Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика в арт-терапии 9 страница
Например, ребенку, который увидел мышь, можно сказать: «Она такая маленькая и сама нас боится». Как правило, уговоры, обращенные к разуму, не способствуют решению проблемы, поскольку страх — иррациональное явление. Лучше помогают «охранительные» советы, «волшебные» предметы. В частности, согласно Дорис Бретт, эмоциональное самочувствие ребенка заметно улучшится, если ему положить под подушку особенный фонарик, которого опасается «ночной страх». Ведь от света он становится жалким и беспомощным. Обычно дети самостоятельно придумывают счастливые талисманы: монетки, цветные стеклышки, мягкие иг-
Рис. 19. «Мой дом» (Автор — Альберт, 10 лет. На крыше дома надпись «Касса») рис.20. Иллюстрация к арт-терапевтической технике «Рисуем деревья» (Автор — Альберт, 10 лет) Рис. 21. «Мой дом» (Автор —Альберт, 10 лет. На крыше надпись «Тюрьма») рушки и др., которые оберегают их от несчастья, неприятностей, потерь. (Вспомните магический меловой круг в произведении Н. В. Гоголя «Вий», чеснок в кулаке — народное средство от вампиров, бесов, другой нечисти). Страхи зачастую возникают как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением. Среди многообразия причин этого явления — конфликтные семьи, асоциальное поведение кого-нибудь из близких родственников, неприятие ребенка, излишняя требовательность, критические замечания, обещание наказаний, угрозы, запугивание. Пример сказанному — рисунки (19, 20, 21) третьеклассника, который панически боится отчима. Сообразно этому состоянию мальчик видит и изображает семейную ситуацию. Нередко причиной многочисленных страхов ребенка становится и сверхзаботливое отношение взрослых — гиперопека. Таким образом, коррекция детских страхов будет эффективной в случае совместных усилий. Советы взрослым Детские страхи — очень серьезная проблема. Родители иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают невротические фантазии, переживания. А узнав, посмеиваются: «Трусишка». «Чепуха, разве этого можно бояться»? «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги ребенку, но и порождают дополнительный страх — страх откровения со взрослыми. Правильнее рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него рождается надежда стать смелым и сильным, когда подрастет. • Создавать для ребенка атмосферу максимального психологического комфорта, т. е. стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать там светильник, брать крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта (если он боится). Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах. Лучше внушать, что все будет хорошо, ничего плохого не случится, т. е. формировать устойчивое чувство защищенности. Другими словами, важно беречь детей от психотравмирующих ситуаций. • Не запугивать ребенка разными устрашающими обещаниями: отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол и т. п. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в метро, оставшись без денег, не зная адреса. А у маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик. • Стараться понять скрытый смысл вопросов, которые задают дети в тревожащих их ситуациях. Приведу пример из книги X. Дж. Джайнотта [17]. Мама впервые привела мальчика в детский сад. Он очень боялся остаться в незнакомой обстановке, крепко держался за мамину руку и задавал бесконечные вопросы. Ответы позволяли получить необходимую информацию о том, как поступит воспитателътща, если мальчик сделает что-нибудь не так. — Кто сломал пожарную машину? — поинтересовался Брюс у воспитательницы. — Зачем об этом спрашивать, ведь ты никого из детей еще не знаешь! —рассердилась и одновременно смутилась от бестактности сына мама. Однако воспитательница поняла скрытый смысл вопроса. — Игрушки для того и сделаны, чтобы ими играть. Иногда они ломаются. Бывает... Брюс был доволен. Воспитательница хорошая. Она не станет злиться, если случайно сломается игрушка. Бояться нечего, можно спокойно остаться в детском саду. Заранее подготовить ребенка к разлуке, если она неизбежна. Родители зачастую просто «сбегают», когда дети спят. Ребенок, поставленный перед фактом маминого или папиного отъезда, очень переживает, ждет, плохо ест, скучает... Иногда даже считает, что его обманули, бросили, предали. X. Дж. Джайнотт описывает игру, которую организовала мама с дочерью перед тем, как лечь на операцию. Она устроила кукольную больницу. Показала, как доктор хорошо лечит куклу-маму. Вскоре та выздоравливает и возвращается домой на радость дочери. «Драма» разлуки была проиграна несколько раз. Дочь поручила кукле-доктору хорошенько присматривать за мамой, уговаривала ее не бояться и обещала спокойно ждать. Фотография напоминала девочке о маминой любви. Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное, и к тому же испытывают необоснованное чувство вины. Если бы не случилось болезни, не сломалась игрушка, не потерялись ключи, не..., то все было иначе. Боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Часто он связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего особенного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или плохого настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более уверенным перед кажущейся опасностью, научиться понимать свое состояние, управлять эмоциями, владеть собой. С целью усиления чувства защищенности дети и сами придумывают счастливые приметы, наделяют различные предметы свойствами амулетов, талисманов. Один из действенных способов помощи ребенку, по мнению Д. Бретт, — психотерапевтические истории, которые рассказывает взрослый. К примеру, история про Энни. Девочка боялась темноты. Однажды к ней прилетела фея и подарила волшебный фонарик, от света которого все чудовища начинали плакать, уменьшаться в размерах, отчего становились безобидными. Такой же фонарик был у мамы на кухне. Его положили к девочке под подушку. Теперь, когда она включала свет, чудовище умоляло ее выключить, т.к. не любило выглядеть жалким и само страшилось девочки. В итоге они подружились и, чтобы избавиться от страха, вместе колошматили подушку. Было очень смешно. Потом они сладко уснули и больше никогда не пугали друг друга и не боялись [7]. Родителям можно посоветовать в занятия с детьми включать элементы куклотерааии. Примерные тематические задания: • Нарисуй лицо куклы, которая чего-то боится. Сделай «пальчиковую > > куколку. Пусть она расскажет страшные истории. • Представь, что кукла чего-то боится и прячется. Нарисуй, где и от кого она прячется. • Представь, что твоя кукла попала в темную комнату. Нарисуй, что там происходило. Этапы домашнего куклотерапевтического занятия 1 этап. Создание серии рисунков поэтапного преодоления страха Ребенок совместно с кем-то из родителей изображает, как главный герой постепенно побеждает свой страх. 2 этап. Изготовление бумажной пальчиковой куклы Для этого необходимо вырезать изображение героя-победителя страха, приклеить его на бумажный цилиндр по размеру одного или нескольких пальцев ребенка, если рисунок большого размера. 3 этап. Кукольный спектакль Выполненная ребенком «пальчиковая» кукла «показывает» рисунки про себя и «рассказывает» всем присутствующим, как она перестала бояться. На этом этапе — главное действующее лицо — бумажная кукла. 4 этап драматизации Завершается занятие тем, что ребенок с «пальчиковой» куклой на руке сам исполняет роль нарисованного персо? гажа, и как актер разыгрывает все нарисованные действия героя, приобретая при этом опыт адекватного психического реагирования. Далее герой и зрители обмениваются впечатлениями. Таким образом, получается своеобразный лечебный «сериал». Подобные занятия помогут взрослым прояснить причины детских страхов, и, следовательно, оказать ребенку своевременную поддержку. Иногда дети интуитивно находят собственные способы, чтобы расправиться со страхами. История одного случая Летом восьмилетний Коля попал в больницу. Это было первое в его жизни расставание с любящей и любимой мамой. Сильный стресс в дальнейшем стал причиной развития невротических реакций. Пришлось обратиться к психотерапевту. Она в качестве домашнего задания предложила сделать рисунки семьи, несуществующего животного, а также изобразить свой страх. Коля с удовольствием взялся за работу. У мальчика хорошо развиты художественные способности. Он знает об этом и хранит все свои «шедевры» с раннего возраста. Выполненные рисунки Коля показал маме и аккуратно сложил в папку. Однако незадолго до очередного визита к врачу обнаружилось, что рисунок страха таинственно исчез. Позже выяснилось, что Коля «похоронил» его в земле. На листе бумаги черным и коричневым цветами была изображена больничная палата. На кровати — мальчик до самых глаз укрытый простыней, на которой «красуется» огромная зловещая печать «медсанчасть». В детских рисунках ярко проявляются реакции, «фокусированные на чувствах» и «фокусированные на проблеме». Примеры первых — страх смерти и страх боли в связи с медицинскими процедурами. Пример вторых — изображение различного медицинского оборудования, больничных помещений, инструментов и др. (как иллюстрация — история Коли)- Многие арт-тсрапевты и, в частности, Б. Суоркис в работе с больными детьми предлагают не ограничиваться только изобразительной деятельностью, а обязательно разговаривать с ребенком о нарисованном сюжете. В этом случае интерпретация изображения основывается на системе значений, предлагаемой самим автором. Инициатива предоставляется ребенку. В числе инструкций могут быть такие: «Нарисуй, что изменилось в вашей семье, когда ты заболел? Покажи это на своем рисунке или скажи об этом». Б. Суоркис также просит подумать о самом страшном, что связано у ребенка с представлением о его болезни, и затем нарисовать это [44]. Согласно