Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности избирательной системы России.⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Принятая в России избирательная процедура включает назначение выборов на определенный срок, определение границ избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижение и регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, обнародование результатов голосования, проведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов. Процедура выборов включает также контроль за ходом голосования и подсчета голосов, взаимодействие со СМИ, юридическое сопровождение. Для проведения процедуры голосования организуют избирательные участки.
53. Политические идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократия. Либерализм - философское и общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства. Либерализм представляет собой гибкую и динамичную политико-философскую систему, открытую влиянию со стороны других течений и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. В разные периоды и в разных общественно-исторических и национально культурных условиях он выступал в разных формах. Не случайно свою книгу, посвященную данной теме, английский исследователь Дж. Грей озаглавил следующим образом: «Либерализмы: очерки по политической философии». Консерватизм как идеология - вечный оппонент либерализма и революционных доктрин. Скажем, если либерализм всегда выступает за изменения и нововведения, то консерватизм подчеркивает важность сохранения верности обычаям и традициям, опыту предков. Консерватизм - разновидность идейно-политического течения, выдвигающего в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. История современного консерватизма начинается со времен Великой французской революции конца ХVIII века, а именно с опубликования в 1790 году эссе английского политического деятеля и политического философа того времени Э. Берка. Именно с того времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. Де Местру и Л. де Бональду, вторая - к английскому мыслителю Э. Берку. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин. В отличие от либерализма консерватизм в принципе не имеет однозначного идейного содержания и принимает различные формы в разные исторические периоды. Общей является лишь идея верности традициям, ценностям или сохранения структурного статус-кво. Характерная особенность консерватизма - способность изменяться в ответ на перемены в обществе. Содержание конкретных консервативных доктрин серьезно зависит от содержания противостоящих им идейных течений, является вторичным по отношению к ним. Отсюда выражение Б. Гудвина, что «консерватизм - это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага». Социал-демократизм. Под социал-демократией подразумевают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический интернационал, те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое, и как идейно-политическое течение. Социал-демократия - идейно-политическое течение, пытающееся соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений. Причем внутри нее существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Своими корнями социал-демократия восходит к Великой французской революции и к идеям социалистов-утопистов. Но она вобрала в себя также множество идей из других идейно-политических течений. Особо следует отметить, что первоначально социал-демократия вызревала отчасти в рамках марксизма, отчасти под его сильным влиянием. Социал-демократия возникла как альтернатива капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на обобществление средств производства, всеобщее равенство, социальную справедливость. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти установки, приняла существующие общественно-политические институты и общепринятые правила игры. С этой точки зрения всю ее последующую историю можно рассматривать и как постепенный отход от марксизма. Со временем в программах социал-демократов взяли верх прагматизм и реформизм. Как бы предвидя возможность появления авторитарного социализма, руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма. Само понятие «демократический социализм» вошло в научный и политический лексикон в конце ХIХ века и включало идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Для представителей данной традиции с самого начала было характерно признание правового государства как позитивного фактора в деле постепенного реформирования и трансформации капиталистического общества.
54. Гражданское общество: понятие, структурные элементы, функции. Гражданское общество является главной опорой всякой настоящей демократии: оно способствует ее построению и служит залогом ее сохранения и укрепления. Гражданское общество выступает основным противником поползновений государства в сторону тоталитаризма и защищает общество от любых злоупотреблений со стороны властей: препятствует наступлению на права человека, ограничивает коррупцию и т.п. К основным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие: - равенство прав и свобод всех людей; - гарантированная юридическая защита прав и свобод человека; - экономическая независимость индивидов; - гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам; - свобода граждан в образовании партий и гражданских движений; - обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан; - свобода создания и деятельности средств массовой информации; - существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними. Основу горизонтальных связей составляют отношения, возникающие в ходе обеспечения жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на многообразии и гарантированности всех форм собственности. Наличие собственности - основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе. Вторую группу образуют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов. Верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам. Таким образом, структура гражданского общества включает экономические, хозяйственные, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль. К ней также относятся не опосредованные государством политические отношения между индивидуумами, группами интересов, партиями, движениями и другими общественными институтами. Функции гражданского общества: · Защита частных сфер жизни людей; · Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей; · Стабилизация общественных отношений и процессов; · Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.
55. Государство-нация в глобальном мире. Современные реалии мировой политики. Под национальным государством понимается сформировавшаяся в индустриальную эпоху политическая организация общества, легитимность которой обеспечивается представлением и защитой интересов, включенных в нее индивидов на основе идей и ценностей социокультурной, духовной, исторической, языковой, территориальной сплоченности и единого уровня экономического развития. Национальное государство, представляющее собой исторический тип организации публичной власти, является переходным этапом в развитии государственности и предшествует появлению более универсальных, масштабных в пространственно-территориальном и демографическом плане социальных союзов с более высокой степенью внутренней однородности и интегрированности всех членов. При взаимодействии с внешней средой оно выступает как единое целое. В современной науке понятие «национальное государство» (государство-нация или нация-государство) представляет собой фундаментальную теоретическую категорию, традиционно выражающую исторически сложившееся, суверенное, централизованное государство (как Франция, Италия, Германия, Испания и т.д.). Явными чертами политической глобализации в современном мире являются распространение демократии и утверждение прав человека как универсальной системы идеологических ориентиров XXI века. Политическая глобализация имеет следующие аспекты: 1. наличие общепризнанных «правил игры»; формирование нового мирового порядка и основных центров принятия политических решений, обязательных для всего мира; 2. развитие новой концепции международной безопасности, оборонной политики и определение их критериев (на смену доктрине сдерживания приходят доктрины упреждения, превентивных ударов и асинхронного возмездия); 3. «экономизация политики»; 4. стирание граней между внутренней и внешней политикой, зачастую подчинение первой второй; 5. уточнение и формулирование нового содержания понятий национального интереса, национального и государственного суверенитета как категорий политического реализма – доминирующей теории международных отношений; 6. возрастание значения вопросов управляемости мира и регулирования международных процессов; 7. массовое политическое участие и прямое правление населения; 8. прагматическое (рациональное) отношение к государству; 9. изменение природы государственного суверенитета – основы международно-правовой системы.
56. Геополитическое положение России. Глобальные вызовы в XXI веке. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей. Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах: - геоэкономическом. НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море - турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море. Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия - 154 млн человек, Китай - 1, 3 млрд.). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии. Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио. Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, - это, безусловно, давление на нее. Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России.
|