Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы и их обитатели






 

Наиболее полным и элегантным изложением оккультной пневматологии (ветвь философии, имеющая дело с духовными субстанциями) человечество обязано Филиппу Аурелиусу Парацельсу (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм), королю алхимиков и герметических философов, истинному обладателю царского секрета (философский камень и эликсир жизни). Парацельс верил, что каждый из первичных четырех элементов, известных древним (земля, огонь, воздух и вода), состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции.

Следовательно, воздух двойственен по природе своей, это осязаемая атмосфера и неосязаемая летучая субстанция, которая может быть названа духовным воздухом. Огонь является видимым и невидимым, различимым и неразличимым. Это духовное эфирное пламя, проявляющее себя через материальное субстанциональное пламя. Вода состоит из плотной жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. Земля также имеет две существенные части, низшая из которых неподвижная, земная, а высшая – прореженная, подвижная и виртуальная. Общий термин Элементы приложим к низшим, или физическим, фазам этих четырех первичных элементов, а термин Стихийные сущности – к их невидимым духовным составляющим. Минералы, растения, животные и люди живут в мире, состоящем из грубой части этих четырех элементов, а из различных их комбинаций состоят живые организмы.

Генри Драммонд в своей книге «Естественный закон в духовном мире» описывает этот процесс следующим образом: «Если мы проанализируем ту материальную точку, с которой начинается жизнь, мы обнаружим, что она состоит из не имеющей структуры желеобразной субстанции, напоминающей яйцо. Она состоит из углерода, водорода, кислорода и азота. Имя ей – протоплазма.

 

МАГ, ЗАКЛИНАЮЩИЙ СТИХИЙНЫХ ДУХОВ

Маг, очертив вокруг себя круг, заклинает стихийных духов, которые появляются из своих обиталищ. Из земли у него под ногами возникают гномы, из воды – ундины, из огня – саламандры и из воздуха – крылатые сильфы. Странный, похожий на призрака демон отвечает что‑ то магу. В книге «Пришествие фей» Артур Конан Дойль защищает существование природных духов, которые многие века считались продуктом воображения. В древних мистериях учили: для того чтобы получить господство над стихийными Духами, заклинающий их маг не должен бояться элементов. Тот, кто боится огня, не может управлять саламандрами, которые там обитают. Тот, кто боится воды, никогда не может стать повелителем ундин, водяных духов. Поэтому многие ритуалы языческих мистерий имеют дело с различными элементами. Таким образом, в инициациях земли кандидат скитался по мрачным пещерам, в инициациях воды он переплывал в открытой лодке таинственное море или же стремнину с водоворотами. В инициациях огня он прыгал через кольцо огня или дыма, а в инициациях воздуха испытуемый подвешивался за кольцо над пропастью или же карабкался по узкой тропе над гибельной кручей. Утверждалось также, что никто из тех, в ком не было обнаружено добродетельных свойств элементов, не смог бы управлять стихийными духами. Те, кто не может обуздать свои страсти, становятся игрушкой саламандр, а те, кто проявляет стяжательство, не смогут управлять гномами, которые подчиняются только тем, в ком отсутствует эгоизм. Гномы управляемы щедростью, ундины – твердостью, саламандры – спокойствием и сильфы – постоянством.

Это структурная единица, с которой начинается не только жизнь живых тел, но и из которых она строится дальше. “Протоплазма, – говорит Хаксли, – простая или с ядром, есть формальный базис всей жизни. Это глина Гончара”».

Водный элемент древних философов претерпел метаморфозу и стал водородом в современной науке; воздух стал кислородом; огонь – азотом; земля – углеродом.

Подобно тому, как видимая природа населена бесчисленным количеством живых существ, согласно Парацельсу, невидимый, духовный аналог видимой природы (составленный из разреженных элементов видимого мира) населен сонмами любопытных существ, которых он назвал стихиями и которые потом были переименованы в природных духов. Парацельс разделял их на четыре группы, которые названы им гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. Он учил, что они являются на самом деле живыми созданиями, во Многом напоминающими по форме человеческие существа и населяющими свой собственный мир, неизвестный людям в силу недоразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов.

