![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокурорские проверки исполнения законов и законности правовых актов.
Основным правовым средством выявления и устранения правонарушений является надзорная проверка. В теории и на практике различают несколько видов прокурорских проверок: целевые; комплексные; сквозные; совместные. По объему решаемых задач проверки делятся на целевые и комплексные. Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации. Сквозные проверки, как правило, проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, 'а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централизованного государственного кредита). Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Совместные действия проводятся в рамках координации деятельности правоохранительных органов по самостоятельным планам и при руководящем, воздействии прокурора. Проверки с участием специалистов — это надзорное действие, при котором прокурор, используя предоставленное законом право, привлекает специалиста для решения чисто надзорных задач. В данном случае специалист выполняет задание прокурора. В целях проверки результативности актов прокурорского надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и том же объекте по прошествии времени, необходимого для принятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих. Основными этапами проведения надзорной проверки являются: 1) подготовка к ее осуществлению, включающая в себя изучение необходимого законодательства; анализ имеющихся в прокуратуре материалов предыдущих проверок, актов прокурорского надзора; консультации со специалистами, коллегами; составление плана проведения проверки; определение ее продолжительности, сроков ее начала и окончания, последовательности осуществления отдельных надзорных действий; 2) собственно проверка на конкретном объекте. Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке руководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее результатами; 3) составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки. Для сферы надзорных правоотношений существенным представляется вопрос о периодичности проверок и объеме проверяемого нормативного массива в форме законов субъектов Российской Федерации. 1. Акты представительных органов Российской Федераций, нормативные акты представительных органов местного самоуправления должны проверяться -непосредственно после их принятия. Проверка осуществляется сплошным способом. 2. Акты органов исполнительной власти предпочтительно проверять не реже одного раза в квартал. Речь идет об администрациях краев, областей. 3. Акты органов государственного контроля обычно проверяются в ходе целевой проверки на данном объекте. В одно и то же время проверяются исполнение возложенных на данный орган обязанностей по контролю за исполнением законов и законность в деятельности самого органа, в том числе при издании правовых актов. Во втором и в третьем случаях проверки являются плановыми, что, естественно, не исключает возможности проверки по поступившему в прокуратуру сигналу. Общие правила проверок контролирующих органов с учетом особенностей их правового статуса сводятся к тому, чтобы обеспечить прокурорское воздействие на следующие направления: • изучение правовых актов органов контроля; • соблюдение законодательства, регулирующего деятельность самих органов контроля; • применение мер принуждения к виновным физическим лицам, а в допускаемых законом случаях и к юридическим лицам, особенно в связи с привлечением их к административной ответственности. С тем чтобы обеспечить достижение оптимальных результатов надзорной деятельности в процессе организации и проведения проверок в контролирующих органах, необходимо: • знать систему действующих на надзорной территории органов вневедомственного контроля; • обладать информацией о правотворческой практике контролирующих органов (из средств массовой информации, проверок вышестоящих органов, в рамках межведомственной координации и др.); • первоочередное внимание уделять правовым актам, носящим нормативный характер. В ходе проверки устанавливается: а) имело ли место нарушение закона, какого именно; б) в чем заключается допущенное нарушение; в) какие меры следует принять для устранения допущенного нарушения; г) причинен ли правонарушением ущерб, каков его размер; д) каков круг ответственных лиц. В ходе надзорных проверок прокурору важно принимать во внимание обязанности других государственных органов по выявлению и устранению нарушений законов.
|