![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 11. Экономика стран Западной Европы как базовая организационно-экономическая структура европейской экономики.
Сложившееся к настоящему времени положение ЕС как интеграционной структуры и одного из лидеров мировой экономики является результатом экономического и политического развития данного сообщества государств за достаточно продолжительное время. По существу начало формированию Европейского экономического сообщества было положено еще в 1945—1950 гг., когда США начали осуществлять так называемый «план Маршала», связанный с экономической помощью западноевропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития — ОЭСР. В1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург, в 1951 г. — Европейское объединение угля и стали — ЕОУС, в которое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о создании Европейского экономического сообщества — ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган— Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1965 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом и были учреждены единый Совет и единая Комиссия Европейских сооб ществ (этот договор вступил в силу с 1 июля 1967 г.). В марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или, как его еще называли, Договор об «Общем рынке», в состав этой межгосударственной организации входили лишь шесть государств (Германия, Италия, Франция, а также Бельгия, Нидерланды и Люксембург). В начале 2008 г. стран — участниц ЕС было уже 27: ■ Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (страны — родоначальницы ЕС); ■ Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к Сообществу в 1973 г.); ■ Греция (вступила в Сообщество в 1981 г.); ■ Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986 г.); ■ Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995 г.); ■ Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004 г.); ■ Болгария и Румыния (вошли в состав ЕС в январе 2007 г.). С расширением ЕС до 27 государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении. За эти 50 лет Европейское экономическое сообщество не просто расширилось с 6 до 27 стран-участниц, но и приобрело новое качество, пройдя все основные стадии процесса международной экономической интеграции — зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз — и, как результат, трансформировавшись в Европейский союз — ЕС. ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов, обеспечивающих реализацию процесса международной экономической интеграции. Специфическим инструментом является общий бюджет ЕС. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенной тарифа ЕС на импортируемую на территорию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчислений государствами-членами в размере 1% собираемого налога на добавленную стоимость. Важным источником единого бюджета ЕС являются и отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП. Однако несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются достаточно сложные социально-экономические проблемы Например, в большинстве этих стран значителен уровень безработицы. Она в последние годы составляла 8—9% экономически активного населения в ЕС в составе 15 стран-участниц (ЕС-15) и более 14% — в новых странах—членах ЕС. Из числа «старых» членов ЕС наиболее высоким был уровень безработицы в Германии и Франции (около 10%), а из числа новых членов ЕС — в Польше (более 18%). Только после 2015 г., в результате структурных реформ на рынке труда, в сфере образования и профессиональной подготовки, а также в области дерегулирования предпринимательской среды, уровень безработицы в ЕС, как ожидают, должен снизиться по ЕС в составе 27 стран до 5—6%. В странах ЕС ухудшается демографическая ситуация, нарастает старение населения. При этом наименьший уровень рождаемости (менее 10%) характерен для стран — членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, Мальты, Греции, Испании и Италии, с которыми сопоставимы лишь Германия и Австрия. Данная ситуация осложняется нарастанием эмиграции значительной части экономически активного населения из стран Центральной и Восточной Европы в развитые страны ЕС. Кроме того, возрастает опасность роста в странах Европейского союза неконтролируемой иммиграции, которая порождает и усиливает межнациональную и социальную напряженность. Серьезной для ЕС является проблема энергетической безопасности, особенно обострившаяся в связи с сохраняющимся высоким уровнем цен на топливно-энергетические ресурсы. Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС (а в их рамках — и отдельными регионами) в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и дад*ессивных районов. В ходе расширения Европейского союза (учитывая то, что в последние годы в него вступали далеко не самые развитые страны) эти различия не уменьшались, а, напротив, возрастали. Так, у девяти восточноевропейских государств (включая вступившие в 2007 г. в ЕС Болгарию и Румынию) уровень ВВП на душу населения колебался от 30 до 70% среднего по Европейскому союзу уровня. Изменить ситуацию могут кардинальные сдвиги, связанные с переходом экономики ЕС на путь инновационного развития. Есть проблемы и с ходом собственно интеграционных преобразований в рамках Европейского союза. Так, не все страны — члены ЕС (в том числе и Великобритания) к началу 2008 г. входили в состав «зоны евро» (Экономического и валютного союза). Расширение ЕС до 27 государств не снимает эти проблемы, а в определенной степени их усиливает.
|