьба за власть.

Усиление позиций Берия встревожило его соперников. Против него выступила группа руководителей, которую возглавили Хрущёв, Булганин и Жуков. 26 июня 1953 г. Берия арестовали и впоследствии расстреляли как врага народа. В сентябре 1953 г. Хрущёва избрали первым секретарём ЦК КПСС. В 1955 г. после выдвинутых против него обвинений Маленков подал в отставку. Руководителем Совмина стал Булганин, министром обороны вместо него - Жуков. Это заметно усилило влияние Хрущёва.

Под контроль партии перешли органы госбезопасности. Прекратились массовые репрессии. В 1953-1955 гг. пересмотрели все

основные политические дела послевоенного времени. Сняли обвинения с репрессированных народов и восстановили государствен-лость многих их них. Этот процесс ускорился после XX съезда партии, который проходил в 1956 г., Хрущёв выступил с докладом, в котором Сталин был назван ответственным за массовые репрессии и катастрофическое экономическое положение страны. Через несколько месяцев вышло постановление ЦК КПСС " О преодолении культа личности и его последствий". После съезда началась массовая реабилитация политических заключённых. Большинство виновных в репрессиях избежало наказания.

Оттепель наступила и в сфере культуры. Возникли новые журналы демократической направленности: " Юность", " Молодая гвардия", " Москва", " Наш современник". Особую роль играл журнал " Новый мир" во главе с А.Т.Твардовским. Опубликовали некоторые произведения А.И.Солженицына. Наряду с этим культура продолжала испытывать идеологическое давление и грубое вмешательство лидеров партии. С конца 50-х гг. " оттепель" в духовной жизни пошла на убыль. После публикации за границей романа " Доктор Живаго" из Союза писателей был исключён Б.Л.Пастернак. Нападкам подверглись поэт А.А.Вознесенский, скульптор Э.Неизвестный, художник Р.Р.Фальк.

Десталинизация общества вызвала противодействие ряда лидеров партии. Летом 1957 г. семь из одиннадцати членов Президиума ЦК КПСС потребовали отставки Хрущёва. Благодаря поддержке Жукова и других партийных деятелей Хрущёв одержал победу. Вскоре все выступившие против Хрущёва были отстранены от власти. Жукова также сняли с поста министра обороны. В 1958 г. Хрущёв стал Председателем Совета Министров СССР. В его руках сосредоточилась государственная и партийная власть.

Была проведена реорганизация сельского хозяйства. С колхозов списали задолженность, повысили закупочные цены, увеличили государственные расходы на нужды деревни, снизили налоги на личные подсобные хозяйства, ввели для колхозников пенсии и паспорта. С 1954 г. начали освоение целинных и залежных земель. Это позволило на некоторое время ослабить зерновую проблему. В 1958 г. ликвидировали государственные машинно-тракторные станции (МТС), которые обслуживали колхозы. Техника за плату была передана колхозам. С 1958-г. началась ликвидация приусадебных хозяйств колхозников.

Успехи в сельском хозяйстве были только в первые годы. В начале 60-х гг. начались трудности с продуктами. Цены на ряд продовольственных товаров были повышены. Ширились антиправительственные настроения. В Новочеркасске столкновения с войсками привели к человеческим жертвам. Волнения произошли в Темиртау, Александрове, Кривом Роге, Грозном. С 1962 г. СССР начал заку-' пать зерно за границей.

Ускорение развития промышленности произошло благодаря реформе управления. В 1957 г. вместо ликвидированных отраслевых министерств и ведомств появились территориальные Советы Народного Хозяйства (Совнархозы), которым была подчинена вся промышленность регионов. В первые годы это дало положительный результат. Среднегодовые темпы роста промышленного производства в Советском союзе превысили 10 %. Реформа не затрагивала основ командно-административной системы, и вскоре возникли новые проблемы. В промышленности упор делался на производство средств производства. Уже в начале 60-х гг. темпы роста опять снизились до 1-2 % в год. Лёгкая промышленность развивалась медленнее.

В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая программа партии. В ней ставилась задача построения коммунизма через 20 лет.

Период " оттепели" начался и во внешней политике. Наладили отношения со странами, освободившимися от колониальной зависимости, прежде всего Индией, Индонезией, Египтом, Алжиром, Кубой. Им была предоставлена широкая экономическая помощь.

В 1956 г. антикоммунистическое восстание вспыхнуло в Венгрии. Оно было подавлено советскими войсками. Ухудшились отношения с Албанией и Китаем. Правительства этих стран не поддержали десталинизацию советского общества. В начале 60-х гг. дело дошло до прекращения экономической помощи и высылки китайских дипломатов из Москвы.

СССР предпринял шаги по прекращению гонки вооружений. В одностороннем порядке в два раза сократили численность вооружённых сил, объявили мораторий на испытание ядерного оружия. Сокращение армии сопровождалось ракетно-ядерным перевооружением. Визит Хрущёва в 1959 г. в США укрепил международный престиж Советского Союза. В 1963 г. министры иностранных дел СССР, США и Англии в Москве подписали договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

Новый поворот к " холодной войне" по вине обеих сторон начался весной 1960 г. Был сорван визит президента Д.Эйзенхауэра в Советский союз и встреча лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Неудачей закончилась встреча Хрущёва с новым американским президентом Дж. Кеннеди в июне 1961 г. в Вене. Сторонам не удалось договориться по поводу статуса Берлина, разделённого на две части с 1945 г. Вскоре власти ГДР с согласия Москвы воздвигли стену вокруг Западного Берлина.

Пиком противостояния явился Карибский кризис. В 1962 г. СССР разместил на Кубе ракеты, способные нести атомные заряды. США заявили протест и привели вооружённые силы в боевую готовность. Мир оказался на грани ядерной войны. После переговоров СССР вывел ракеты, а США сняли блокаду с Кубы.

Неудачи Хрущёва во внешней политике, снижение темпов экономического развития, ухудшение жизненного уровня, утрата личной популярности позволили противникам Хрущёва перейти в наступление. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС его обвинили в неправильной политике, сняли со всех постов и отправили на пенсию. Первым секретарём ЦК КПСС избрали Л.И.Брежнева, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н.Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР остался А.М.Микоян.

63). Особенности и противоречия развития советского общества в эпоху застоя (70 годы XX века – 1982 год).

Большое внимание в СССР уделялось постоянному культурному развитию общества.В период застоя после отката относительной демократизации времен оттепели, появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын.В эпоху застоя происходил неуклонный рост потребления спиртных напитков.Происходил и непрерывный рост числа самоубийств. Криминальная обстановка в стране оставалась сложной: За десятилетие с 1973 по 1983 год общее число ежегодно совершаемых преступлений увеличилось почти вдвое, в том числе преступных посягательств в сфере экономики за этот период возросло на 39 %. После разрешения в конце 1960-х призыва в советскую армию лиц с криминальным прошлым расцвела дедовщина, что явилось одной из причин разложения армии, желания эмигрировать из СССР сыграло определённую роль в последующем разложении советского общества.

64). Внешняя политика СССР в 60-70 годы XX века.

Внешнеполитическая деятельность в 70-х - годов была направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития общества, на формирование и утверждение нового типа международных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера " застоя" сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезные просчеты.

Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным направлениям; - развитие отношений с социалистическими странами; - поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами; - укрепление отношений со странами " третьего мира" - развивающимися государствами; - борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи(СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией.

В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода " Дружба" и газопровода " Союз", космическая программа " Интеркосмос", строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8, 3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508 млн.т. Причем цена на нефть была значительно ниже мировой.

Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшавского Договора (ОВД). Практически ежегодно в 70 - 80-е годы проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 года в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под угрозу политическую систему, возникла в Чехославакии. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и подавление враждебных сил.

Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Укрепились связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного сотрудничества.

Наряду с усиленными экономическими связями политическое взаимодействие было крайне незначительно. Особую позицию занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма.

Отношения же СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно подорваны. Советско-албанские отношения были прерваны еще в 1961 году.

В жесткой конфронтации СССР находился с Китайской Народной Республикой.

Обострение отношений между ними началось еще в конце 50-х годов, а в середине 60-х годов, с началом " культурной революции", китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 годах из страны выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. В 1969 году на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районах острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинске (Средняя Азия). На протяжении 70-х годов Китайская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и смерти Л.И. Брежнева в 1982 году отношения между двумя странами стали улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась" разрядка" во взаимоотношениях СССР и Франции. Президент Франции Шарль де Голь посетил Москву летом 1966 года. В 1966 - 1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж.Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ " Принципы сотрудничества между СССР и Францией".

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 года на выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 года. В этом договоре были признаны нерушимыми западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно.

Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством европейских и неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 году начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то, что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и военными державами.

После второй мировой войны международные события так или иначе были связаны с противостоянием великих держав. Соединенные Штаты, проводя политику гегемонии в мировых делах, встречали противодействие Советского Союза. Так было в Корейской войне 1950-1953 гг., так происходило и в период войны США во Вьетнаме в 60 - 70-е годы. В мае 1972 года в Москву прибыл президент США Р.Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В 1973 - 1976 гг. страны обменялись визитами руководителей государств, на которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы.

Пиком " разрядки", как называли процесс 70-х годов политические деятели, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки

Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г.

В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире. Однако с начала 80-х годов произошло резкое ухудшение отношений СССР с Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Новый президент США Р.Рейган объявил СССР " империей зла" и провозгласил " крестовый поход" против коммунизма.

Важным направлением внешней политики Советского Союза было укрепление позиций в странах " третьего мира", развитие экономического, политического и военного сотрудничества.

Победа Вьетнама в войне с США в 1975 году ознаменовала собой апогей периода поступательного движения социализма в этом регионе. В 60-70-х годах постепенно возрастало количество стран, которые выбрали путь социалистической ориентации. В первую очередь это касалось Африканского и Азиатского континентов.

В 1967 году вспыхнула арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников.

В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало повстанческие движения в различных странах, прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако здесь его влияние постепенно стало падать и уступать китайскому, которое возрастало в силу территориальной близости и наличия в этих странах большого количества этнических китайцев.

В 60-70-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Африке (Ангола, Эфиопия, Мозамбик), а также лидеров некоторых стран, проводивших дружественную СССР политику.

Крупный международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Афганские события понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической сферы.

60-70-е годы в международных отношениях были годами " холодной войны", начатой после второй мировой войны и характеризующейся военно-политической конфронтацией социалистических и капиталистических стран, широкомасштабной гонкой вооружений и балансированием на грани тотальной войны. Важнейшим направлением внешней политики Советского руководства в эти годы была борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

Развернувшаяся " холодная война" потребовала огромных военных расходов, так как была связана с производством дорогостоящих видов ядерного и ракетного оружия, других видов вооружения и военной техники. Так за 32 послевоенных года (с 1946 по 1977 гг.) прямые военные расходы США превысили 1800 млрд. долларов, то есть составили фантастическую величину в 3, 5 раза больше всего основного капитала обрабатывающей промышленности США. Приведенные данные означают, что крупный скачок в гонке вооружений развернулся в начале 80-х годов. Советское государство было вынуждено принимать адекватные меры, чтобы добиться военного равновесия. Величайшим трудом советского народа к середине 70-х годов военное равновесие с США было достигнуто. Оно опиралось на созданный экономический и научно-технический потенциал, военно-промышленный комплекс. Новый виток гонки вооружений, начатой в 80-х годах, потребовал еще больших усилий и в условиях начавшегося спада производства оказался непомерным. Послевоенный мир был достигнут дорогой ценой, хотя в этот период в мире полыхали многочисленные войны и военные конфликты, мировой войны удалось избежать. В этом был главный результат внешнеполитической и военно-политической деятельности Советского руководства.

65). Перестройка и её итоги (1985-1991 годы).

Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг.

1985—1986 гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством— знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер (государственная приемка продукции). Одновременно произошло обновление высшего партийного и государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик.

Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы.

1987—1988 гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование— в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).

Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом росло. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20—30-х гг. («Мы» Е. И. Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Маленькая повесть» В. П. Некрасова, «Верный Руслан» Г. Н. Владимова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова), публицистические статьи И. Клямкина, О. Лациса, Г. Попова, философские опусы Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина... На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации.

Общество решительно выступало за углубление реформ, голоса консерваторов в рядах КПСС тонули в требованиях ускорить преобразования. В 1988 г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти— Съезд народных депутатов.

В 1987 г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск из Афганистана, 1988).

1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Интерес к этим трансляциям был огромен: выступления депутатов А. Д. Сахарова, А. А. Собчака, Ю. Н. Афанасьева, Б. Н. Ельцина, Ю. А. Власова и др. становились фактом общественно-политической жизни. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

66). Новое мышление во внешней политике СССР во второй половине 80 годов XX века.

В междун политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения. Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.Главная мысль заключалась в необходимости защиты общечеловеческих ценностей, несмотря на идеологические и экономические разногласия (в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС, заставившая все страны по-новому посмотреть на перспективы развития человечества).

67). Распад СССР: причины, ход, значение, формирование российского государства.

АВГУСТ Путч 19 - 21 авг. 1991 - попытка антиконституционного переворота, осуществлявшаяся консервативным крылом руководства СССР и КПСС. Был направлен на восстановление в полном объеме власти партийно-госуд номенклатуры. Мятеж возглавил Гос.комитет по ЧП (ГКЧП) в составе О. Д. Бакланова, В. А. Крючкова, В. С. Павлова, Б. К. Пуго, В. А. Стародубцева, А. И. Тизякова и Г. И. Янаева. Для придания своим действиям видимости легитимности путчисты заявили, что президент СССР М. С. Горбачев не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Его функции были возложены на вице-президента Янаева. В Москву были введены войска, а Горбачев блокирован на даче в Крыму. Запрещались деятельность оппозиционных КПСС общественных объединений и выпуск демократ прессы, восстанавливалась цензура. Сопротивление мятежу оказало руководство РФ во главе с президентом РСФСР Ельциным, опиравшееся на поддержку россиян, прежде всего населения Москвы. Путч окончился провалом. Его результатами явились падение коммунистического режима и ускорение распада СССР.Одним из указов Ельцина прекращалась деятельность КПСС. Президент СССР Горбачев по сути стал выполнять декоративную ф-ию т.к.все расположенные на терр.РСФСР общесоюзные органы переходили в ведение российского президента.25 апр.1993г.был проведен референдум в ходе которого большинство заявило о доверии през.РФ Ельцину.Был распущен парламент. 29 сент.президент предъявил оставшимся в здании верховного совета ультиматум-покинуть его до 4 окт. Все это вылилось в массовые беспорядки(штурм мэрии, телецентров, кремля).В столице было объявлено ЧП и введены войска.Был обстрелян Белый дом. Мятеж провалился, результатом стало крушение СССР. 12дек.1993г.состоялись референдум по конституции и выборы в гос.думу.

68). Россия в 90 годы. Изменения в экономике и политическом устройстве.

Главой испол власти Рос стал избранный всенарод голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин " раздавал" суверенитеты " каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании СНГ. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внутр политика. С началом 1992 года обстановка в стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию. В 1994 году жизненный уровень составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Все это привело к тому, что две трети населения России к 1995 году продолжали пребывать у черты бедности.С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и услуг. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере, а падение производства продолжало с каждым годом прогрессировать. Особенно резко сократился выпуск продукции станкостроительной, металлургической, угольной промышленности. Ряд регионов России поразил энергетический кризис.

Эконом кризис негативно сказался и в аграрном секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота. Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться из-за недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их нуждам руководителей ряда регионов страны, непомерных налогов. В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

69). Власть и общество в России в начале XXI века.

Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть — впервые в современной России — по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России. Значительное количество избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.За предложенный проект Конституции высказались 58, 4% участников референдума. Новый Основной Закон ликвидировал советскую систему власти. Полновластие Советов ушло в прошлое.

Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. В начале 1998 г. указом Президента Черномырдин был отправлен в отставку. Его преемником стал С. В. Кириенко. Он попытался смягчить последствия финансового кризиса, приближение которого становилось все очевиднее. Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, которые превосходили возможности бюджета.17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам. Одновременно был отменен «валютный коридор», удерживавший в 1995—1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в 4 раза. Денежные вклады населения второй раз за 7 лет обесценились, доверие к банкам и Правительству было утрачено. Банковская система страны оказалась сильно подорванной

Первые результаты экономических реформ. В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления

70). Международное положение и внешняя политика России конца XX – начала XXI века.

После распада СССР во внешней политике России выделилось два направления: 1) ближнее зарубежье и 2) дальнее зарубежье. Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества СССР, создания границ. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн. русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами. Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. Ныне раздел флота произведен, достигнута договоренность о том, что российский Черноморский флот на правах аренды будет базироваться в Севастополе. Во внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться эк-кой поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира. Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда, заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений между РФ и США, подписанные важных соглашений с Китаем, установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией, Японией и др. В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы.

Внешнеполитическая стратегия России в 2000 — 2001 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России.Важным направлением внешней политики является поддержка Россией ООН, ее усилий по поддержанию мира и международной стабильности. Россия придает большое значение сохранению важнейших международных договоров, в особенности советско-американского Договора по противоракетной обороне 1972 г. как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.В 1999 — 2001 гг. В. В. Путин неоднократно призывал международное сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. События в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне, подтвердили правоту российского Президента.Россия присоединилась к усилиям США и других стран мирового сообщества по подготовке и проведению контртеррористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО. В мае 2002 г. в Риме Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности. Тогда же был подписан Договор между Россией и США по стратегическим наступательным вооружениям, предусматривавший их сокращение каждой стороной на 75%. Более энергично развиваются отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Новый импульс был придан отношениям с Украиной и Белоруссией.Отношения стратегического партнерства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР.Постоянным стало участие Президента России в работе не только «большой восьмерки», но и других международных форумов.Наметившийся в последние годы спад интереса к России сменился повышенным интересом к ней. В отношениях России с Западом стало меньше взаимной подозрительности и недоверия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормирование | Общие положения. «анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия».
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.042 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал