![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регуляция выведения каловых масс
Опорожнение кишечника, так же как и выделение пищеварительных соков, акт рефлекторный. Нервный центр рефлекса располагается в спинном мозге, реагирует на импульсы, идущие от механорецепторов, находящихся в стенке толстого кишечника. Непроизвольное опорожнение наблюдается у детей раннего возраста – растяжение стенок нижележащих отделов толстого кишечника раздражает рецепторы, которые посылают нервные импульсы в спинной мозг, в свою очередь импульсы, идущие от спинномозгового центра заставляют сокращаться мышцы живота, диафрагмы и мышцы кишечника. Произвольное устанавливается позже, когда созревают отделы коры головного мозга, ответственные за акт. Человек может задерживать опорожнение кишечника.
Возрастные особенности обмена веществ. Жизнедеятельность организма ребёнка связана с непрерывными затратами веществ и энергии. В организме происходит распад веществ с высвобождением энергии – диссимиляция (катаболизм) и их синтез с затратой энергии – ассимиляция (анаболизм). Процессы ассимиляции и диссимиляции согласованы между собой и образуют целостную систему обмена веществ. Обмен веществ может находится в трёх основных состояниях: - роста – процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции; - динамического равновесия – катаболические реакции находятся в равновесии с анаболическими; - частичного разрушения структур – процессы диссимиляции преобладают над процессами ассимиляции. К основным этапам обмена веществ относятся: переваривание химических веществ – их всасывание в кровь и лимфу – транспорт к тканям – обмен в клетке (внутриклеточный, или промежуточный). Можно говорить об обмене питательных веществ и энергетическом обмене. Окислительно-восстановительные реакции, идущие в организме, можно разделить на два типа: идущие в присутствии кислорода – аэробные, и без него – анаэробные. Аэробные реакции идут в митохондриях клетки, анаэробные в цитоплазме. Основной обмен – энергетические затраты организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимально необходимого для жизни клеток уровня обменных процессов. В организме постоянно происходит обмен белков, жиров, углеводов, микроэлементов и солей, витаминов. Белки – незаменимы в организме (только они содержат азот), они не откладываются в запас, организм должен постоянно получать их извне. Продуктами расщепления белков являются аминокислоты, которые поступают в кровь и идут затем на построение других белков, необходимых организму, или расщепляются до воды, аммиака, мочевой кислоты и мочевины с выделением энергии. Аминокислоты делятся на заменимые и незаменимые, без которых синтез резко нарушается, они всегда должны поступать в организм. Углеводы – являются универсальным источником энергии, расщепляются до глюкозы. Особенно интенсивно потребляются в период роста и при стрессовых ситуациях. Очень чувствительна к недостатку сахаров в крови нервная система. Откладываются в запас: в печени и мышцах в виде гликогена. Конечными продуктами обмена углеводов являются вода и углекислый газ. Могут вырабатываться из продуктов обмена белков и жиров. Жиры – богатые энергией вещества, в пищеварительном тракте распадаются до глицерина и жирных кислот. Так же, как и углеводы, могут откладываться в запас и вырабатываться из продуктов обмена белков и углеводов. Жиры растворяют некоторые витамины (А, D, Е), что способствует их усвоению организмом. Конечные продукты распада – вода и углекислый газ. И белки, и жиры, и углеводы необходимы для построения структур организма и для получения энергии. Вода – входит в состав крови и лимфы, путём её испарения регулируется температура тела. Выводится из организма почками, потовыми железами, лёгкими, кишечником. В норме потребность организма в воде составляет 2–2, 5 л/сутки. Водный баланс – общее количество потребляемой воды к количеству выделенной. Если воды выводится из организма больше, чем поступает, то возникает чувство жажды. Организм также постоянно нуждается в поступлении минеральныхвеществ, без которых невозможно его нормальное функционирование. Например: К, Cl, Na необходимы для проведения нервных импульсов, поддержания pH; P и Ca – входят в состав костей; Fe – входит в состав гемоглобина; Cl – в состав желудочного сока. Минеральные вещества поступают в организм в растворённом виде, поэтому говорят о водно-солевом обмене. Витамины – органические соединения, совершенно необходимые для нормального функционирования организма. Входят в состав многих ферментов. Повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Они необходимы для стимулирования роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций. Большинство витаминов не образуется в организме человека. Требуются в очень небольших количествах. Разрушаются при варке. При их недостатке развиваются авитаминозы. При избыточном употреблении некоторых витаминов (витамина А, В, D) могут возникать гипервитаминозы. Как авитаминозы, так и гипервитаминозы, сопровождаются различными нарушениями деятельности практически всех систем организма. Возрастные особенности: основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. Величина основного обмена у девочек ниже, чем у мальчиков. В первые годы жизни (до 6 лет) развитие мышечной энергетики идёт за счёт увеличения аэробных возможностей, что связано с усиленным развитием митохондриального аппарата скелетных мышц. Это увеличивает естественную подвижность ребёнка. Второй переломный момент наступает в возрасте 12 лет, когда аэробные возможности увеличиваются, и это связано с возрастанием активности гликолитических ферментов. В этом возрасте резко увеличивается работоспособность. Быстрый рост детского организма требует больших затрат пластических и энергетических веществ, поэтому расход углеводов, белков и жиров у детей идёт очень интенсивно. Пища, поступающая в детский организм, должна быть сбалансирована и обязательно включать все три составляющие: недостаток углеводов приводит к неполному окислению жиров, белка – к резкому снижению скорости ростовых процессов и т. д. Наиболее благоприятным соотношением белков, жиров, углеводов является 1: 1: 4, при усиленной физической нагрузке увеличивают количество углеводов 1: 1: 5, ослабленным детям увеличивают количество белка. В период интенсивного роста образование углеводов из белков и жиров ограничено. Для детского организма характерны быстрое накопление и быстрая потеря воды. В период роста вследствие интенсивного обмена возрастает потребность в витаминах. Вопросы для обсуждения
1. Какие химические вещества составляют продукты питания? 2. Сколько нужно пищи ребенку и взрослому? 3. На какие отделы разделен весь желудочно-кишечный тракт? 4. Пищеварение в ротовой полости. Зубы: строение, функции, формулы зубов. 5. Пищеварение в желудке. Роль ферментов. 6. Роль печени и поджелудочной железы в процессе пищеварения. 7. Всасывание и моторная функция кишечника. 8. Перечислите особенности пищеварения детей? 9. Что происходит с пищей в желудке и кишечнике, и чем желудок ребенка отличается от желудка и кишечника взрослого? 10. Понятие обмена веществ в организме. Обмен белков, жиров и углеводов. Возрастные особенности обмена веществ.
Объясните значение терминов: Задание 1. Заполните таблицу 12. Сформулируйте выводы по таблице.
Таблица 12
|