Цивилизации Греции, Рима, Египта, Китая и Индии верили в сатиров, духов, фей и гоблинов. Они населили море русалками, реки и источники – нимфами, воздух – феями, огонь – ларами и пенатами, землю – фавнами, дриадами и гамадриадами. Этим природным духам усиленно поклонялись, что выражалось в соответствующих им подношениях. Иногда, в силу различных атмосферных условий или же своеобразной чувствительности верящих в духов людей, эти духи становились видимыми. Многие люди писали о духах так, как будто они общались с этими обитателями тонких сфер природы. По мнению многих авторитетных писателей, боги античности были на самом деле стихийными духами, потому что многие из этих невидимых существ имели впечатляющую внешность и восхитительные манеры.

Некоторых из этих стихийных духов греки называли демонами, особенно духов высших порядков, и поклонялись им. Вероятно, наиболее знаменитым из этих демонов был таинственный дух, который направлял действия Сократа; именно о нем философ отзывался самыми высокими словами. Те, кто посвятил много времени изучению невидимой конституции человека, полагали вполне вероятным, что демон Сократа и ангел Якова Беме были на самом деле не стихийными духами, а тенями божественной природы самих этих философов. В своих заметках «Апулей о Боге Сократа» Томас Тэйлор говорит:

«То, что демон Сократа был, вне всяких сомнений, духом высших порядков, можно заключить из интеллектуального превосходства Сократа над другими людьми, и поэтому Апулей прав в том, что называл демона Богом. А то, что демон Сократа и в самом деле был божественным, следует из признания самого Сократа в “Первом Алкивиаде”, ведь в ходе этого диалога он ясно говорит: “Я долго придерживался мнения, что Бог еще не направил меня для разговора с тобой”. И в “Апологии” он недвусмысленно говорит о том, что этот демон наделен божественной трансцендентностью, что позволяет заключить о его высоком положении среди демонов».

Бытующее уже долгое время среди людей мнение, что невидимые элементы, окружающие землю и живущие в ней, являются разумными созданиями, кажется невероятным прозаическим умам нашего времени. Однако это мнение считали правдоподобным многие выдающиеся умы. Сильфы Фация Кардана, миланского философа, саламандры, которых видел Бенвенуто Челлини, пан св. Антония и маленький красный человечек, или гном, Наполеона Бонапарта занимают свое место в истории.

Литература также проникнута концепцией природных духов. Озорной Пэк в шекспировском «Сне в летнюю ночь», стихийные духи в розенкрейцеровской поэме А. Поупа «Похищение Локона», таинственные создания в романе лорда Литтона «Занони», бессмертный Оловянный Колокол и знаменитые шляпы в горах Кэтскилл, встретившиеся Рип Ван Винклю, – все это фигуры, хорошо знакомые изучающим литературу. Фольклор и мифология всех народов полны легенд об этих таинственных маленьких существах, населяющих старые замки, сторожащих зарытые в землю сокровища, строящих свои дома под шляпками поганок. Феи являются предметом восхищения детей, и большинство детей неохотно расстается с верой в них. Не так уж давно в них верили и выдающиеся умы, и еще остается под вопросом, в какой степени такие люди, как Платон, Сократ и Ямвлих, были не правы, когда они открыто признавали их реальное существование.

Парацельс, описывая субстанции, из которых составлены тела стихийных духов, разделял плоть на два вида, первый из которых мы унаследовали от Адама. Это видимая, телесная плоть. Другая плоть, не Унаследованная от Адама, будучи более разжиженной, не столь убога, как первая. Тела стихийных духов состоят из этой транссубстанциальной плоти. Парацельс говорит, что разница между телами людей и телами природных духов такая же, как между материей и духом.

«Да – добавляет он, – стихийные духи – это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т. п. и, следовательно, не Могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов быстротой движения» (см. «Оккультную философию»). Позднее тот же автор называет эти создания сложными, поскольку субстанция, из которой они состоят, является смешением духа и материи. Он использует цвет для объяснения этой идеи. Сочетание красного и синего дает новый пурпурный цвет, новый цвет, не напоминающий ни тот, ни другой и все же составленный из них. Таков и случай с природными духами: они не напоминают ни духовных созданий, ни материальных существ, и все же они состоят из субстанции, которую мы можем назвать духовной материей или эфиром.

Парацельс далее добавляет, что в то время как человек составлен из многих материй (дух, душа, ум и тело), соединенных в одно, стихийные духи имеют в себе только один элемент, или принцип, именно эфир, из которого они состоят и в котором живут. Читатель должен помнить, что под эфиром подразумевается духовная сущность одного из четырех элементов. Есть столько эфиров, сколько элементов, и есть столько семейств природных духов, сколько есть эфиров. Эти семейства полностью изолированы в своем эфире и не вступают в сношения с обитателями других эфиров, но поскольку человек по своей природе имеет сознание, чувствительное ко всем четырем элементам, при определенных условиях он может вступать в сношения с ними.

