Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социализации. Концепция социализации Э. Эриксона.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, коммуникации с помощью которых человек преобретает соц природу и способность обитать в обществе. Социализация это не просто процесс пассивного освоения накопленного человечеством опыта, но и активного воспроизводства этого опыта. На человека влияет групповой опыт и уникальный индивидуальный. При рождении человек не имеет своего собственного «Я». Появление местоимения «Я» говорит о том, что ребёнок начинает выделять себя от других людей, появляется самосознание. Агенты социализации (семья, школа, телевидение и др.). Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. Агентами могут быть не только люди, но и различные учреждения, организации (армия, школа). На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Концепции социализации (Э.Эриксон, Дж.Мид, Ч.Кули и др.). Кули предложил концепцию «зеркального Я». Личностный «Я» образ не зависит только от объективных фактов. Человек устанавливает свои личностные свойства через отношения с другими людьми, через их оценку. Меняется окружение – меняется и «зеркальное Я». В ходе своего развития люди приобретают способность выбирать соц зеркала по своему желанию. Минусы теории: 1. Не учитывается активность личности; 2. Не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами. Концепция Дж. Г. Мида: SELF = I + ME (личность) (Я – внутренний стержень) (меня – значимой другой) Концепция Г. Хаймен: Референтная группа: 1. Нормативные – устанавливают нормы поведения человека; 2. Сравнительные. Данная теория рассматривает включенность личности в различные социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы: 1) Образа жизни; 2) престижа; 3) дохода; 4)статуса. Выделяются два типа групп: а) компаративная - стандарт собственной оценки; б) нормативная, выполняющая регулятивную роль по отношению к поведению индивида, обусловливая разнообразие личности. Первичная социализация – освоение базовых соц навыков в детстве и подростковом возрасте. Вторичная социализация – проходит в более позднем возрасте, освоение недостающих навыков. Концепция Э. Эриксона: Основное положение концепции социализации. Человек на протяжении всей жизни проживает 8 типов психо-соц признаков и соответственно 8 стадий идентичности. Чаще всего неосознанно делает выбор между двумя альтернативами на каждой из этих стадий. Стадии Круг значимых отношений Задача развития Положительная альтернатива Отрицательная альтернатива От рождения до 1, 5 лет (младенчество) Мать или близкий взрослый Базовое доверие к миру Доверие Недоверие От 1, 5 до 3 лет Все члены семьи Умение действовать самостоятельно Воля, автономия Безволие, сомнение, стыд От 3 до 6 лет «игровая стадия» Сверстники, другие взрослые Научиться занимать определенное место в группе. На этой стадии ребенок решает для себя ведущий он или ведомый. Инициативность, целеустремленность Чувство вины, безынициативность 7 – 11 лет «школьная стадия» Одноклассники, школьные учителя Научиться учиться Компетентность, трудолюбие Лень 12-18 лет – подростковый возраст Сверстники, сам подросток Задача – стать самим собой, отделиться от других, быть интересным самому себе Полное принятие себя (сформированная эго-идентичность) Размытость представлений о себе (диффузная идентичность) 19-25 лет Близкие люди, любимый человек Найти себя в другом Способность любить и устанавливать близкие отношения Одиночество 25-65 лет - зрелость Близкие люди, коллеги по работе Создать семью и профессионально состояться Продуктивность Застой От 65 лет и старше Близкие люди Подведение итогов жизни Мудрость, уравновешенность и покой Безысходность и обида Восемь стадий человеческого развития по Эриксону: 1.Доверие – недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать что они преодолели свой первый кризис в своей жизни. 2.Автономия – стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и бегать, не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремления детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире. 3.Инициатива – чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознания различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей. 4.Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, в группе – участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, лётчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в свое соображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным. 5.Становление индивидуальности (идентификация) –ролевая диффузия(юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей. 6.Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временны связи, всегда кончающиеся разрывом 7.Творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? 8.Умиротворение – отчаянье (старость). На этой стадии люди поводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаянье.
|