теории Л. С. Выготского, эмоциональная связь действительности с воображением проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т. е. эмоции, и как бы подбирает себе соответствующие впечатления. Однако существует и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства. Например, образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг — совершенно действительные, реальные для ребенка переживания [12; 13]. Выбор коррекцией ных методов зависит от многих факторов и прежде всего от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка. История одного случая [*Л. Лебедева, Н. Акимова. Велики ли глаза у страха? // Школьный психолог, 2000, № 19]. По мнению психофизиологов, зрачки у человека, когда он чего-то или кого-либо боится, заметно расширяются. Значит, в буквальном смысле, глаза велики, что отражено и на пиктограмме эмоции страха. Эти внешние проявления вызваны серьезными изменениями физиологических процессов в организме. В какой-то мере ситуативный страх связан с инстинктом самосохранения. Однако если данное эмоциональное состояние становится патологическим и вызывает невротические отклонения в развитии личности, необходима специальная психотерапевтическая работа. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. Одни из них имеют паллиативное, другие — лечебное назначение. В целом, предлагаемые методики условно можно разделить на следующие группы: - рисование страха; - вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории); - игра со страхом; драматизации. По мнению специалистов (Л. А. Абрамян, А. И. Захаров и др.), процесс перевоплощения — важное условие перестройки эмоциональной сферы личности. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя, и, наблюдая как бы со стороны, радуется изменению в игре, обнаруживая при этом определенные отношения к своему персонажу. Доказано, что любое изображение страхов (игра, рассказ, лепка, рисунок) вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты. Графическое изображение страхов требует волевых усилий, снижает тревожные ожидания их реализации. Первичная диагностика эмоционально-аффективной сферы ребенка осуществляется, как правило, с помощью проективных рисуночных тестов и беседы: — Скажи, пожалуйста, боишься ты или нет... (оставаться дома один, заболеть, темноты, страшных снов, взрослых, сверстников, пожара, воров...)? — Нарисуй себя в темной комнате. — Изобрази одного себя в лесу. — Представь, что тебе страшно и ты спрятался. Где и от кого? Обычно для выявления у ребенка разнообразных страхов используется форма анонимной анкеты с подобными вопросами. Многочисленные фобии расцениваются как показатель преневротического состояния личности, что служит основанием для специальной коррекционной работы. Приведу пример протокола одного из занятий, построенного на сочетании разнообразных приемов. Форма работы — индивидуальная. Основная проблема шестилетнего мальчика Балеры — патологический страх любой высоты. На первой встрече, после этапа настроя, психолог попросил ребенка на листе бумаги формата А4 изобразить животное, которое чего-либо боялось. Был представлен набор карандашей. Рисунок 1. Валера выбрал простой карандаш, нарисовал петуха и лестницу, идущую вверх. Сказал, что он, вернее, петух, хотел бы подняться по лестнице высоко-высоко, но очень боится упасть, наверное, потому что болеет. Психолог предложил мальчику изобразить лекарство. Ребенок на самой верхней ступеньке лестницы нарисовал «аптечку». Далее обсуждалась возникшая проблемная ситуация, как достать лекарство, чтобы помочь больному. В итоге, было принято решение: изобразить петуха, прыгающего по ступенькам вверх. В процессе работы выяснилось, что в деревенском доме, где мальчик проводит каждое лето, два этажа. Однако на второй этаж он самостоятельно не поднимается из-за того, что деревянная лестница очень непрочная, скрипит и шатается. Рисунок 2. Валера нарисовал высотное четырнадцатиэтажное здание, на крыше которого примостился тот самый петух из первого рисунка. Мальчик сказал, что подняться было нетрудно, даже интересно, но теперь страшно смотреть вниз. Психолог предложил ребенку придумать и нарисовать, что мог увидеть петух около дома, если бы все-таки решился посмотреть на землю с «высоты птичьего полета». Валера нарисовал троллейбус, детей, играющих в мяч, длинную пожарную лестницу, по которой один из мальчиков поднимется на крышу за петухом, только очень медленно, с маминой поддержкой. Как это может произойти, психолог вместе с мальчиком проделали, передвигая карандаш со ступеньки на ступеньку. Первоначально воображаемый подъем «в сопровождении мамы» был осуществлен только до 8-го этажа, на котором живет бабушка. Далее путь вверх и вниз мальчик совершал самостоятельно (на рисунке — многочисленные линии поперек ступенек лестницы). Ему понравилась игра, поэтому движение карандашом до 14-го этажа и обратно повторялось несколько раз. Лист для следующего рисунка Валера попросил сам. Рисунок 3. На крыше дома изображен радостный мальчик, который кричит оттуда: — Мама, я не боюсь! В ответ на просьбу психолога показать, как громко и весело кричал тот мальчик, Валера залез на стул, встал во весь рост. (Обычно он предпочитал сидеть на стуле или, в крайнем случае, стоять на коленях.) Затем ребенок с удовольствием несколько раз повторил, как происходили нарисованные им события. Рисунок 4. На следующем листе бумаге предлагалось вновь нарисовать высотный дом, в котором живет смелый мальчик. Валера сообщил, что он теперь живет на самом верхнем этаже, и это ему очень нравится. На завершающем этапе занятия психолог и мальчик играли в «петуха» в соответствии с нарисованными сюжетами. Валера с удовольствием поднимался на низкие табуретки и стулья. Постепенно удалось «взять высоту» стола. Однако залезать на подоконник он по-прежнему отказывался. Преодолеть боязнь этой «вершины» удалось только единожды, после повторного воспроизведения победы храброго мальчика на рисунках. Терапевтическая функция данного этапа состоит в создании условий и ситуаций для эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов, фантазий в ином восприятии и в новых формах поведения. Благополучный конец истории, придуманной и воспроизведенной ребенком в рисунках и действиях, способствовал развитию уверенности в себе, осознанию возможной победы над тревогами, страхами. В процессе игры был получен ценный опыт одновременного переживания условности и реальности создавшейся ситуации. Во время игры также использовались различные приемы, повышающие «смелость». Это были воображаемые зрители, которые с восхищением смотрели на успехи Валеры, «волшебные сухарики», есть которые можно лишь по одному, чтобы не потерять чувства осторожности от излишней храбрости. В конечном итоге, вся система работы (рисование страха и его преодоления, вербализация эмоциональных состояний, игра, позитивная эмоциональная атмосфера) в данном случае позволила успешно начать психологическое лечение патологической боязни высоты. Очевидно, что психокоррекция страхов не должна ограничиваться работой с симптомами. В частности, если возникновение фобических состояний связано с семейной ситуацией (конфликтами, эмоциональным неприятием ребенка родителями, глубинными аффективными переживаниями и т. п.), дополнительно необходимы специальные меры по преодолению причин. Иначе на смену одному страху, вполне вероятно, придет какой-либо иной. Занятие 7. «Рисуем агрессию...» Общие замечания. Приоритетные цели Основная цель предлагаемого занятия — работа с агрессивными эмоциями, которые нередко лежат в основе безнравственных поступков и отклонений в поведении. Задача — способствовать осознанию мотивов поведения. Методика подходит для индивидуальных занятии и работы в группе до 12 человек. Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Необходимо свободное
Литература 1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Пер. с англ. Е. Петровой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2002. С. 416. 2. Бахтин М. М. Человек в мире слова / Сост., пре-дисл., примеч. О. Е. Осовского. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та. 1995. С. 140. 3. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Алик-сеанеровской психиатрической больнице Мюн-стера // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. № 1, 1999. С. 42-58. 4. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс. 2002. С. 256: ил. 5. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1991.С. 143. 6. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 1995.С. 209. 7. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...» / Пер. с англ. Г. А. Павлова. М.: Независимая фирма «Класс». 1996.С. 224. 8. Бурно Е. М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина. 1989. С. 303. 9. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение. 1988. С. 207. 10. Ветлу гипа Н. А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика. 1972. С. 22-37. 11. Винникотт Д. Разговор с родителями / Пер. с англ. М. И. Почукаевой, В. В. Тимофеева. М.: Независимая фирма «Класс». 1994. С. 112. 12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение. 1991. С. 92. 13. Выготский Л. С. Психология искусства / [Пре-дисл. А.Н. Леонтьева; Ред. В. Иванов]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство. 1968.С. 576. 14. Гантт Л. Арт-терапевтические исследования / / Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 1998. №3, Т. II. С. 24-36. 15. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. С. 136-157. 16. Денисова 3. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л.: Наука, 1974.С. 199. 17. Джайнотт X. Д. Родители и дети. М.: Знание, 1986.С. 94. 18. ДилеоД. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 272: ил. 19. Дрезнина М. Т. Игры на листе бумаги: Открой в себе художника. М.: Искатель. 1998. С. 79. 20. Жвитиашвили Н., Платонова О. Рисунок не бывает неправильным: Арттерапия в музейной педагогике // Три ключа. Пед. вестник. М: Издат. дом Ш. Амонашвили. 2000. Вып. 4. С. 60-62. 21. Захаров А. И. Как предупредить страхи у детей. М.: Просвещение, 1986. С. 112. 22. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Изд-во «Речь». 2001. С. 400: ил. 23. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз. 1961. С. 223. 24. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., ИД «МиМ». 1998. С. 192. 25. КопытинА. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань. 1999. С. 256. 26. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: Практическая психология для взрослых и детей. М.: Коге-лет. 2001. С. 48. 27. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. С. 207: ил. 28. Лебедева Л. Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе // Школьные технологии. 2000. №6, С. 200-205. 29. Лебедева Л. Д. Арт-терапия детской агрессивности // Начальная школа. 2001. №2, С. 26-30. 30. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9, С. 27-34. 31. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в системе психологической помощи учителям с дефицитом здоровья // Народное образование. 2001. № 1, С. 166-171. 32. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2000. С. 200. 33. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2001. С. 318. 34. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вести. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1979. №2. С. 3-13. 35. Лотте Д. С. Вопросы заимствования и упорядочения заимствованных терминов и термино-элементов. М.: Наука, 1982. С. 149. 36. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений [Пер. с англ. / Авт. предисл. А. Я. Варга]. М.: Междунар. пед. акад., 1994. С. 365. 37. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. С. 239: ил. 38. Назлоян Г. Зеркальный двойник. М.: Друза, 1994. 39. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Рук-во по детской психотерапии / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. С. 336: ил. я в ни. 40. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов спец. учеб, заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 512. 41. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Метод, пособие. М.: Информ. центр психолог, культуры, 2000. С. 184. 42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 528. 43. Полуянов Ю. А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 1988. С. 176: ил. 44. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Ко-пытина. СПб.: Питер, 2000. С. 444. 45. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер, 1999. С.752. 46. Реформатский А. А. Введение в языкознание: Учеб. для вузов / Ред. В. А. Виноградов. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 536: ил., портр. 47. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М. М. Исениной; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 480. 48. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-цен-трированная терапия на основе экспрессивных искусств. Alien Art Studio, 1997. https:// www.ipk.alien.ru/copyright.html 49. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. СПб: Речь, 2002. С. 416 50. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 384. 51. Сибгатуллина И., Салахова Л., Насыбуллина Н. О возможности использования детского рисунка в диагностике и оценке здоровья ребенка // Прикладная психология. 2000. №3. С. 56-65. 52. Смирнов А. А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1980. Т. I. С. 53-63. 53. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб: Речь, 2003. 54. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности: [Учеб. пособ.] М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 174. 55. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: МИП «NB Магистр», 1994. С. 62. 56. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 451. 57. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2000. №2. С. 16-34. 58. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. СПб.: Европейский Дом, 2000. С. 176: ил. 59. Флоренская Т. А. Мир дому твоему. Человек в человеке // Воспитание школьников. 1999. № 1, С. 34-39; №2, С. 27-31; №4, С. 37-40. 60. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999. С. 256: ил. 61. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений: [Перевод]. М.: Просвещение, 1989. С. 448. 62. Шванцара Л., Шванцара И. Развитие детских графических проявлений // Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: «КСП», 1997. С. 286-309. 63. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальтте-рапии. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2001. С. 220. 64. Юнг К. Архетип и символ: [Перевод]. М.: Ренессанс, 1991. С. 297. 65. Ялом И. Д. Теория и практика групповой психотерапии: [Пер. с англ.]. СПб.: Питер, 2000. С. 640.
|