Природные духи не могут быть разрушены грубыми элементами, такими как материальный огонь, земля, воздух или вода, потому что они функционируют на более высоком, чем земные субстанции, колебательном уровне. Будучи составлены только из одного элемента, или принципа (эфира, в котором они обитают), они не обладают бессмертным духом и по смерти распадаются снова на элементные составляющие, из которых они выделились. После смерти не сохраняется индивидуального сознания, поскольку нет более высокого вместилища для духа, которое бы сохраняло его. Поскольку тела их сделаны из одной субстанции, они не испытывают трения между частями своими и, следовательно, живут больший век. Состоящие из земного эфира живут меньше других, а состоящие из воздушного эфира живут дольше всех. Средняя продолжительность их жизни колеблется от трех сотен до тысячи лет. Парацельс утверждал, что они живут в условиях, подобных нашему земному окружению, и что некоторые из них подвержены болезням. Полагают, что эти создания не способны к духовному развитию, но большая часть из них имеет высокую мораль.

Относительно эфиров стихийных духов Парацельс пишет: «Они живут в четырех элементах: Нимфы – в элементе воды, Сильфы – воздуха, Пигмеи – земли и Саламандры – огня. Они также называются Ундинами, Сильвестрами, Гномами, Вулканами и т. п.

Каждый вид движется только в элементе, к которому он принадлежит и который для него значит то же, что воздух для нас или вода для рыб, и ни один из них не может жить в элементе, принадлежащем другому виду. Для каждого стихийного духа соответствующий ему элемент является прозрачным, невидимым и пригодным для дыхания, как и наша атмосфера». Читатель не должен путать природных духов с истинными волнами жизни, пронизывающими невидимые миры. В то время как стихийные элементы состоят только из одной эфирной сущности, ангелы, архангелы и прочие высшие трансцендентальные сущности являются сложными организмами, весьма похожими на человека, но только без его физического тела.

Философия духов природы имеет, как считают многие исследователи, восточное происхождение, вероятно, брахманистское, и Парацельс получил свое знание от восточных мудрецов, с которыми он вступал в контакты во время своих путешествий. Египтяне и греки получили свои сведения из того же источника. Теперь же следует рассмотреть каждый вид природных духов, согласно учению Парацельса, аббата де Виллара и других писателей, сочинения которых были для нас доступными.

 

Гномы

 

Элементы, обитающие в истощенном теле земли, называемом земным эфиром, группируются под общим названием гномов. (Название, очевидно, взялось от греческого слова «геномус», то есть «земной обитатель».)

Точно так же, как различные типы людей возникли посредством объективных физических элементов природы, различные типы гномов возникли посредством субъективного эфирного тела природы. Эти земные духи работают в элементах на уровне колебаний, столь близких к вибрациям материальной земли, что имеют колоссальную власть над скалами и растениями и даже над минеральными элементами в животном и человеческом царствах. Некоторые, подобно пигмеям, работают с камнями, геммами и металлами и, как многие считают, являются хранителями спрятанных сокровищ. Они живут в пещерах, в далеких краях, которые скандинавы называли землей нибелунгов. В восхитительном оперном цикле Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга» Альберих делается королем карликов и заставляет этих маленьких созданий собирать для себя сокровища, находящиеся под землей.

Кроме карликов, есть и другие гномы, которые называются лесными и древесными духами. К этой группе принадлежат сильвестры, сатиры и паны, дриады, гамадриады, дурдалисы, эльфы, смугляши и маленькие старички в лесу. Парацельс утверждал, что гномы строят себе дома из вещества, напоминающего алебастр, мрамор, цемент, но истинная природа его неизвестна и не имеет аналогов. Гномы собираются в коммуны и живут в той субстанции, с которой они работают. Например, гамадриады живут и умирают вместе с растениями или деревьями, частью которых они являются. Каждый куст и цветок имеет присущий его природе дух, который часто использует физическое тело растения в качестве обиталища. Древние философы, осознавая принцип разумности, проявляющий себя в каждом явлении природы, верили, что качество естественного отбора, демонстрируемое созданиями, не обладающими организованными умственными способностями, является результатом деятельности самих природных духов.

