![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ конкуренции на внешнем рынке
Конкуренция на иностранном рынке – явление более сложное, чем на национальном рынке. Здесь надо различать конкуренцию между национальными производителями, пользующимися покровительством со стороны правительства и местных органов власти, и конкуренцию с иностранными производителями, работающими на данном рынке, которые могут создать более серьезные трудности. Необходимость изучения состояния конкуренции на интересующем рынке важна еще и потому, что предприятие наиболее уязвимо в момент его выхода на новый рынок. Сбор данных о конкурентах, обработка и анализ данных очень трудоемкая работа. Она должна проводиться систематически (рис. 2.3).
Рис. 2.3 – Система сбора и обработки информации о конкурентах Примечание: источник [11, c. 89]. Анализ уровня конкуренции проводится по мировым товарным рынкам и по отдельным страновым товарным рынкам. Анализ конкуренции на мировом товарном рынке осуществляется в два этапа. На первом этапе дается оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции, ее интенсивности. Анализируются следующие показатели: 1. Количество и мощность фирм-конкурентов. 2. Степень диверсификации производственно-рыночной деятельности конкурентов. 3. Изменение объема спроса. 4. Издержки работы с посредниками. Изучаются барьеры ухода с рынка и проникновения на рынок, ситуации на смежных товарных рынках, стратегии конкурентов и т.п. На втором этапе рассматривается структура производственно-сбытовых показателей деятельности конкурентов и выделяются ключевые факторы успеха их на рынке. Анализ уровня конкуренции на отдельных товарных рынках других стран проводится также в два этапа: · На первом этапе уточняются особенности проявления факторов конкуренции в конкретных условиях отдельных стран. Для анализа берутся перспективные страны с точки зрения конкурентных условий для данного предприятия. Определяется число, мощь конкурентов, их производственные показатели и т.д. Выделяются страны с повышенным, средним и пониженным числом конкурентов, формируются выводы относительно уровня конкуренции. · На втором этапе анализа конкуренции на внутреннем рынке рассматривается деятельность фирм, представляющих реальную и потенциальную опасность как конкурентов для данной фирмы. Анализ конкуренции на внешнем рынке дополняется оценкой конкурентоспособности предприятия в целом и на конкретном товарно-страновом рынке. Цель этой оценки состоит в том, чтобы, сопоставляя свои возможности и позиции конкурентов, определить направления конкурентной борьбы и найти свое место на рынке. Конкурентоспособность предприятия оценивается по сравнительной рыночной доле и по лидерству фирмы в ключевых факторах успеха. Рыночная доля фирмы сравнивается с долями ее основных конкурентов и рассматривается в динамике. Выделяются фирмы с высокой, средней, пониженной и очень низкой рыночной долей. Особенность анализа конкурентоспособности предприятия в том, что изучаются не все факторы производственно-сбытовой деятельности, а лишь те, которые относятся к ключевым факторам успеха. В число ключевых конкурентных преимуществ фирмы могут входить более высокие, чем у конкурентов[12, c 57-71]: 1. мастерство стратегического управления деятельностью фирмы, особенно на мировом рынке. 2. Рентабельность производства, рыночной и всей деятельности фирмы в сравнении с ее основными конкурентами. 3. Инновационная деятельность. 4. Производительность труда. 5. Мера удовлетворения потребностей клиентов. 6. Адаптивность, гибкость и быстрота реакции на меняющиеся требования рынка, потребности. Чем шире набор конкурентных преимуществ у фирмы и чем выше их качественный уровень по сравнению с преимуществами конкурентов, тем больше ее успех на мировом и национальном рынках. На основе такого сопоставления находится перспективное место компании на каждом изучаемом рынке и дается оценка его конкурентоспособности. Следует учесть, что ситуация на внешнем рынке не является незыблемой. Может появиться новый поставщик или производитель, и изменится вся конкурентная игра. Задача фирмы заключается в способности мобилизовать свои усилия и своевременно скорректировать свою конкурентную стратегию. Поэтому при оценке конкурентоспособности фирмы рассматриваются не только технические ее возможности (обновить товар за 2-3 года), но и психологические (полезно ли это, и хочет ли фирма этого?). Такой подход позволяет оценить возможности по продвижению фирмы на пути освоения избранного рынка.
|