Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вставка 14
Молния и авиация. Всреднем пассажирский самолёт получает удар молнии через каждые три тысячи часов полёта, т.е. примерно 1–2 раза в год.Бьющая в самолёт молния – впечатляющее зрелище. Это явление стало причиной аварии 2 августа 2005 г. французского самолёта. Он заходил на посадку в сильную грозу, соскользнул с полосы и оказался в овраге. К счастью, все 309 находившихся на борту людей были благополучно эвакуированы – всего за несколько минут до взрыва машины. Самая известная катастрофа самолёта «Боинг 707» произошла в 1963 г. Самолёт рухнул на землю после того, как в его топливный бак попала молния. Погибли все находившиеся на его борту – 81 человек. Это рекордное число жертв единственной молнии. Для атмосферных зарядов наиболее уязвимы электроника и топливная система самолёта, хотя к падению машины это ведёт редко. Алюминиевый корпус хорошо проводит электричество, поэтому молния быстро проскакивает сквозь него и снова выходит в атмосферу, оставляя лишь поверхностные «ожоги».
Повреждения, наносимые молнией, обусловлены высоким напряжением, большой силой тока в канале молнии и температурой, достигающей 30 000°С. В среднем за год грозы уносят больше жизней, чем наводнения, смерчи и ураганы. Удары молнии иногда сопровождаются разрушениями, вызванными ее термическими и электродинамическими воздействиями, а также некоторыми опасными последствиями, возникающими (как и при ядерном взрыве) от действия электромагнитного и светового излучения. Наибольшие разрушения вызывают удары молнии в наземные объекты при отсутствии хороших токопроводящих путей между местом удара и землей. От электрического пробоя в материале образуются узкие каналы, в которые устремляется ток молнии. Из-за очень высокой температуры часть материала интенсивно испаряется со взрывом. Это приводит к разрыву или расщеплению объекта, пораженного молнией, и воспламенению горючих элементов. Возможно также возникновение большой разности потенциалов и электрических разрядов между отдельными предметами внутри сооружений. Такие разряды могут явиться причиной пожаров и поражения людей электрическим током. Часто прямым ударам молнии подвергаются сооружения, возвышающиеся над окружающими строениями, например, металлические дымовые трубы, башни и строения, стоящие в открытой местности. Весьма опасны прямые удары молнии в воздушные линии связи с металлическими опорами. Сильный ток, прошедший через тело человека от удара молнии, вызывает остановку сердца. Нисходящие воздушные потоки являются серьёзной опасностью для самолётов, особенно во время взлёта или посадки, так как они создают вблизи земли ветер с сильными внезапными изменениями скорости и направления (вставка 14). Поражающие факторы молнии сведены в таблицу 21. Таблица 21 Поражающие факторы молнии
Защита зданий и сооружений от молний состоит в безопасном заземлении электрических импульсов, т. е. в применении молнеотводов. Различают три типа воздействия тока молнии: прямой удар, вторичное воздействие заряда молнии и занос высоких потенциалов (напряжения) в здания (шаровая молния). При прямом разряде молнии в здание или сооружение может произойти его механическое или термическое разрушение. Вторичное воздействие разряда молнии заключается в наведении в замкнутых токопроводящих контурах (трубопроводах, электропроводках и др.), расположенных внутри зданий, электрических токов. Эти токи могут вызвать искрение или нагрев металлических конструкций, что может стать причиной возникновения пожара или взрыва в помещениях, где используются горючие или взрывоопасные вещества. К этим же последствиям может привести и занос высоких потенциалов (напряжения) по любым металлоконструкциям, находящимся внутри зданий и сооружений под действием молнии. Это вызывает резкое возрастание напряжения в электрических сетях, приводящее к различным аварийным ситуациям – от выгорания микросхем в бытовых приборах до полного выхода из строя электрооборудования. Для защиты от действия молнии при прямом разряде устраивают молниеотводы. Это заземленные металлические конструкции, которые воспринимают удар молнии и отводят ее ток в землю. Различают стержневые (вертикальные) и тросовые (горизонтальные протяженные) молниеотводы. Их защитное действие основано на свойстве молний поражать наиболее высокие и хорошо заземленные металлические конструкции. Заземнитель молнезащиты – один или несколько заглубленных в землю электродов, предназначенных для отвода в землю токов молнии. Кроме заземнителя молниеотвод имеет токоприемник стержневой или тросовый и токоотвод. Каждый молниеотвод имеет определенную зону защиты – часть пространства, внутри которого обеспечивается защита здания с определенной степенью надежности. В зависимости от| степени надежности зоны защиты могут быть двух типов – А и Б. Зона защиты зоны А обладает надежностью 99, 5 % и выше, а типа Б – 95 % и выше. Рассмотрим, какую зону защиты образует стержневой отдельно стоящий молниеотвод (рис. 5.3.1). Как следует из рисунка, зона защиты для данного молниеотвода представляет собой конус высотой h0 с радиусом основания на земле r0. Обычно высота молниеотвода (h) не превышает 150 м. Остальные размеры зоны в зависимости от величины ( h, м) следующие (табл. 22). Существуют также зависимости, позволяющие, задаваясь размерами защищаемого объекта (hx и rx,), определить величину h. Эта зависимость для зоны Б имеет вид: h = (rx +1, 63 hx)/1, 5;
Для молниеотводов других типов зависимости иные. Таблица 22 Параметры зоны защиты для молниеотвода
Методика расчета молниеотвода предусматривает определение его высоты и радиуса защиты. Методика расчета молнезащиты изложена в Инструкции по устройству молнезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87 []. Металлические буровые вышки, мачты самоходных и передвижных установок в целях грозозащиты должны иметь заземление не менее чем в двух точках. Запрещается во время грозы производить на буровой вышке, а также находиться ближе 5 м от заземляющих устройств молнезащиты. Для защиты человека от молнии на открытом месте необходимо найти заземленное убежище. Таким убежищем может служить лес.
Рис. 34. Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода
1 – граница зоны защиты на уровне высоты объекта; 2 – то же, на уровне земли; h – высота молниеотвода; h0 – высота конуса защиты; hx – высота защищаемого объекта; rx– радиус зоны защиты на уровне высоты объекта; r0 – радиус зоны защиты объекта на уровне земли. Отдельно стоящее дерево представляет опасность, так как является громоотводом, и не исключен пробой между деревом и человеком (табл. 23). Таблица 23 Действия населения при грозе
В заключение несколько слов о том, как научиться рассчитывать приближение грозы. Чтобы определить, на каком расстоянии она находится, приближается или отдаляется, нужно засечь время между вспышкой молнии и последующим раскатом грома. Известно, что скорость распространения звука в воздухе равна примерно 344 м/с, т.е. за 3 секунды звук проходит примерно 1 км. Если время от вспышки молнии до грома постепенно сокращается, значит, гроза приближается к вам. Исходя из этого, можно рассчитать приблизительное расстояние до эпицентра грозы и принять меры по обеспечению своей безопасности. Самая опасная ситуация складывается тогда, когда сразу за вспышкой молнии грохочет гром – значит, грозовое облако уже прямо над вами. При грозах опасны интенсивные ливни, градобития, удары молний, порывы ветра и вертикальные потоки воздуха (для авиации). Опасность градобитий определяется диаметром (массой) градин и размерами поражаемой площади – «градовых дорожек». Диаметр градин обычно не менее нескольких миллиметров и увеличивается вместе со скоростью и высотой поднятия грозовых облаков. Крупные градины диаметром от 1, 2 до 12, 5 см представляют собой более сложные структуры. Град – это атмосферные осадки в виде шариков льда и смеси льда и снега. Обычно град выпадает из мощных кучево-дождевых облаков во время прохождения холодного фронта или во время грозы. Частота выпадения града различна: в умеренных широтах он бывает 10–15 раз в год, у экватора на суше, где значительно более мощные восходящие потоки – 80–160 раз в год. Выпадение града приводит к поразительным разрушениям и к человеческим жертвам. В России разработаны методы определения градоопасных облаков и созданы службы борьбы с градом. Опасные облака «расстреливают» снарядами, снаряженными специальными химическими веществами. Наиболее градоопасны территории в предгорьях Карпат, Кавказа, Средней Азии. На Северном Кавказе диаметр градин нередко достигает 6–7 см, масса 60–70 г (рекорд 0, 5 кг). В июле 1991 г. град повредил 18 самолетов в аэропорту Минеральные Воды. В Индии отмечен рекорд массы градин – 7 кг; отмечен случай гибели слона от удара градины массой 3 кг. Крупный град разбивает виноградники и плантации фруктовых деревьев, крыши зданий, теплицы, автомашины и т. д.; град обычного размера повреждает и уничтожает посевы. Около 9/10 ущерба урожаю наносят редкие (около 10 % общего числа) сильные градобития. «Градовые дорожки» достигают в длину 50–60 км, в ширину – до 10 км, но обычно они в 5–10 раз меньше. Весьма тяжелые повреждения посевам наносятся, когда слой выпавшего града составляет хотя бы немногие сантиметры. Наибольшая зарегистрированная толщина слоя града – более 0, 5 м (в Колорадо, США).
|