![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитииСтр 1 из 5Следующая ⇒
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с. В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей. Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов. Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике. Она может быть полезна для студентов дефектологических и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей. Оглавление Введение............................................................................................................................................................................................................ 3 Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5 Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития................................................................................................................. — Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития.................................................................................................................................. 21 Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика)..............................................................26 1. Нарушения познавательной деятельности.................................................................................................................................................... — 1.1. Умственная отсталость................................................................................................................................................................................— 1.2. Задержка психического развития............................................................................................................................................................... 29 1.3. Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами………………….................................... 31 1.4. Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральными параличами............................................................................... 35 1.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом..............................................................................................................39 Глава 4. Судорожный синдром и наиболее распространенные соматические и нервно-мышечные заболевания у детей раннего возраста..................................................................................................................................................................................................................40 1. Нервно-мышечные заболевания.....................................................................................................................................................................49 2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой.................................................................................................... 50 Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии...................................................................................................................................... 52 1. Общие теоретические положения..................................................................................................................................................................— 2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей........................... 59 2.1. Медицинская диагностика. Диагностика некоторых синдромальных форм психического дизонтогенеза........................................— 2.1. Медицинская диагностика. Ранняя диагностика детского церебрального паралича…………………………………………............71 2.2. Психопатологическое исследование..........................................................................................................................................................74 2.3. Психолого-педагогическая диагностика....................................................................................................................................................75 2.4. Основные методы педагогической диагностики.......................................................................................................................................— 2.4.1. Констатирующий эксперимент................................................................................................................................................................78 2.4.2. Обучающий эксперимент........................................................................................................................................................................ 80 2.5. Нейропсихологическое и логопедическое обследование…………………………………………………………………………........ 81 2.6. Диагностика развития мышления............................................................................................................................................................. 82 3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения................................................................................................... 86 3.1. Алалия и нарушения коммуникативного поведения.............................................................................................................................. 87 3.2. Обследование экспрессивной речи........................................................................................................................................................... 90 3.3. Заикание.........................................................................................................................................................................................................91 3.4. Нарушения коммуникативного поведения детей с недостатками слуха................................................................................................97 3.5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме ……………….......................................................................99 4. Аутистические проявления при некоторых нервно-психических заболеваниях у детей........................................................................104 Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития............................................................108 Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению............................................117 Глава 8. Что такое лечебная педагогика?..........................................................................................................................................................121 Раздел II. Лечебно-педагогическая работа (содержание и методы). ........................................................................................................131 Глава 1. Общие принципы лечебной педагогики..............................................................................................................................................— Глава 2. Физическое воспитание........................................................................................................................................................................140 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка.................................................................................................................................— 2.2. Развитие и нормализация движений.........................................................................................................................................................145 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте.............................................................................................................................162 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.....................................................................................................................................163 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания............................164 Глава 3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений.....................................................................................170 Глава 4. Ознакомление детей с окружающим миром......................................................................................................................................180 Глава 5. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности................................................................................................................183 Глава 6. Развитие познавательной деятельности.............................................................................................................................................194 Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму...................................................................................................................201 7.1. Подготовка к обучению математике..........................................................................................................................................................— 7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению к письму...................................................................................................................204 7.3. Подготовка к обучению письму...................................................................................................................................................................— 7.4. Подготовка к обучению чтению.................................................................................................................................................................205 7.5. Роль дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.......................................................................................................206 Раздел III. Дифференциация лечебно-педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза................................................................................................................................................................................................................207 Глава 1. Общий теоретический подход........................................................— Глава 2. Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.....................................................................................208 Глава 3. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости..........................................................................................................210 Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития....................................................................215 Глава 5. Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития........................................................................................222 Глава 6. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)......................................22 6 6.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).................................................................................— 6.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи.............................................................................................................................232 Глава 7. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (ДЦП)............................................................................234 7.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития........................................................................................................................— 7.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (ДЦП)...........................................................................................235 7.3. Ранняя логопедическая работа.................................................................................................................................................................236 7.4. Развитие двигательных функций.............................................................................................................................................................241 Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения................................................................................................243 Глава 9. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха.................................................................................................248 9.1. Современные методы медицинской реабилитации детской тугоухости..............................................................................................256 Глава 10. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения............................258 Глава 11. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии……….........................................................264 Глава 12. Лечебно-педагогическая работа с соматически ослабленными детьми и детьми с повышенной нервной возбудимостью и нарушениями поведения................................................................................................................................................................................266 12.1. Лечебно-коррекционные и педагогические мероприятия...................................................................................................................268 Глава 13. Лечение и психотерапевтическая работа с семьей.........................................................................................................................270 13.1. Общеоздоровительные мероприятия......................................................................................................................................................— 13.2. Медикаментозная терапия (общая характеристика основных лекарственных препаратов)............................................................273 13.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии..................................................................................278 13.4. Психотерапевтическая работа с семьей.................................................................................................................................................280 Заключение.........................................................................................................................................................................................................284 Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста..................................................287 Приложение 2. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук........................................291 Приложение 3. Стимуляция доречевого и речевого развития.......................................................................................................................292 Приложение 4. Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков……………………..............................293 Приложение 5. Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии...............................................................................................................................................................................................................295 Рекомендуемая литература.............................................................................................................................................................................298 Светлой памяти М.С.Певзнер посвящается Введение Цель этой книги — помочь педагогам, воспитателям и родителям в подготовке к обучению детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и хроническими соматическими заболеваниями. Знание основ лечебной педагогики необходимо для создания специальных условий и предпосылок для возможности успешного обучения каждого ребенка с различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями и отклонениями в развитии. В книге рассказывается о том, как обеспечить возможность успешного обучения каждого из этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и интерес к занятиям, активизировать их самостоятельную познавательную активность. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, ознакомлению детей с окружающим миром, формированию начальных математических представлений, развитию личности и межличностных отношений. Особое внимание уделяется сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений. Эффективность предлагаемых приемов коррекционной педагогической работы возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии. Эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей. Успех лечебно-коррекционной работы определяется не только дифференцированностью подхода с учетом специфики отклонений в развитии, соматического, неврологического и психического состояния ребенка, но и его индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии. Из предлагаемых рекомендаций педагоги, воспитатели и родители могут выбрать те, которые представляются им наиболее целесообразными с учетом вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка и конкретных условий жизни. Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обобщения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Книга предназначена педагогам, воспитателям, логопедам, детским психоневрологам, работающим в детских восстановительных центрах, специальных яслях, домах ребенка, детских садах, а также родителям. Она может быть полезна студентам дефектологических, психологических и педиатрических факультетов, а также детскому семейному врачу. Раздел 1. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
|