 

«Из книги Гьеллерупа «Песни Старшей Эдды»

ОБЫЧНЫЕ ГНОМЫ

Наиболее часто встречавшийся тип гнома – это домовой, или карлик, гротескная маленькая фигура от двенадцати до восемнадцати дюймов высотой, в зеленых или коричневых одеждах. Большинство из них очень стары, часто с длинными белыми бородами и весьма толсты. Их часто можно видеть под пнями, и иногда они исчезают, буквально растворяясь в дереве.

К. М. Гейл и в книге «Классические мифы» говорит: «Приятной особенностью старого язычества было то, что оно любило усматривать в любой работе природы действие божества. Воображение греков населило земли и воды божествами, поведением которых объяснялось действие естественных законов». Таким образом, от имени растений, с которыми они работали, элементы принимали или отвергали питательные элементы, наполняли их цветом, сохраняли и защищали семена и выполняли множество других полезных вещей. Каждый вид растений обслуживался соответствующим типом природных духов. Работавшие, например, с ядовитыми кустарниками имели безобразный вид. Говорят, что природный дух ядовитого болиголова сильно похож на маленький человеческий скелет, покрытый полупрозрачной кожей.

Дух живет в этом растении, и, если от куста отрезать ветку, дух окажется в этой ветке и умрет вместе с веткой, но, пока куст имеет хоть какие‑ то признаки жизни, в нем можно обнаружить присутствие стихийного духа‑ хранителя.

Огромные деревья также имеют своих природных духов, но гораздо больших, нежели элементы небольших растений. Труды карликов состоят в извлечении кристаллов из скал и разработке рудных жил. Когда гномы работают с животными или людьми, их работа ограничена тканями, свойственными их природе. Они работают с костями, которые принадлежат к минеральному царству, и древние верили, что реконструкция сломанных частей тела невозможна без сотрудничества со стихийными духами.

Гномы имеют различные размеры, большинство из них меньше человека, хотя некоторые способны изменять свой рост по желанию. Это было следствием чрезвычайной подвижности элементов, в которых обитают стихийные духи. О них аббат де Виллар писал так: «Земля от глубин до поверхности заполнена гномами, народом маленького размера, хранителями сокровищ, минералов и драгоценных камней. Они изобретательны, дружелюбны к людям и легко управляемы».

Не все авторитетные писатели согласны с утверждением о дружелюбии гномов. Многие считают, что гномы хитрые и злобные создания, неуправляемые и предательски настроенные. Все, однако, соглашаются в том, что, если вы завоюете их доверие, они будут верными и преданными. Философы и посвященные древнего мира были инструктированы по поводу этого таинственного малого народа и знали, как с ними обращаться и добиваться их сотрудничества в делах чрезвычайной важности. Маги всегда предупреждали, что никогда нельзя обманывать доверия стихийных духов, в противном случае невидимые создания, работая через субъективную природу человека, могут глубоко опечалить его и даже вызвать его смерть. Пока мистик служит другим, гномы будут помогать ему, но если он ищет их помощи только в своих интересах, для получения временной власти, они набросятся на него с неослабевающей яростью. То же самое случится, если он попытается обмануть их.

Земные духи встречаются в определенное время года на великой ассамблее, как это предположил Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь», где стихийные духи празднуют красоту и гармонию природы и предсказывают хороший урожай. Гномами правит король, которого они любят и почитают. Его зовут Гоб, и поэтому его подданные часто называются гоблинами. Средневековые мистики отдавали по одной стороне света каждому из четырех королевств природных духов, и поэтому земной характер гномов был приписан Северу, месту, рассматриваемому древними как источник мрака и смерти. Один из четырех главных человеческих темпераментов был также приписан гномам, и поскольку многие из них обитают во тьме пещер и глуши лесов, их темперамент носит следы меланхолии, мрачности и нелюдимости. Но это не значит, что сами они имеют такой темперамент. Скорее, речь идет о том, что гномы управляют элементами с подобной консистенцией.

Гномы женятся и имеют семью, а женщины их называются гномидами. Некоторые из них носят одежду, сотканную из элементов, в которых они живут. В других случаях их одежда растет вместе с ними, вроде шкуры животных. Гномы имеют ненасытный аппетит и большую часть времени проводят за едой, но едят они тщательно и со старанием. Гномы скаредны и любят прятать свои вещи в укромных местах. Есть великое множество свидетельств, что дети часто видят гномов, поскольку их контакт с материальной стороной природы еще не завершен, и они все еще погружены более или менее сознательно в невидимые миры.

