Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 5. Принятие решений в системе государственного и муниципального управления
Важное место при принятии любого государственного и муниципального решения занимает процесс разработки такого решения. Выделяют два вида политических решений: - коллегиальные решения, принимаемые коллегиальными (представительными) органами власти; - единоличные (авторитарные) решения, принимаемые руководителями соответствующих властных институтов (министры, руководители регионов, главы муниципальных образований и местных администраций и др.). При подготовке таких решений существует своя процедура, строго прописанный регламент подготовки и принятия решений. Причем регламент прописывается органом или лицом самостоятельно в соответствии со сложившейся практикой или принятыми международными и государственными нормами. В основном процедура подготовки проекта политического решения сводится к следующим действиям. Высшее должностное лицо, глава муниципального образования или депутат (группа депутатов) готовят проект политического решения, не обязательно обличенный в четкие юридические и иные формы, выражающий, как правило, просто " мысль", затем проект решения поступает на рассмотрение в юридические и иные инстанции для согласования его с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами РФ и международного сообщества, после прохождения юридической и иной экспертиз проект поступает на рассмотрения должностного лица или органа власти, готовящего данный проект решения, последняя стадия - это непосредственное принятие решения. При этом необязательно, что любой проект, прошедший экспертизу и все инстанции согласования будет принят и введен в действие. На практике свыше 50% готовящихся проектов не принимаются. В большей части это проекты решений законодательных и представительных органов власти. Однако случается, что решения не принимаются Высшими должностными лицами и главами муниципальных образований. Причины могут быть разные, в том числе и изменившаяся политическая ситуация, и значительно преобразованный проект по сравнению с первоначальным, и т.д. Подготовка и принятие технических решений отличается от политических. В принятии технических решений могут участвовать также и Высшие должностные лица, и главы муниципальных образований, хотя они относятся к государственным и муниципальным служащим категории группы А. Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, но обладает, кроме представительных, распорядительными функциями. Главы субъектов Российской Федерации, в большинстве своем, являются главами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Принятие технического решения, как правило, сводится к следующей процедуре: - проект решения готовится в одном из органов исполнительной власти по своему профилю (отрасли); - подготовленный проект поступает на юридическую и иную экспертизу; - после прохождения экспертизы проект решения поступает в отраслевые и территориальные органы исполнительной власти для согласования; - после прохождения процедуры согласования проект поступает на подпись должностного лица, имеющего право принятия такого решения; - после подписания, решение поступает в регистрирующий орган, и после регистрации вступает в силу. В некоторых субъектах Российской Федерации созданы коллегиальные органы исполнительной власти - Правительство субъекта федерации, которое, как и Правительство Российской Федерации, может принимать коллегиальные технические решения. Разработка и принятие коллегиальных решений имеет свою специфику, которая используется не только в органах государственной и муниципальной власти, а также в акционерных обществах, общественных, политических и др. организациях. Ответственным за разработку коллегиального решения, в отличие от авторитарного, является не должностное лицо, а орган или политическое лицо, которое имеет право внесения проекта решения на рассмотрение коллегиального органа. Принятие коллегиального решения осуществляется соответственно тем органом, который в силу своей компетенции имеет право на такое действие. Так, принятие Законов относится к компетенции Федерального собрания РФ или Законодательных органов субъектов РФ, Постановление принимает Правительство РФ или субъектов РФ и органы местного самоуправления. Как правило, коллегиальное решение принимается большинством голосов от присутствующих на заседании. В тоже время должно присутствовать, как правило, более половины от числа, установленного для данного органа. Есть вопросы, по которым принимается решение квалифицированным большинством, не половиной плюс один голос, а 2/3 голосов, либо от числа присутствующих, либо от числа, установленного для данного органа. Процедуры принятия коллегиальных решений прописываются в соответствующих регламентах данных органов власти, если таковое не прописано в Конституции РФ, законах РФ и законах субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах. Таким образом, разработка и принятия государственного решения является задачей многоступенчатой, требующей внимательного подхода и не допускающей скоропалительного необдуманного действия. Тем не менее, существуют некоторые типовые модели принятия решений применительно к органам государственного управления.
Данная страница нарушает авторские права?
|