Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Граф Бернард Тревизо
Из тех, кто занимался поисками эликсира жизни и философского камня, мало кто прошел через цепь таких разочарований, какие выпали на долю графа Бернарда Тревизо, родившегося в Падуе в 1406 году и умершего в 1490 году. Его поиски философского камня и секретов превращения металлов начались, когда ему было 14 лет. На свои поиски он потратил не только свою жизнь, но и состояние. Граф Бернард переходил от одного алхимика и философа к другому. Каждый из них развивал перед ним маленькую теорему, которую граф охотно принимал и экспериментировал с нею, но всегда без особого успеха. В семье его считали сумасшедшим и говорили, что он позорит их дом своими экспериментами, быстро истощавшими его состояние. Он путешествовал по многим странам, надеясь, что в отдаленных краях земли сможет найти мудрых людей, способных ему помочь. Наконец, когда ему исполнилось семьдесят шесть лет, он был вознагражден успехом. Ему были открыты великие секреты эликсира жизни, философского камня и превращения металлов. Он написал небольшую книгу, в которой были изложены результаты его трудов, и, хотя ему осталось жить лишь несколько лет, он, радуясь плодам своего открытия, был весьма удовлетворен: найденные им сокровища были достойны того, чтобы потратить всю жизнь на их поиски. В истории алхимических поисков никогда не было другого такого терпеливого и стойкого ученика Великой Тайны. Бернард заявлял, что процесс растворения, осуществляемый не с помощью огня, а с помощью ртути, является высшим алхимическим секретом.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АЛХИМИИ (ЧАСТЬ I)
Алхимия, секретное искусство земли Кем[10], является одной из двух древнейших известных миру наук. Другой такой наукой является астрология. Истоки обеих наук восходят к незапамятным историческим временам. Согласно древнейшим летописям, алхимия и астрология считались такими науками, которые были открыты человеку с той целью, чтобы он смог вернуть свое утерянное состояние. Согласно старым легендам, хранимым раввинами, ангел у ворот Эдема посвятил Адама в мистерии Каббалы и алхимии, обещая, что, когда человеческая раса в совершенстве овладеет секретной мудростью, скрытой в этих божественных искусствах, проклятие запретного плода будет снято и человек снова сможет войти в Сад Господень. Точно так же как человек облачается в «одеяние из кож» (физическое тело) во время своего падения, так и эти священные науки были даны ему в низших мирах, будучи воплощены в плотные оболочки, сквозь которые их духовные трансцендентальные природы не могут больше себя проявлять. Они считались мертвыми или утерянными.
ОТЛИВКА МЕДНОЙ КУПЕЛИ Существует странная каббалистическая легенда о Хираме, согласно которой он был потомком Самаеля, духа огня, а среди его предков был и бессмертный Тувал‑ Канн, изобретатель закалки металлов. Легенда говорит, что вершиной творчества Хирама была купель – восхитительный сосуд для омовений, который перевозился двенадцатью быками. Огромный сосуд в тридцать локтей в окружности должен был быть отлит как единое целое, и на это событие собрались рабочие, жители Иерусалима, и даже царь Соломон с царицей Савской решили почтить вниманием это великое событие. Но четыре ремесленника, недовольные Хирамом из‑ за его отказа повысить их в должности, тайно налили в отливочную форму воду. Когда пробки домны были пробиты и пылающий металл потек в форму, раздался страшный взрыв. В воздух поднялись пары воды и жидкого металла, сея смерть и панику. Хотя неудача с величайшим проектом потрясла Хирама, он храбро стоял посреди бушующего пара. Внезапно из кипящей массы раздался голос «Ты несгораем. Отлей себя в пламени». И Хирам прыгнул в купель и через нее провалился в центр земли, где обитал его огненный предок, первый металлург. В пьесе Альберта Стефена «Хирам и Саломея», основанной на этой легенде, описываются различные ингредиенты, из которых была отлита купель (философский камень). Кроме основных земных металлов Хирам добавил в сплав золотую корону Мельхиседека и серебряный серп царицы Савской. Земным телом алхимии является химия, и поэтому химики не понимают, что половина «Книги Таро» навечно скрыта за покрывалом Исиды (см. «Таро»), и пока они изучают только материальные элементы, они могут открыть только половину тайны. Астрология кристаллизовалась в астрономию, чьи приверженцы использовали видения мудрецов древности, но исказили их символы, считая бессмысленными суевериями. Тем не менее, интеллигенция современного мира не может проникнуть за покрывало, отделяющее видимое от невидимого, и единственный путь преодоления этого барьера – указанный ей путь мистерий. Что есть жизнь? Что такое разум? Что такое сила? Таковы проблемы, решению которых древние посвящали свои храмы знаний. Кто сказал, что они не ответили на эти вопросы? И кто мог бы понять и распознать ответ, если он был дан? Не может ли быть так, что за символами алхимии и астрологии лежит скрытая мудрость, столь непонятная, что разум человечества не способен постичь ее принципов? Халдеи, финикийцы и вавилоняне, как и многие древние восточные народы, были знакомы с принципами алхимии, которая практиковалась в Греции и Риме и была высшей из наук в Египте. Кет было древним именем земли Египта, а слова «alchemy» и «chemistry» постоянно напоминают о приоритете египтян в научном познании. Согласно сохранившимся фрагментам сочинений мыслителей древних народов, алхимия не была для них спекулятивным искусством. Они подспудно верили в умножение металлов, и в силу многих фактов исследователи и материалисты должны быть более расположены к алхимическим теоремам. Эволюционисты считают, что искусства и науки появились в результате развития интеллекта доисторического человека, в то время как другие, придерживающиеся трансцендентальной точки зрения, предпочитают рассматривать их появление как прямое откровение Бога. Было предложено много интересных гипотез относительно происхождения алхимии. Одна из них полагает, что алхимия была открыта людям таинственным египетским полубогом Гермесом Трисмегистом. Это возвышенная личность, проступающая сквозь туман веков, со своим бессмертным Изумрудом, по мнению древних египтян, является автором всех наук и искусств. В честь него все научное знание собирательно именуется герметическими искусствами.
ЛИСТЫ СВЯЩЕННОГО ДЕРЕВА ГЕРМЕСА В своей книге «Ключ к алхимии» Самуель Нортон разделяет на четырнадцать частей процессы или состояния, через которые алхимические субстанции проходят от того момента, когда они в первый раз помещены в реторту, и до того момента, когда они готовы в виде лекарств или растений, минералов или людей: 1 Растворение, акт перехода от газообразного или твердого состояния в жидкое состояние. 2 Фильтрация, механическое разделение жидкости и нерастворимых частиц, взвешенных в жидкости. 3 Испарение, изменение или превращение из жидкого или твердого состояния в газообразное состояние с помощью тепла. 4 Очистка, операция, посредством которой летучая жидкость может быть отделена от субстанций, которые содержатся в растворе. 5 Разделение, операция разъединения субстанций. 6 Очищение, процесс очистки субстанции повторными очистками. 7 Прокаливание, обращение в порошок действием тепла, избавление от летучей субстанции. 8 Смешение, соединение различных ингредиентов в общую массу. 9 Очищение через разложение, распад искусственными средствами. 10 Торможение, процесс возвращения к исходному состоянию. 11 Ферментация, обращение органической субстанции в новые составляющие с помощью фермента. 12 Фиксация, акт или процесс перехода от жидкого к твердому состоянию. 13 Умножение, акт или процесс преумножения в числе. 14 Проекция, процесс превращения основных металлов в золото. Когда тело Гермеса было предано земле в долине Хеврона, божественный изумруд был захоронен вместе с ним. Через много веков изумруд был откопан – по одной версии, арабскими посвященными, а по другой версии, Александром Великим, царем Македонским. С помощью могущества, присущего этому изумруду, на котором были выгравированы таинственные письмена трижды великого Гермеса (всего тринадцать предложений), Александр завоевал весь известный тогда мир. Не сумев, однако, справиться с собой, он потерпел в конце концов поражение. Вопреки его власти и славе, Александр был сломлен в разгар триумфа; сбылось предсказание говорящих деревьев (ходили упорные слухи о том, что Александр был инициированным высоких порядков и потерпел жизненную катастрофу из‑ за своей неспособности совладать с искушением властью). Е. Кинли, приводя цитату из «Космодромиума» д‑ ра Гобелена, рассказывает о случае с Александром и говорящими деревьями, с которыми царь Македонский столкнулся перед походом в Индию: «А теперь Александр углубился со своим войском в опасные земли: то ему приходилось преодолевать горные хребты, то он проходил через мрачные долины, где его войско подвергалось нападению змей и диких животных. Наконец через триста