Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы воспитания






Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Так как субъекты организованного процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического коллектива в качестве совокупного субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом. Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия воспитанников с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с воспитанниками.

Форма воспитания - это система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействий участников воспитательного процесса как коллективной деятельности, взаимодействия его участников.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна

их классифицировать, охарактеризовать (Приложение1). По количеству участников выделяют следующие типы форм воспитательной работы:

1)Индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником; На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество заключается в возможности очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания - серьезное препятствие на пути его широкого распространения.

2)Групповые — несколько участников (временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте. Данная форма организации воспитания получила также название коллективной. Воспитание в духе коллективизма является одним из ведущих принципов педагогики, а формирование коллектива выступает целью воспитательной работы. Но нельзя доводить дело воспитания до абсурда, опираясь только на коллективное воспитание, и ущемлять при этом развитие индивидуальности. Коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков. Во-первых, это общая социально значимая цель. Как правило, цель есть у любой группы: ее имеют пассажиры, севшие в автобус, преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель и на что она направлена. Цель коллектива должна совпадать с общественными целями, при этом поддерживаться обществом и государством, и не должна противоречить господствующей идеологии, законам государства. Во-вторых, коллектив отличает такой признак как общая совместная деятельность для достижения намеченной цели, общая организация данной деятельности. Люди объединяются в группы для наиболее быстрого и эффективного решения какой — либо проблемы, достижения цели. Для этого необходимо, чтобы каждый член группы принимал активное участие в совместной деятельности коллектива. Всех членов группы отличает личная высокая ответственность за результаты совместной деятельности. Между участниками процесса устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство моральных переживаний, оценочных суждений. Третий признак коллектива это общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективом должны формироваться при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов группы.

3) Массовые — несколько классов, несколько групп, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия. Классифицируются по количеству организаторов: организуемые одним человеком, группой организаторов или всем коллективом;

По результату; результатом могут быть:

-информационный обмен;

-выработка общего решения, коллективного мнения;

-общественно значимый продукт (например: стенгазета, поздравление к празднику, помощь престарелым людям, театрализованное представление для зрителей и т. д.);

По наличию предварительной подготовки:

-экспромт (отрезок воспитательной работы осуществляется без предварительной подготовки, например, когда классный руководитель вынужден немедленно разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учащимися),

-планируемые как отдельный эпизод воспитательной работы (например, воспитательное мероприятие),

-планируемые как итог воспитательной работы за длительный период времени (например: сбор, подводящий итоги коллективной творческой деятельности, или классное собрание по итогам четверти);

По характеру включения воспитанников в деятельность:

-предусматривающие обязательное (но не принудительное!) участие всех воспитанников,

-предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива (например, участие в мероприятии может быть обязательным для организующей его инициативной группы, для остальных – добровольным),

-основанные на добровольном участии;

По взаимодействию коллектива с другими людьми и коллективами:

-открытые (для других, совместно с другими),

-закрытые (только внутри коллектива, для своего коллектива);

По способу влияния педагога: непосредственные (педагог влияет на личность воспитанников напрямую) и опосредованные (через кого-то: через коллектив класса, через близких друзей воспитанника, через родителей, через других педагогов и т. д.);

По включению воспитанников в подготовку: подготовленные с участием или без участия воспитанников;

По субъекту организации:

-формы, в которых организаторами выступают педагоги;

-формы, в которых деятельность организуется на основе сотрудничества педагогов и воспитанников;

-формы, в которых инициаторами и организаторами являются воспитанники;

По длительности применения:

-форма воспитания как эпизод воспитательного дела, мероприятия (например, одним из этапов командного конкурса может проходить в форме эстафеты, другой – в форме состязания знатоков по правилам брэйн-ринга и т. д.),

-как мероприятие определённой формы (например: беседа, вечер отдыха, классное собрание, сбор),

-форма воспитания как система воспитательных дел и мероприятий, рассчитанная на длительный срок реализации (например: система дежурств по школе, осуществляемая в течение всего учебного года, система классных часов объединённых общей темой и т. д.);

По частоте использования:

-традиционные: а) широко известные и применяемые в массовой практике, давно признанные педагогической общественностью; б) входящие в систему традиций школы, класса;

-эпизодические: а) формы, которые в силу их специфики нельзя применять часто (например, очень сложные в организации или оказывающие на воспитанников сильное эмоциональное воздействие, рассчитанные на эффект неожиданности); б) являющиеся эпизодическими в работе школы, класса, конкретного педагога;

-нестандартные: а) новые в педагогической практике и науке; б) ранее не применявшиеся в данной школе.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно - оздоровительной, ценностно - ориентационной. В свое время

Н. И. Болдырев выделял формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

1) словесные — это собрания, сборы, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

2) практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и др.;

3) наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы с воспитанниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения студентов, преподавателей, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике образовательных учреждений всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях.

Игровые формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых или содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание уделяется психологическим формам работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.

Для успеха дела, использования разных форм работы с воспитанниками воспитатель должен учитывать их индивидуальные особенности, осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы имеет в себе и воздействие словом, и переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании следует выделить такие обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

К сожалению, классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно оценивать положительно. Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы со временем теряют свою новизну и не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стремятся к использованию многообразия форм организации деятельности коллектива, тем самым совершенствуя процесс воспитания.

 

Заключение.

Ввиду своей важности, проблема воспитания занимает определенное место в специальном образовании. Проблему воспитания в настоящее время поднимают в своих работах многие современные авторы, она представлена во многих учебно-методических пособиях, а также находит свое отражение на страницах предметных журналов, в частности, «Педагогика». Методы и формы воспитания выступают основными способами педагогического взаимодействия в воспитательном процессе. В нашей работе представлена актуальность данной проблемы, рассмотрены все существующие на сегодняшний день методы воспитания и их классификации, а также представлены формы организации воспитания. Исходя из поставленной нами цели, следует сделать следующий вывод: воспитатель сам выбирает и использует систему методов воспитания согласно намеченным целям. Так как они являются «инструментами прикосновения к личности»(А.С.Макаренко), при их выборе необходимо учитывать все особенности и индивидуальные черты личности воспитанника. Эффективность решения проблем воспитания, воспитательных задач зависит от множества условий и факторов, а также от последовательности и логики применения совокупности методов и форм воспитания. В реальных условиях педагогического процесса методы и формы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных " уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод и форма может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами и формами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

В заключение хочется отметить: с древних времен люди понимали значимость воспитания, и главное, чтобы каждый помнил слова Древнегреческого философа Эпиктета «Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек».

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения, характера взаимоотношений с людьми, образа жизни. Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

Педагогическая наука до сих пор не имеет единого взгляда на то, как нужно воспитывать детей. Всегда существовали и до сих пор существуют два абсолютно противоположных взгляда на воспитание: воспитывать детей нужно в страхе и повиновении или же воспитывать добротой и лаской. Если бы хотя бы один из подходов был отвержен обществом, то он бы уже давно прекратил свое существование. Но в том - то и вся сложность: большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких условиях, имеющие суровые и неуступчивые взгляды на жизнь, а с другой стороны современное общество нуждается в добрых и интеллигентных людях, воспитанных в гуманистических условиях.

 

 

Литература

1. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984 г.

2. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1980 г.

3. Грищенко Л.И. " Теория и методика воспитания", изд-во " Академия", 2005. 240 с.

4. Краевский В.В. " Методология педагогики", изд-во " Академия", 2006. 400с.

5. Левитан К.М. - «Юридическая педагогика». - С. 274-286.

6. Маленкова Л.И. - «Теория и методика воспитания».Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 5-8, 191с.

7. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов " Педагогика", 2008. -576с

8. Столяренко А.М. «Юридическая педагогика».Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000 г. - 289 с.

9. Харламов И.Ф. " Педагогика", изд-во " Университетское", 2002. 560с.

 

Приложение №1.

 


[1] Теория педагогики К.Д. Ушинского

[2] В.С. Нерсесянц. Сократ: диалоги. Издательство «НАУКА» Москва, 1977г.

[3] Очерки библиографического характера под общей редакцией В.Г. Базанова, Л.Н. Смирнова

[4] Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие.- Феникс, 2002.-544 с.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал