Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природоохранные затраты и их эффективность. Вид специфика, Источники финансирования природоохранных затрат.
Экономическая эффективность природоохранной деятельности означает ее результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами на природоохранные мероприятия. Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов предприятия. Она служит: для оценки уже полученных выгод (или невыгод); для выбора наиболее целесообразного варианта природоохранного проекта; для определения объема затрат, необходимых для достижения оптимальных эколого-экономических результатов. Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов предприятия Оценка общественно необходимой величины природоохранных затрат основывается на выборе принципиальной позиции в отношении затрат на поддержание качества среды по трем направлениям: 1) экстенсивное, сторонники которого считают сложившуюся практику техногенной экспансии неизбежной, а природоохранные усилия неэффективными, бесполезными и даже замедляющими экономический рост; такой подход, трактуемый как технокртический, минимизирует и оценки экологического ущерба и природоохранные затраты; 2) экономическое, представители которого, ограничивают природоохранные затраты сопоставлением с текущими экономическими результатами на основе нормативных требований, опирающихся на временно согласованные эмиссии и другие нормы;: природоохранных затрат, согласованных с реальными возможностями затратной экономики, он основан на совершенных экологических нормативах и, как правило, принимает долговременные эффекты в результате, недооцениваются экономические убытки, вызванные логическим неблагополучием. Именно в рамках экономического подхода разработаны методы расчета экономического ущерба, наносимого загрязнением, 3) глобальное, которое опирается на идею эколого-экономической сбалансированности и строится на полном учете экономических, экологических и социально-экологических составляющих в рамках долговременной природоохранной стратегии общества. По оценкам экономистов, совокупные затраты, рантирующие сохранение качества среды обитания должны составлять 8—10% ВНП. Для России эта величина должна быть существенно выше, поскольку состояние экономики кризисное. Зачастую выбросы прекращаются только с ликвидацией предприятий. В любом случае переработка отходов и очистка вредных примесей требует дополнительных затрат, которые называются природоохранными издержками, одновременно при утилизации отходов можно получить экономический эффект. Обезвреживание выбросов С02 полезно не только с точки зрения охраны природы, но и в процессе производства получается серная кислота, после утилизации которой, можно получать дополнительный доход. В развитых странах предприниматели, осуществляющие природоохранные мероприятия пользуются налоговыми льготами, при подтверждениисумма налогов уменьшается на сумму природоохранных издержек. Производственный процесс и жизнь человека сопряжены с образованием вредных отходов, которые попадают в окружающую природную среду. Изменение природной среды приводит к ухудшению условий жизнедеятельности человека, т.е. вызывает снижение уровня жизни, с другой стороны уменьшает производственные возможности. Люди, живущие в неблагоприятных экологических условиях, больше устают, чаще болеют, наложение этих факторов приводит к возникновению ущерба. Источники финансирования природоохранных мероприятий Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являются бюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятся Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий. Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством правления, сформированного Минприроды РФ. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений предприятиями всех организационно-правовых форм в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов и имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое. Во-первых, плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. Во-вторых, установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости продукции предприятия-загрязнителя и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, с помощью которого можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом. В-третьих, платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы. Законом предусматривается три вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм; за размещение отходов. Порядок установления платы состоит из трех этапов - определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок: конкретных размеров платы за загрязнители. Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений - за счет чистой прибыли предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды. Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления,
Кроме перечисленных выше источников образования экологических фондов, могут быть дополнительно привлечены следующие источники: ? добровольные взносы. Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается их формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в ли фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов. Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов. Система налоговых льгот должна включать: уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий; налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т. п.).
|