дней он подошел к прекрасной горе, на склонах которой грудами лежало золото. На вершину горы вели две тысячи и пятьдесят ступенек, все из сапфиров чистейшей воды, и около этой горы Александр стал лагерем. Однажды Александр со своими двенадцатью принцами взошел по этим ступеням на вершину горы и обнаружил там прекрасный дворец с двенадцатью воротами и семьюдесятью окнами из чистого золота. Это был дворец Солнца, а внутри него был храм из чистого золота. Перед воротами росли виноградные лозы, сплошь увешанные гроздьями карбункулов и жемчуга. Александр и его спутники вошли во дворец и нашли там человека, лежащего на ложе из золота. Человек был прекрасной внешности, а голова и борода его были белы, как снег. Александр и его принцы преклонили головы перед святым мудрецом, который сказал такие слова: “Александр, ты зришь сейчас то, что не зрил ни один смертный”. На что Александр ответствовал: “О наисчастливейший мудрец, откуда ты знаешь меня? ” Тот сказал: “Еще до того, как волны Потопа накрыли землю, я уже знал заранее о твоих деяниях”. И добавил: “Хочешь ли ты предстать перед священными деревьями Солнца и Луны, вещающими будущее всех вещей? ” Александр немедленно ответил: “Конечно же, господин, мы уже давно жаждем сделать этоי ’. Тогда мудрец сказал: “Сними с себя кольца и другие украшения, сбрось обувь и следуй за мной”. И Александр сделал все это, взял с собой трех принцев, сказав остальным ждать его возвращения, и последовал за мудрецом. Вскоре они подошли к деревьям Солнца и Луны. Листья дерева Солнца были из золота, а дерева Луны – из серебра. Сами деревья были громадными; по предложению мудреца Александр стал вопрошать деревья о том, не следует ли ему вернуться назад в Македонию. Деревья ответили: “Нет”, но сказали, что жить ему осталось еще год и восемь месяцев и умрет он от чаши с ядом. На вопрос, кто принесет ему яд, он не получил ответа. Далее, дерево Луны предсказало, что его мать после позорной и преждевременной смерти долго будет лежать непогребенной и этим будет обязана его сестрам» (см. «Книга Еноха, Второй Посланник Бога»). По всей вероятности, так называемые говорящие деревья были на самом деле досками с письменами на них, посредством которых говорили оракулы. Одно время книги, сделанные из дерева, назывались говорящими деревьями. Трудность в распознавании истоков и происхождения алхимии усугубляется игнорированием факта о гибели материка Атлантиды. Великая Аркана была наиболее драгоценным секретом жрецов Атлантиды. Когда земля Атласа погрузилась в воду, священники огненных мистерий принесли свои формулы в Египет, где они оставались достоянием мудрецов и философов целые века. Постепенно они перекочевали в Европу, где эти секреты до сих пор хранятся посвященными. Те, кто не согласен с легендой о Гермесе и его «Изумрудной табличке», говорят о двух сотнях ангелов, спустившихся на гору, согласно описанию пророка Еноха, как о первых учителях в алхимических искусствах. Так или иначе, египетским жрецам выпало сохранить алхимию для современного мира. Египет из‑ за цвета земли в этой стране назывался черной империей и упоминался в Ветхом Завете как «страна тьмы». Наверное, из‑ за своего возникновения в Египте алхимия стала называться черным искусством, но не в смысле дьявольского занятия, а в смысле мрака, которым были покрыты ее секретные процессы. В Средние века алхимия была не только философией и наукой, но также и религией. Те, кто восставал против религиозных ограничений своего времени, скрывали свои философские учения под аллегорией получения золота. При этом они сохраняли свою личную свободу, и над ними чаще смеялись, чем преследовали. Алхимия была тройным искусством, и ее тайны символизировались треугольником. Ее смыслом была тройка, умноженная на 3, – три элемента или процесса в трех мирах или сферах. 3, умноженное на 3, есть часть тайны 33 степеней масонства, потому что 33 есть 3, умноженное на 3, что представляет 9, число эзотерического человека и число эманаций от корня божественного дерева. Это число миров, питаемых четырьмя реками, вытекающими из божественных уст в виде заветных слов. Под слоем так называемого символизма алхимии скрывается восхитительная концепция, потому что за этим высмеянным и презираемым искусством – тройной ключ к воротам вечной жизни. Если понимать, что алхимия есть мистерия трех миров – божественного, человеческого и стихийного, то становится ясно, почему мудрецы и философы придумали и развили систему тонких аллегорий, скрывающих эту мудрость. Алхимия есть наука о приумножении и основывается на естественном феномене роста. «Ничто не получается из ничего» – это чрезвычайно древнее изречение. Алхимия – это не процесс получения чего‑ то из ничего. Это процесс увеличения и улучшения того, что уже существует. Если бы философ утверждал, что человек может быть сделан из камня, непросвещенный люд сразу бы воскликнул: «Невозможно!» Тем самым люди обнаружили бы свое невежество, потому что мудрым известно, что в каждом камне есть зародыш человека. Философ также мог заявить, что вселенная могла бы быть сделана из человеческого материала, и было бы глупостью объявлять это невозможным, поскольку это свидетельствовало бы о непонимании того, что человек есть семя, из которого могла бы вырасти вся вселенная. Бог находится «внутри» и «снаружи» всех вещей. Верховное существо проявляет себя через рост, направленный изнутри наружу, через борьбу за выражение и проявление. Рост и умножение золота является не большим чудом, чем произрастание из маленького семени куста, в тысячи раз большего этого семени. Если это может случиться с семенем растения, то почему это не может случиться с семенем золота, если посадить его в землю (в основные металлы) и питать искусственно, согласно секретным алхимическим рецептам? Алхимия учит, что Бог есть во всем, что он есть универсальный дух, проявляющийся в бесконечном множестве форм. Бог есть духовное семя, посаженное в темную землю (материальную вселенную). Через искусство алхимии возможно вырастить и умножить это семя так, что вся вселенская субстанция будет пропитана им и станет, подобно золотому семени, чистым золотом. В духовной природе человека это называется возрождением; в материальном теле элементов это называется превращением. Точно так же, как это происходит в материальном и духовном мирах, это происходит и в интеллектуальном мире. Идиот не может получить мудрость по той причине, что в нем не было ее зародыша, но мудрость можно передать невежественному человеку, как бы он ни был несведущ, потому что в нем были посеяны семена мудрости, которые могут быть взращены через искусство и культуру. Отсюда даже философ есть просто несведущий человек, в чьей природе обнаруживается проекция природы. Через искусство (процесс обучения) вся масса основных металлов (умственное тело невежества) была превращена в чистое золото (мудрость), потому что оно пронизано пониманием. Таким образом, если через веру и близость к Богу сознание человека может быть превращено из основных животных желаний (представленных массой планетарных металлов) в чистое, золотое, богоподобное сознание, просвещенное и искупленное, и манифестация Бога в нем от малой искры превращается в великое и славное Бытие; если основные металлы умственного невежества через процесс учения и старания могут быть превращены в трансцендентные гений и мудрость, так почему же процессы, осуществимые в этих двух мирах, не могут быть осуществлены в третьем мире? Если духовные и умственные элементы вселенной могут быть приумножены в их выражении, тогда по закону аналогии материальные элементы вселенной также могут быть умножены, если при этом задействованы необходимые процессы. То, что истинно в высшем, истинно и в низшем. Если алхимия является великим духовным фактом, тогда она является и великим материальным фактом. Если она имела место во вселенной, тогда она должна иметь место в человеке; если она имела место в человеке, она должна иметь место и в растениях и минералах. Если во вселенной растет хоть одна вещь, тогда во вселенной растет все. Если может быть приумножена одна вещь, тогда могут быть приумножены все вещи, «потому что высшее согласуется с низшим, а низшее согласуется с высшим». Как искупление души сокрыто мистериями, так и секреты искупления металлов скрыты, дабы они не попали в руки профанов и не были извращены. Если кто‑ либо хотел выращивать металлы, он должен был изучить секреты металлов: он должен был сначала понять, что все металлы, подобно всем камням, растениям, животным и вселенным, выращиваются из семени, и что это семя уже находится в теле субстанции (лоно Непорочной), потому что семена человека находятся во вселенной еще до рождения его (или до выращивания его), и подобно тому как семена растений существуют все время, хотя сами растения живут ограниченный срок, семена духовного золота и материального золота вечно присутствуют во всех вещах. Металлы выращиваются веками, потому что жизнь передается им солнцем. Они растут неощутимо, в форме маленьких кустов. Методы выращивания различаются в зависимости от вида и величины металла. Одна из великих аксиом гласит: «Во всем есть семена всего», хотя в простых процессах природы они могут оставаться скрытыми многие века или же растут чрезвычайно медленно. Следовательно, каждая песчинка содержит не только семена драгоценных металлов и семена драгоценных камней, но и семена солнца, луны и звезд. Подобно тому как природа человека отражает всю вселенную в миниатюре, каждая песчинка, каждая капля воды, каждая частичка космической пыли скрыты во всех частях и элементах космоса в форме маленьких зародышей, столь малых, что даже самый мощный микроскоп не может распознать их. В триллионы раз меньшие, чем ионы или электроны, эти семена, нераспознаваемые и непостижимые, ожидают своего времени, чтобы проявиться и начать расти (ср. с монадами Лейбница). Есть два метода, посредством которых может быть обеспечен рост. Первый – природа, потому что природа является алхимиком, достигающим кажущегося невозможным. Второй – это искусство, и посредством этого искусства результат достигается за сравнительно короткое время, тогда как природе для этого требуется бесконечно много времени. Истинный философ, желая осуществить Большую Работу, согласует свой метод с законами природы, осознавая, что искусство алхимии есть просто метод, скопированный у природы, но с помощью некоторых секретов формула в значительной степени укорачивается, а процесс существенно интенсифицируется. Природа для достижения своих чудес должна работать либо экстенсивно, либо интенсивно. Примером экстенсивных процессов природы являются миллионы лет отвердения, которые являются причиной превращения черного углерода в алмаз. Интенсивным процессом является искусство, которое является верным слугой природы (о чем говорил д‑ р А. Ди), дополняя каждый ее шаг и сотрудничая с ней всеми возможными способами. «Поэтому в своей философской работе природа и Искусство должны любить друг друга так, чтобы искусство не требовало того, что отрицает природа, а природа не отрицала того, что усовершенствовано Искусством. Потому что природа уступчива, она повинуется каждому художнику, в то время как служитель искусства помогает ей в своих трудах и никак не препятствует» (см. «Химические собрания» д‑ ра А. Ди). Посредством этого искусства семя, которое находится внутри души камня, может расти столь быстро, что в несколько мгновений из семени может вырасти большой алмаз. Если бы семени алмаза не было в граните, мраморе и песке, из них никогда не могло бы вырасти алмаза. Но поскольку семя находится во всех вещах, алмаз может вырасти из любой субстанции во вселенной. С некоторыми субстанциями, однако, это чудо выполнить гораздо легче, потому что в них эти зародыши были уже давно оплодотворены и таким образом более подготовлены для оживляющего процесса искусства. Подобным же образом, научить одних людей мудрости легче, нежели других, потому что в одних уже есть основание, на котором производится работа, в то время как у других мыслительные способности остаются дремлющими. Алхимия, таким образом, может считаться искусством увеличения и приведения в совершенное состояние уже имеющихся процессов. Природа может осуществлять желаемые ею цели, или же из‑ за разрушительного воздействия одного элемента на другой она может этого не делать. Но с помощью истинного искусства природа всегда достигает своих целей, потому что это искусство не пустому времяпрепровождению, ни вандализму стихий. В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которых хотели достичь алхимики:
Таким образом, выполнение в лаборатории, насколько это возможно, процессов, над которыми Природа работала внутри земли, было главной целью алхимиков. Семь главных проблем занимали их внимание: Приготовление сложного вещества, называемого эликсиром, универсальным лекарством или философским камнем, который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций. Создание гомункулуса, или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй. Приготовление универсального растворителя, который бы растворял любую субстанцию. Палингенез, или восстановление растений из пепла. Если бы они преуспели в этом, у них была бы надежда оживлять мертвых. Приготовление spiritus mundi, мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота. Извлечение квинтэссенции, или активного первоисточника всех субстанций. Приготовление aurum potabile, жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу.
|