Согласно Парацельсу, «человек живет во внешних элементах, а стихийные духи живут во внутренних элементах. Стихийные духи имеют одежду и дома, манеры и привычки, язык и общественные связи, и предводителя, аналогичного королеве у пчел и вожакам в стадах животных» («Оккультная философия»).

Парацельс иначе, чем греческие мистики, думал о внешних ограничениях, накладываемых на природных духов. Швейцарский философ полагал их состоящими из тонкого невидимого эфира. В соответствии с, этой гипотезой, они видимы только в определенное время и только тем, кто находится в созвучии с их эфирными колебаниями. Греческие же мыслители полагали, что многие природные духи имеют материальную конституцию и вполне способны функционировать в физическом мире. Часто наши переживания во сне столь живы, что позднее мы уверены, что на самом деле пережили физическое явление. Трудности в различении того, где кончается физическое и начинается эфирное, могут оправдать различие соответствующих точек зрения.

Но даже этого объяснения не достаточно для того, чтобы понять случай с сатиром, который, согласно св. Иерониму, во время правления Константина был пойман живьем и выставлен на обозрение народу. Он имел человеческое тело, рога и ноги козла. После своей смерти он был помещен в соль и преподнесен императору, чтобы тот мог удостоверить подлинность события. (Эта история вполне правдоподобна и с точки зрения современной науки может считаться уродством.)

 

Ундины

 

Гномы ограничены в своих функциях элементами земли, а ундины (имя, данное всему семейству стихийных духов, обитающих в воде) функционируют в невидимой духовной среде, называемой влажным (жидким) эфиром. Колебания этого эфира близки к колебаниям воды, и поэтому ундины способны контролировать в значительной степени поведение этой жидкости в природе. Красота является главным в определении водных духов. Всякий раз, обнаруживая их скульптурное или графическое изображение, мы видим, что они исполнены грации и красоты. Контроль над элементами воды, которая всегда была женским символом, приводит, естественно, к тому, что символом водных духов стала женщина.

Есть много групп ундин. Одни населяют водопады, где они видны в брызгах воды, другие обитают в речных водах, третьи обитают во влажных местах, болотах, в грязных топях, а четвертые – в кристально чистых горных озерах. Согласно философам античности, каждый фонтан имел свою нимфу, каждая океанская волна – свою океаниду. Водные духи были известны под такими именами, как ореады, нереиды, лимониады, наяды, русалки, морские девы, потамиды. Часто водные нимфы обязаны своим именем названиям ручьев, озер или морей, где они обитают.

 

Из книги Ликотена «Хроника странного и чудесного»

РУСАЛКА

Вероятно, наиболее знаменитыми среди ундин были мифологические русалки, знакомые всем народам Семи Морей. Вера в существование этих созданий, верхняя часть которых человеческая, а нижняя – рыбья, была инспирирована, по‑ видимому, пингвинами, а возможно, и тюленями. В средневековом описании русалок говорилось, что их волосы были зелеными, подобно водорослям, и что они носили венки из подводных растений и морских анемонов.

В описании этих созданий древние сходятся по поводу некоторых характерных особенностей ундин. В общем, почти все ундины напоминают людей по форме и размеру, хотя ундины, населяющие маленькие ручейки или водоемы, имеют несколько меньшие размеры. Полагали, что эти водяные духи способны принимать обличия людей, действительно превращаясь в мужчин и женщин. Существует много легенд об этих духах и об их жизни в семьях рыбаков, но почти всякий раз ундина, слыша зов вод, возвращается в царство Нептуна, морского царя.

Практически ничего не известно об ундинах мужского пола. Водные духи живут не в домах, как гномы, а в коралловых пещерах или же среди зарослей камыша на берегах рек или озер. У кельтов есть легенда о том, что Ирландия в давние времена была заселена странным народом полубожественного происхождения; с приходом современных кельтов они отступили в болота и водоемы, где и остаются до настоящего времени [5]. Маленькие ундины живут под листьями лилий и в маленьких домах из мха, спрыскиваемого водопадами. Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее.

Есть много семейств ундин, каждое из которых имеет свои ограничения. Невозможно рассмотреть все их в деталях. Своего правителя по имени Некса они любят, почитают и неутомимо служат ему. Темперамент у них живой, и им отдан трон западной стороны света. Они являются эмоциональными существами, дружелюбны к людям и любят им служить. Они иногда изображаются верхом на дельфинах или океанических больших рыбах, очень любят цветы и растения, которым они служат так же преданно и с умом, как и гномы. Древние поэты говорили, что песни ундин слышны при западном ветре и что их жизни посвящены украшению материального мира.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал