![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э.Эриксона.
Выросла из психоанализа, но различия: 1. в центре внимания – стр-ра Эго и ее развитие, а не оно и супер эго как у Фреда. 2. у Фрейда отношения ребенок – общество антагонистические, у Эриксона - сотрудничество 3. Эриксон отрицает роль сексуальности как источника развития 4. у Фрейда двухфакторная теория, у эриксона «многофакторная», решающая роль еще и в активности человека. Эриксон рассматривает развитие человека на протяжении всей жизни.
Развитие личности определяется взаимодействием трех линий:
Главным содержанием процесса развития личности становится процесс становления эго-идентичности. Идентичность – самотождественность, параметры идентичности: Ø самотождественность-внут.тождественность самому себе во времени Ø признание самотождест окружением Ø уверенность в том, что внутр и внешн идентичность сохраняются (верность самому себе) Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда).
Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, сущ сеситивные периоды к равитию какого- то определенного свойства личности. Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности. Кризис осуществляется в радиусе значимых соц отношений. Общество предлагает ритуализации (они имеют общедоступное значение – вып вечер…; сочетают устойчивость и повторяемость с определенной новизной – укладывание спать ребенка, но каждый раз что-то новое; рит действия сохр на протяжении всей жизни человека, приобретают новые формы). противоположность при негативном сценарии личности – ритуализмы (тоталитаризм например). Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.
|