Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль педагогики и методики преподавания истории в современной системе образования.
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование. Цели изучения дисциплины состоят в том, чтобы углубить и расширить у магистрантов полученные в бакалавриате знания в области теории и методики преподавания истории в высшей школе в соответствии с современным уровнем развития исторической и педагогической наук; сформировать у них навыки и умения преподавательской работы в высших учебных заведениях по данной дисциплине. Важнейшая цель – подготовить магистрантов к осуществлению преподавательской деятельности в высшей школе. Задачи дисциплины: - дать системные знания об основных понятиях теории и методики преподавания истории в высшей школе, современном состоянии данной дисциплины, актуальных проблемах ее развития; - выработать профессиональные навыки преподавательской деятельности в высшей школе; - сформировать умения использовать современные образовательные технологии в учебном процессе высшей школы; - развить коммуникативные умения и навыки магистрантов. Методика преподавания строится на непрерывном моделировании педагогических, методических и психологических ситуаций, связанных с деятельностью преподавателя вуза, и выполнении студентами цикла заданий и тренингов нарастающей трудности. Особенности работы в ВУЗе преподавателя (аудитория слушателей, выработка психологических и педагогических моделей общения, прививание навыков самостоятельной исследовательской работы, методика работы с научной литературой, с опубликованными и архивными источниками). Каким видится преподаватель высшей школы, в чем заключается его миссия, какие требования предъявляет общество к нему? Эти вопросы не случайно находятся в поле зрения современной научной мысли и общественности. Ведь от их решения в определенной мере зависит конечный результат реформирования высшего образования. Никаких особых пособий нет, поэтому необходимо исходить из личного опыта и опыта других преподавателей. Во-первых необходимо разобраться с курсом, который будет читаться, необходимо посмотреть тематическое планирование курса (темы, сколько времени отводится на курс). Во-вторых необходимо использовать иллюстративный материал (фото, видеоролики, сканы документов и т.д.). Чем больше методик будет использовать преподаватель, тем лучше будет лекция. Элементы дискуссионность необходимо вносить в лекции, идеально брать диаметральные точки зрения. Немаловажно понимать, что аудитория в вузе и в школе – две разные аудитории, в вузе уже не надо подробно «разжёвывать» материал для студентов, которые уже являются взрослыми людьми. Аудиторию можно также разделить по количественному признаку: поточная лекция (50-150 человек), занятие в группах (10-30 человек), занятие кафедрального типа (5-10 человек). Конечно, когда работаешь с большим количеством аудитории, проще начитывать материал (желательно с использованием иллюстраций), так как построить диалог с огромным количеством людей (а ещё и незнакомых) довольно трудно. Работа с группой или кафедрой отдельных студентов выстраивается проще – там можно отойти от принципов зачитывания лекций с презентацией, и перейти на другой уровень – диалог с преподавателем, лекция-экскурсия, лекция-выезд, лекция-семинар и т.д. Более того, если студентов немного, то всегда проще найти с ними общий язык, а если преподаватель читает несколько курсов, то и вовсе не остаётся проблем, хотя конфликтные ситуации есть везде и всегда. Второй очень важный момент – преподаватель должен в процессе лекционных занятий и семинаров привить своим студентам навыки самостоятельной работы, которую они потом обязаны будут показать при написании курсовых (дипломных) работ, на практике, на работе, особенно если она будет связанна с преподаванием в учебном заведении. В вузе уже другая публика, здесь уже не надо водить за руку студента, как делают это с учеником средней школы, все взрослые люди и в праве отвечать за себя. Как известно, преподаватели вузов относятся косновным социально-профессиональных групп, на которые общество положило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурных достояний общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой. Напомним, что процесс подготовки специалистов с высшим образованием составляет высокоразвитую сложную систему, основными функциями которой являются: 1) выработки знаний - научные исследования, внедрение их в практику, экспертиза; разработка новых учебных дисциплин, образовательных программ, научно-методического сопровождения; 2) передача знаний - учебный процесс в разнообразии форм, методов, средств и образовательных технологий; 3) распространение знаний - издание учебных пособий, научных монографий, статей; выступления перед общественностью, участие в научных, учебно-методических и культурно-просветительских мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней; 4) формирование у того, кто учится, умения и осознание необходимости учиться на протяжении всей жизни. Этими функциями определяются главные составляющие преподавательской деятельности: научно-предметная, психолого-педагогическая, культурно-просветительская. Преподаватель высшей школы должен удовлетворять такие требования: высокая профессиональная компетентность - глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач; педагогическая компетентность - основательные знания педагогики и психологии, в частности педагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения; социально-экономическая компетентность - знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права; коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературного языка, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения. К этому следует добавить и высокий уровень общей культуры - сформировано научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. До прямых функциональных обязанностей преподавателя высшей школы относятся: 1. Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки. 2. Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в том числе компьютерных. 3. Авторское участие в подготовке учебной литературы и учебно-методических пособий. 4. Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.д. 5. Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении. 6. Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности. 7. Консультация и другая индивидуальная работа со студентами. 8. Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок. 9. Планирование, организация и выполнение научных исследований и практических разработок. 10. Подготовка научных, научно-популярных и других материалов. 11. Подготовка разработок, которые патентуются. 12. Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами, во время неформального общения с ними. 13. Непрерывное личностное и профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации. 14. Владения различными профессионально необходимыми практическими навыками. В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя: - к организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий; - формирование исследовательских и творческих умений; - формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений; - выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика; - организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества; - поддержки социальной интеграции студенческого коллектива; - применение эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов; - организации индивидуализированного обучения (работа на «уровнях» в группах, развивающие занятия, коммуникация с обратной связью); - организации самообучения студентов, в частности, подготовки их к самостоятельной пользования опубликованными и неопубликованными источниками информации; - выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений; - формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного конструирования согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблем; - практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов. Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококлассным специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель вуза должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.
|