Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учредительное собрание и его судьба⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
В начале XX в. требование созыва Учредительного собрания в России содержалось в программах большинства политических партий либерального и социалистического толка. С февраля 1917 г. это требование стало всеобщим. 25 марта 1917 г. постановлением Временного правительства было созвано Особое совещание для разработки проекта положения о выборах в Учредительное собрание. В итоге был подготовлен достаточно демократический избирательный закон, вводивший всеобщее (включая женщин и военнослужащих) прямое и равное избирательное право при тайном голосовании без каких-либо цензов, кроме возрастного (для всех – 20 лет, для военнослужащих – 18 лет). Но выборы под разными предлогами откладывались, их дата несколько раз переносилась. Вначале они были назначены на 17 сентября, затем отсрочены до 12 ноября 1917 г. В это время инициатива перешла в руки большевиков. Захватив власть, они добились принятия II Всероссийским съездом Советов декретов о земле и мире, которые отвечали основным чаяниям народов России, поэтому большевики, осуществив выборы в Учредительное собрание и не победив на них (они получили лишь 23, 9 % голосов, эсеры – 40 %, меньшевики – 2, 3 %, кадеты – 4, 7 % и др.), сумели разогнать 6 января 1918 г. Учредительное собрание после того, как победившее на всенародных выборах большинство отвергло предложение большевиков утвердить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», т. е. не признало Советскую власть и ее декреты. В результате большевики сохранили власть в стране. Однако разгон ими Учредительного собрания исключал гражданский мир и демократическое развитие страны. После роспуска Учредительного собрания большевики быстро осуществили дополнительные меры по укреплению советской государственности. 10 января 1918 г. открывшийся в Петрограде III Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов провозгласил Российскую Советскую Республику. Съездом были приняты: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», отвергнутая Учредительным собранием; закон «О социализации земли», утверждавший принципы уравнительного землепользования; резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики». Кроме того, Временное рабочее и крестьянское правительство было переименовано в Рабочее и крестьянское правительство Российской Советской Республики и была дана санкция на роспуск Учредительного собрания. 44. На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из одного народного судьи (избирался Советами) и 2 или б заседателей (утверждались исполкомами Советов), который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства). Параллельно с рассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами. Развитие уголовного права в период Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с «революционным правосознанием», что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам. Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. Издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве. Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий. Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера 45. Конституция РСФСР 1918 г. Советская система управления, федеративное устройство государства, избирательная система, права граждан Трудящиеся формировали свои представительные органы-советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на уровне городов и селений. Далее вышестоящие советы формировались на основе делегирования их депутатов нижестоящими из своей среды. Также формировался и состав делегатов Всероссийского съезда Советов, т.е. избирательная система являлась многоступенчатой. В условиях первых послереволюционных месяцев и Гражданской войны многоступенчатая непрямая система выборов в советы разных уровней была продиктована причинами технологического характера, а в последующее время она стала своеобразным фильтром, препятствующим проникновению небольшевистских элементов на верхние уровни принятия государственных решений. Избирательное право было всеобщим для всех трудящихся граждан, достигших 18-летнего возраста, вне зависимости от вероисповедания, национальности, пола, оседлости. Голосование могло быть тайным, так и открытым. Было провозглашено и право отзыва депутатов Советов. 10 июля 1918 г. Была принята Конституция РСФСР. Основы Конституции разрабатывались с учетом положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция РСФСР закрепляла сл. Положения: 1) Политическую основу РСФСР – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 2) Социальную основу - диктатуру пролетариата 3) Монополию государства в сфере экономики (высший орган по управлению Высший Совет народного хозяйства) 4) Полную национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности 5) Объявление РСФСР – по устройству Федерацией 6) Опр системы органов госуд власти: Конституция РСФСР 1918 г. закрепила сложившуюся к июлю 1918 г. систему высших органов государственной власти и управления Советской России. Высшими органами гос. власти и управления РСФСР являлись Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), его Президиум, Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК). ВЦИК и СНК формировались решением Всероссийского съезда Советов. При этом разграничение полномочий между ними проводилось достаточно непоследовательно (марксистская правовая доктрина отвергла принцип разделения властей как буржуазный), однако в целом ВЦИК являлся законодательным органом, а СНК - правительственным. СНК состоял из председателя (первым председателем Совнаркома был В.И. Ленин), его заместителей и народных комиссаров-руководителей народных комиссариатов, органов отраслевого управления, всего их в тот период было 18.
46. Конституция (К) - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР. К состояла из двух разделов. 1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода). 2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав: 1) О предметах ведения верховных органов власти СССР; 2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; 3) О съезде Советов СССР; 4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР; 5) О Президиуме ЦИК СССР; 6) О Совете Народных Комиссаров СССР; 7) О Верховном Суде СССР; 8) О народных комиссариатах СССР; 9) Об Объединенном государственном политическом управлении; 10) О союзных республиках; 11) О гербе, флаге и столице СССР. В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства. Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К. В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР. Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов. 46. Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие. Правительство страны сохраняло своё название — Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчётным Верховному Совету и его Президиуму. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские. Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой. Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры. В главе II Конституции “Государственное устройство” закреплялись принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза. 49. Особое место в Истории государственного управления России занимает государственное управление в годы Великой Отечественной войны. 51.1953 г., умер Сталин, после этого идёт борьба за власть: Берия, Хрущев (Маленков, Жуков), после этой борьбы расстрелян Берия. До этого был генеральным секретарём, 1-ый секретарь партии (Хрущев). Отправная точка – ХХ съезд КПСС в феврале 1956 г. (самый продолжительный съезд, с 14-25 февраля). Основные идеи докладов на этом съезде: обновление общества, демократизация, придание нового импульса экономическим и социальным отношениям. Так же доклад Хрущева о культе личности Сталина (готовила доклад специальная комиссия), не все политбюро (президиум ВС) поддержало доклад, после прочтения он был засекречен. Основные выводы опубликованы в постановлении ЦК КПСС “О преодолении культа личности Сталина”, без какой-либо конкретной информации. Выводы этого постановления:
Демократизация – проявляется:
Все отрасли кодифицировались по одному плану: сначала принимались основы союзного законодательства по определенной отрасли, а на основании этих основ, принимались в союзных республиках соответствующие нормативно-правовые акты. В 1958 г. приняты основы Уголовного законодательства СССР. На основании них приняты УК всех союзных республик. 1961 г. – Гражданское право кодифицировалось, а 1964 г. – гражданский процесс. 1968 г. – основы о браке и семье. 1970 г. – основы трудового законодательства СССР. Были составлены кодексы законов о здравоохранении, финансам и др. Планировалось создать Свод законов СССР, началась работа в 60-е, но прекратилась в середине 80-х, т.к. началась перестройка, таким образом, свод законов не был создан. Гражданское право Гражданские права были расширены и конкретизированы. В целом ГП затрагивает не только имущественные отношения, но и неимущественные (авторские, изобретательские). Осуществляется защита чести и достоинства. Виды собственности прежние: государственная (общественная), личная собственность граждан, по Конституции 1977 г. - общественных организаций и кооперативная. ГП и гражданский процесс улучшили защиту имущественных отношений граждан, в связи с ростом материального состояния советских граждан. Серьезная попытка уточнить правовой статус государственной собственности, 1963 г. перевод предприятий на хозрасчет (реформа Косыгина, но Брежнев её свернул). Относительная свобода заключения договоров, выбора смежников, реализации продукции. Трудовое право. Гуманизация: отмена судебной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Но одновременно расширение прав руководителей предприятий в отношении нарушений трудовой дисциплины (ст. 33). Принято положение " О порядке разрешения трудовых споров". Рост зарплаты, сокращение рабочего времени. В 1965 г. переход к 6 и 7 часовому рабочему дню. 1967-68 г. – переход к 5-ти дневной рабочей недели, но общая продолжительность не изменилась. В 1966 г. – новое положение о трудовых договорах. Возращение к КЗОТу 22 г., основные его направления - защита рабочих. Расширение сферы применения трудового права, теперь и на временных и сезонных рабочих. Развивается социальное законодательство, как под отрасль трудового – закон о пенсиях 1956 г. Впервые введены общие принципы для назначения пенсии, её размер зависел от стажа, возраста и зарплаты. До этого не было, были только ведомственные акты. Но колхозники не получили. В 60-е распространилось и на них. 1-ая колхозная пенсия – 8 р.(10 кг сахара). Колхозное право. 1956 г. – закон о разрешении колхозам вводить изменения в примерные уставы сельскохозяйственной артели (1935 г.). Основные изменения, которые можно вводить: о размере приусадебного участка, о минимуме трудодней и исключение из членов колхозов. В 1958 г. отменены натуральные платежи колхозам. Оставалась система закупок, но закупочные цены в 58 г., были повышены, что привело к росту цен на сельхозпродукцию. В 1956 г. введено ежемесячное денежное авансирование колхозов (раньше 1 раз в год). Привело: 1) к росту благосостояния колхозов; 2) ликвидации жесткого соотношения между произведенной продукцией и выплатой денег за неё, и это привело к невыполнению плана и возникновению долгов колхозников. В 1969 г. – новый примерный устав сельскохозяйственной артели, он закрепил вышеперечисленные принципы, в том числе ежемесячную зарплату. 52. Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.
|